,

$ 91.67 102.04

Экономика

«Зелёная» экономика в сельском хозяйстве Российской Федерации

Введение

Сельское хозяйство Российской Федерации нуждается в развитии.

Экономические показатели продуктивности регионов постепенно незначительно увеличиваются, но производственный потенциал постоянно снижается.

Основные положения «зелёной» экономики отображаются в Программе ООН по окружающей среде ЮНЕП  [1]. Главные ориентиры этой программы направлены на повышение благосостояния людей и сокращение классового неравенства с минимизацией риска для окружающей среды.

Концепция «зелёной» экономики основана на понимании того, что производство зависит от окружающей среды и поэтому все направления ориентированы на экономное расходование природных ресурсов, в также их сохранение.

Понятие «зелёной» экономики охватывает все структурные компоненты сельского хозяйства  [2]. Можно выделить несколько фундаментальных положений «зелёной» экономики, которые подходят для сельского хозяйства Российской Федерации:

Материалы и методы

Можно выделить несколько основных факторов, которые требуют пересмотра [3]:

  1. Использование устаревших технологий обработки почвы, которые снижают её плодородность и приводят к сокращению размеров пашни.
  2. Использование неэффективных технологий производства, в основе которых лежит неквалифицированный труд.
  3. Отсутствие налаженного сотрудничества между малыми формами хозяйствования и крупными производителями, что снижает возможности сбыта продукции.
  4. Ограниченные материальные и производственные ресурсы для дальнейшего развития. 

С учётом этих факторов, возникает необходимость пересмотра подхода к внутренней реорганизации сельского хозяйства. Мировой тенденцией является переход на «зелёную» экономику, которая ориентирована на рост благосостояния и сохранение окружающей среды.

Результаты и обсуждение

Необходимость действий, исходящих из ограниченных материальных и природных ресурсов

Необходимость перехода на «зелёную» экономику обусловлена сильной зависимостью всех секторов от ресурсодобывающей отрасли и технологий. Основными углеводными носителями являются нефть, уголь и газ. На сегодняшний день в мире только несколько государство занимаются экспортом сразу всех трёх типов энергоносителей — Россия, Казахстан, Норвегия и Канада [4].

При этом Россия является самым крупным стратегическим экспортёром. Однако показатели комплексности ресурсной базы показывают, что страна постепенно теряет свои позиции, старая модель развития себя исчерпала. Эффективность политики распределения внутренних ресурсов и социальной направленности экономики можно проследить на соотношении внутренней ресурсной ренты (цен на бензин и сырьевую нефть). Россия попадает в категорию стран с умеренной социальной ориентированностью — этот показатель в стране составил 40,6%, в США этот показатель составил 31,1% [5]. 

Из этого проистекает, что страна входит во второй эшелон, с неэффективной политикой распределения ресурсов. Кроме того, из-за влияния санкций, зависимость других стран от ресурсов страны снизилась. Таким образом, необходим пересмотр использования ресурсов в пользу удовлетворения внутренних необходимостей страны [6].

Взаимосвязь производства и окружающей среды

Внутри экосистемы всё взаимосвязано. Использование химических удобрений и больше количество выбросов в атмосферу приводят к увеличению хронических заболеваний у населения. Если обратить внимание на статистику, то можно заметить, что в последние годы в России постепенно увеличивается смертность от вегетососудистых заболеваний, что обусловлено высокой дозой выбросов в атмосферу ядовитых газов.

Кроме того, многие химические вещества поступают в организм человека через пищу, выращенную в земле с использованием химических удобрений [7].  Поскольку в рамках «зелёной» экономики сельское хозяйство воспринимается как базовый элемент индустриального сектора в обеспечении продовольственной безопасности страны, необходимо повышать экологическую безопасность этой отрасли. 

Необходимость пересмотра системы требований в пользу сохранения окружающей среды 

На текущем этапе сельское хозяйство не может удовлетворить потребительским требованиям и обеспечить продовольственную безопасность страны. Главной проблемой сельского хозяйства является неконтролируемый расход ресурсов. Весь аграрный сектор использует морально устаревшие технологии, которые не отвечают современным требованиям [8].

Для обработки почвы используется техника, закупленная ещё при Советском Союзе, производственные помещения, также не соответствуют современным нормам. Использование неэкономного производственного оборудования приводит к несоразмерным тратам бюджета. Из-за устаревшей инфраструктуры между городским и сельским хозяйством образовался сильный экономический разрыв, который тормозит развитие сектора [9]. 

Складывается парадоксальная ситуация — Россия имеет одну из самых больших территорий, отведённых под сельскохозяйственные нужды в мире, но при этом весь потенциал не используется, а плодородные площади только сокращаются.

