Экономика
Зерновой кластер Республики Казахстан: состояние, проблемы и перспективы
Лента новостей
Кинопарк «Москино» приглашает гостей на мероприятия проекта «Зима в Москве»
Форум Meet Global MICE Congress: BRICS Edition объединит в Москве экспертов из разных стран
Нацпроект «Инфраструктура для жизни» поспособствует улучшению качества жизни в регионах
Фальшивка на Госуслугах: нотариат предостерегает от схем с доверенностями
Основная цель исследования — раскрыть современное состояние зернового производства в Республике Казахстан, а также рассмотреть перспективы развития зернового кластера в экономике республики.
Материалы и методы исследования
Значительный вклад в исследование значения и роли кластера в развитии экономики внесли российские и зарубежные ученые М. Портер, В.В. Литовченко, А.А. Шарф, В.С.Фатеев, О.А.Васильева, В.И.Пилипенко и другие. В исследовании используются методы: обобщение от частного к общему и от общего к частному, анализ, прогнозирование, экономическая оценка (аналогия). В ходе написания статьи использованы различные источники литературы: научная литература, статистические данные и т.д.
Результаты исследования
Расширение глобализации и международной конкуренции требуют новых подходов к социально-экономическому развитию страны и ее территорий. Развитие конкурентоспособности путем стимулирования существующего экономического потенциала становится приоритетом экономического развития во многих странах и бизнес структурах. Поэтому перед лицом растущих глобальных интеграционных процессов и ускорения трансформации экономических систем, вызванных как политическими, экономическими причинами, так и научно-техническим прогрессом, нужны новые методы для гарантирования конкурентоспособности интегрированных экономических систем. В этом случае, одним из таких методов является кластерная политика, способность эффективно применять экономический потенциал и стимулировать экономический рост объединенных ассоциаций. Кластерная политика в зарубежных странах служит как одна из самых эффективных форм структурной организации отношений во внутренней окружающей среде региона, в экономической теории и практике территориального развития кластера подход рекомендовал себя как один из доминантных.
Стратегии, предназначенные для поддержки кластеров, в целом понимаются как географические концентрации взаимосвязанных фирм и родственных игроков (специализированных поставщиков, университетов и т.д.)
Цель кластерной политики заключается в том, чтобы всесторонне усилить отдельную региональную экономику, и таким образом национальную экономику. Однако цель различных инструментов политики будут варьироваться в зависимости от типа кластера и региональных нужд
Преимущество кластерной политики заключается в том, что она придает большое значение микроэкономическому компоненту экономического развития, а также пространственным и социальным аспектам экономического развития. Кроме того, кластерная политика использует эффективные инструменты для продвижения территориального развития, которое, очевидно, ведут к увеличению занятости, повышает конкурентоспособность региональных производственных систем, росту доходов и др.
В настоящее время отдельная особенность кластеризации экономики заключается в активной роли государственных органов в определении кластеров, поддержки кластерных инициатив, поощрение их развития и оценки эффективности процесса кластеризации [1].
Кластеры являются ключевым элементом и инструментом современных инновационных стратегических действий. В некоторых странах кластерные стратегии введены недавно, когда в других странах они начали применяться еще с 1990-х годов.
В последние годы появились новые возможности по обмену лучшим опытом между странами, международное сотрудничество и сходимость между регионами и странами для продвижения политики. Учреждение международных стратегических организаций сотрудничества кластера, сравнение кластерных стратегий, а также сопоставительный анализ кластерных организаций и программ вызвали большой скачок вперед в развитии кластерных стратегий и кластерных программ.
Кластерная политика и родственные явления (сети и платформы) продвигаются различными уровнями правительства: наднациональный (как Европейский Союз), национальный, региональный и местный. Какой уровень будет осуществлять какую политику определяется несколькими факторами, как поддерживается отпечаток ожидаемых положительных избытков, доступные ресурсы и инструменты, способность к разработке и применение такой стратегии
Примеры кластеров существуют как в промышленном секторе, так и в сфере услуг. Кремниевая Долина (Калифорния) и Бангалор (Индия) – широко известные программные кластеры. Уолл-стрит (Нью-Йорк) и Цюрих – крупные кластеры финансовых центров. Многие из этих кластеров начинали без явной, определенной кластерной политики, хотя действия государственного сектора, тем не менее, играли важную роль в аспектах их развития.
Примеры кластерной политики на национальном уровне включают Pôles de Compétitivité во Франции, центры экспертизы в Финляндии или японские промышленные кластеры и кластеры знаний. Многие регионы и города имеют программы поддержки своих кластеров. Часто такая политика требует сотрудничества между фирмами и учреждениями знаний.
Кластерные стратегии также продвигаются различными стратегическими потоками, которые влияют на цели и используемые инструменты. Стратегические потоки в целом продвигаемые стратегиями типа кластерных, включают: политику регионального экономического развития, научные/технологические/инновационные стратегии, стратегии индустрия/предприятие, и даже стратегии высшего образования.
