,

$ 80.31 90.1

Техника

Эксперты ЛАНИТ рассказали о развитии рынка BI в России

Согласно результатам авторитетных исследований, к концу 2022 года рынок российского ПО из сферы Business Intelligence (BI) вырастет на 10-12%, или даже больше, в связи со стремительным переходом на российские аналоги, идею которого активно развивает правительство страны.

Эксперты утверждают, что победа в отраслевой конкурентной борьбе зависит не только от больших массивов данных, которыми обладают компании, но и от их способности оперативно анализировать всю накопленную микро- и макроэкономическую информацию с использованием программных продуктов класса BI-аналитики.

Из-за тренда на развитие общемирового рынка BI-систем, согласно прогнозам MarketsandMarkets, к 2025 году он достигнет $33,3 млрд. В России этот процесс будет идти, в том числе, благодаря запланированной правительством установке ограниченного срока перехода на отечественное ПО, что также затронет и частный бизнес.

По мнению директора департамента управленческого консалтинга компании НОРБИТ (входит в группу ЛАНИТ) Дмитрия Сысоева, в контексте мирового развития BI-систем локальный тренд на импортозамещение усиливается стремлением заказчиков монетизировать имеющиеся большие массивы данных. В последние годы появляется множество технологий, позволяющих увеличивать скорость обработки данных (например, in-memory), способствующих развитию AI- и ML-инструментов и упрощающих переход от анализа факта к предиктивному и сценарному моделированию.

Дмитрий Сысоев отметил, что сейчас в России сохраняется нацеленность на разработку конкурентоспособных BI-систем, уровень которых будет соответствовать программным продуктам западных вендоров.

Кроме того, рассказал эксперт, сегодня на отечественном рынке представлено около 40 решений, часть которых уже вполне можно считать зрелыми и предлагать даже самым требовательным клиентам. “У других еще слишком мало опыта внедрений, но так или иначе все проекты развиваются, и это определенно положительным образом скажется на рынке”, — добавил он.

Директор по продвижению продуктовых решений Goodt (группа компаний ЛАНИТ) Иван Лихачев также делает акцент на том, что уход зарубежных вендоров стал причиной роста востребованности отечественных BI-решений, а также увеличения числа предложений от различных российских поставщиков. Вместе с тем, для того, чтобы использовать их в качестве основы для полноценного рыночного продукта, нужно дополнительное время и инвестиции.

Иван Лихачев отметил, что одновременно с развитием функциональных возможностей аналитического решения Insight для создания бизнес-приложений с использованием большого объема данных, компания Goodt активно инвестирует в его “продуктивизацию”. Для этого компания расширяет партнерскую сеть, разрабатывает обучающие и маркетинговые материалы и проводит публичные вебинары. Кроме того, в планы компании входит запуск профессионального комьюнити и открытие доступа к облачной демоверсии Insight.

Российский рынок BI сейчас объединяет пять ключевых трендов: импортозамещение, запрос на качественную визуальную составляющую, технологический тренд, связанный со сбором больших объемов данных, использование BI-решений для эффективного управления и переход от анализа факта к моделированию будущего. В начале 2023 года, после утверждения списков ПО для дальнейшей интеграции, в России резко возрастет спрос на услуги интеграторов, которые уже накопили лучшие практики и необходимую экспертизу в ходе реализации различных проектов по адаптации базовых решений под нужды конкретных компаний. Дмитрий Сысоев объяснил, что уже сейчас компании сталкиваются с задачами, касающимися совместимости ПО, использования новых операционных систем и баз данных, новых инструментов визуализации и обработки данных. В ближайшие несколько лет, считает эксперт, эта тенденция сохранится, поскольку необходимо время для того, чтобы продукты, в том числе российские операционные системы, начали взаимодействовать друг с другом так, как этого требует бизнес.

Сейчас наибольшей востребованностью BI-системы пользуются в компаниях, которые уже в течение долгого времени занимаются сбором и обработкой больших данных. В их число входят компании финансовой сферы, ритейл, нефтегазовая отрасль, провайдеры логистических услуг и крупные IT-компании. Также BI-решения внедряют многие государственные ведомства и аналитические центры, которые, как заметил Иван Лихачев, первыми обратились к отечественным BI-продуктам и выступили референсными клиентами для остальных индустрий. Таких результатов госведомства добились за счет регуляторных норм, которые обязывают их в процессе госзакупок отдавать предпочтение  отечественному ПО.

Президент группы компаний ЛАНИТ Филипп Генс обратил внимание на то, что сценарий развития BI-систем зависит, в том числе, от кадрового потенциала компаний и уровня профессиональных компетенций IT-специалистов. Дмитрий Сысоев добавил, что на данный момент сохраняется нехватка IT-кадров, которая в ближайшем будущем будет только расти. Поэтому, уверен он, в приоритете должно быть развитие собственных команд, а не на привлечение опытных сотрудников из конкурирующих компаний.

“Мы плотно работаем с вузами, регулярно проводим обучение для своих сотрудников, в первую очередь в наших региональных офисах, организуем регулярные стажировки, запускаем собственные программы повышения квалификации”, — рассказал эксперт.

 Важным фактором, способствующим выводу российских BI-продуктов на новые рынки, могут стать меры государственной поддержки, реализацией которых сейчас активно занимается Минцифры. В начале сентября ведомство приступило к рассмотрению представленного разработчиками “Руссофт” плана развития экспорта российского программного обеспечения.

Документ включал описания следующих мер: включение экспорта IT-решений в приоритеты нацпрограммы “Цифровая экономика”, формирование единого каталога платформенных решений, популяризация отечественного ПО через институты торговых представителей, службы “Цифровые атташе”, а также разработка механизма зачета входящего НДС при зарубежных поставках российских программных продуктов и цифровых услуг, подобного тому, который уже действует в отношении товаров.