Кластерная политика существует и в развитых, и в развивающихся странах, варьируется в зависимости от состава участников, структуры и типов продуктов и услуг, особенностей местоположения, а также уровня и стадии их развития.
Формирование кластера приводит к развитию конкуренции между территориями, которое позволяет привлечь дополнительные инвестиции в развивающихся областях. Применение кластерной политики имеет целью оптимизацию развития территорий на базе новых технологий, которые в состоянии начать развитие кластерных формирований по предопределенным целям, направлению и области развития в контексте существующих возможностей. Распространенность кластеров в экономике вместо отдельного функционирования компаний очень важно для регионального развития, где существует высокая географическая концентрация взаимодействующих отраслей. Развитие кластера как новой формы управления, экономического взаимодействия и коммуникаций может достигнуть определенного значительного социально-экономического воздействия на область.
Зарубежный опыт использования кластерной политики в отношении к менеджменту территориального развития очень разнообразный. Рассматривая практику кластерной политики в развитых и развивающихся странах, можно отметить важный момент: не существует стандарта, идеального метода и схем формирования и развития территориальных индустриальных кластеров.
Каждая страна разрабатывает свой собственный метод формирования и управления кластерами и организовывает деятельность государственных органов, ответственных за осуществление национальной стратегии промышленной конкурентоспособности территории [1]
Доказано и общеизвестно, что развитие кластера – долгосрочный проект. Чтобы удовлетворить специфические условия развития, поддержка кластера должна проводиться на долгосрочной основе, по меньшей мере 5-10 лет. Это означает, что требуется долгосрочная, но гибкая поддержка кластеров и организации по управлению кластерами со стабильными принципами.
Исследования и разработки и программы по развитию бизнеса, которые не сфокусированы специально на кластерах, инвестициях в инфраструктуру, внедрении регулирования для поддержки экономического развития путем создания рынков для новых товаров и услуг, а также макроэкономических и фискальных стратегиях, проводимых для окружающей среды бизнеса, должны поддерживаться кластерной программой. Таким образом, кластерные программы должны разрабатываться путем интегрированной стратегии кластерного развития совместно развиваемую и поддерживаемую соответствующими государственными подразделениями. Чтобы достичь высокого экономического эффекта для кластерных организаций, требуются скоординированные и совместные усилия широкого круга правительственных подразделений [2].
В последние годы в Казахстане в зерновом производстве основным направлением являлось стимулирование бизнеса к повышению продуктивности полей за счет диверсификации в растениеводстве, внедрения новых технологий, химизации, субсидирования семеноводства, технического перевооружения, удешевления стоимости минеральных удобрений, гербицидов, услуг по доставке поливной воды, определению качества семян и т.д. [3].
Таблица 1. Поддержка растениеводческой отрасли в Казахстане
Направления государственной поддержки |
2010 |
2011 |
2012 |
Удешевление стоимости минеральных удобрений |
3215 |
4095 |
5013 |
Субсидирование стоимости элитных семян |
2088 |
2422 |
2451 |
Удешевление стоимости ГСМ и ТМЦ |
14206 |
18098 |
20114 |
Удешевление стоимости гербицидов |
600 |
1859 |
1859 |
Возмещение ставки вознаграждения по лизингу техники |
40 |
|
|
Субсидирование закладки и выращивания многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда |
1513 |
1520 |
1836 |
Определение сортовых и посевных качеств семян |
257 |
271 |
292 |
Субсидирование экспертизы качества казахстанского хлопка |
54 |
247 |
387 |
Удешевление расходов на транспорт при экспорте зерна |
11828 |
5000 |
20091 |
Закуп зерна в государственные ресурсы |
11250 |
12750 |
6750 |
Поддержка страхования в растениеводстве |
100 |
1203 |
65 |
Субсидирование стоимости услуг по доставке воды |
1492 |
1566 |
1566 |
Перемещение продовольственного зерна (для высвобождение ХПП) |
1135 |
1700 |
1745 |
Хранение и перемещение зерна государственного резерва продовольственного зерна |
851 |
911 |
943 |
Кредитование на организацию проведения весенних полевых работ |
42600 |
64339 |
57398 |
Итого |
91328 |
115981 |
120509 |
Примечание – Мастер-план «Стабилизация зернового рынка». Официальный Интернет-ресурс Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан. mgov.kz/ru/master-plany |
Все эти меры позволили достичь успехов в производстве зерна. За 2008-2012 годы среднегодовой объем производства зерна в республике составил 17,7 млн. тонн, что на 2,2 млн. тонн или 14% выше по сравнению с предыдущим пятилетием. Среднегодовая урожайность зерновых культур увеличилась соответственно на 0,3 ц/га или 2,8% (рис. 1).