Это свидетельствует он неэффективности старой сырьевой модели. Таким образом, на первое место выходит перераспределение в пользу грамотного использования природных ресурсов с целью постепенного восстановления экосистемы. Для России на данном этапе характерен подход, не учитывающий экологические нормы. В результате чего страдает качество продукции и здоровье граждан [10].

Зелёная экономика преследует своей целью создание устойчивого сельского хозяйства (SARD — Sustainable Agricultural Rural Development), при котором производители поставляют на рынок безопасные для здоровья продукты, которые укрепляют здоровье.

При таком типе ведения сельского хозяйства, развитие отрасли достигается за счёт равномерного роста производительности труда, обусловленного сбалансированным распределением ресурсов и тесным взаимодействием всех представителей отрасли. При этом «зелёная» экономика нацелена на сохранение сельского хозяйства, как главного рычага индустриального развития. 

В UNEP отмечено важное положение, которое может повлиять на сложившуюся ситуацию в сельскохозяйственной отрасли [11]. Согласно этому положению в ценах на сельскохозяйственные продукты на учитываются затраты на ресурсы по восстановлению земли.

Исходя из этого, цены на сельскохозяйственные продукты должны быть выше. Кроме того, возрастает роль государственного субсидирования. Однако такой шаг позволил бы повысить рентабельность сельского хозяйства и сократить технологический разрыв между отраслями. 

Основные приоритеты для сельского хозяйства России 

В рамках «зелёной» экономики приоритет отдаётся новым технологиям, способствующим сохранению окружающей среды. Например, в пользу использования органических удобрений вместо химических [12].

Выводы

Можно выделить несколько приоритетных направлений «зелёной экономики, актуальных для сельского хозяйства Российской Федерации: 

1) Постепенный перевод производственных мощностей на альтернативную энергетику 

Для российского сельского хозяйства этот шаг является стратегически важным ввиду старения электрической инфраструктуры, которая строилась согласно старым стандартам и стратегии, которая не учитывала ограниченные ресурсы природных ископаемых [4,13]. Для применяемой в России модели энергопотребления характерно использование ресурсоёмких источников энергии. Однако основные элементы инфраструктуры строились ещё в прошлом столетии. Фонды постепенно устаревают и не могут справляться с ресурсоёмкими нагрузками [14]. 

Переход на «зелёную» энергетику позволить снизить количество производственных выбросов. Согласно принятой директиве Европарламента, доля источников альтернативной энергии в странах должна составлять 20%. Согласно докладу Ren21, источники возобновляемой энергетики используют 144 страны, из них 138 стран поддерживают развитие «зелёной» энергетики на государственном уровне [15]. В США альтернативные источники энергии используют 80% городов. В 2014 году в Бразилии стоимость ветровой энергетики снизилась по сравнению с электроэнергетикой. Стоимость 1 мегаватт электрической энергии на тот момент составляла 64,53 долларов США, а стоимость 1 мегаватта на электрических установках 62,65 долларов США [16].

На текущий момент российский топливный и энергетический потенциал не соответствует мировому уровню. Внутреннее потребление комплекса составляет порядка 53%. Крайне слабо развита энергетическая структура в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, где централизованное электроснабжение охватывает лишь треть территории [17]. Ввиду этого имеется обширный потенциал для развития ветровой энергетики. Обновляемые источники энергии могут обеспечить электроснабжение в тех местах, где отсутствуют электростанции. Согласно «Энергетической стратегии России на период  до 2030 года» будет производиться поэтапная работа по развитию возобновляемой энергетики. Эксперты оценивают потенциал ветрогенераторов в 1000 мВт [18]. 

2) Налаживание тесной кооперации между представителями сельского хозяйства для гармоничного развития отрасли 

На протяжении длительного времени на российском продовольственном рынке были представлены импортные товары, с которыми продукция отечественного производителя не могла конкурировать.  Сейчас многие иностранные компании ушли, но положение отечественных производителей не изменилось, поскольку рынок контролируют крупные компании, имеющие собственное производство [19]. Существует необходимость в налаживании рынка сбыта товаров для малых форм хозяйствования.

Если обратиться к мировому опыту, то можно отметить, что у крупных городов налажено тесное сотрудничество с региональными производителями сельского хозяйства. Основную роль берут на себя крупные производители, а представители фермерских хозяйств, в свою очередь, заключают с предприятиями контракт на поставку продуктов, выступающих в качестве сырья. Таким образом, малые хозяйственные форме оказываются вовлечены в индустриальный процесс [20]. 

Индустриальную модель ведения сельского хозяйства, основанную на использовании механического производства, нельзя назвать идеальной, поскольку она является расточительной  и предъявляет высокие требования к получаемому товару. Однако традиционная модель ручного труда не может покрыть элементарных региональных продовольственных требований. Таким образом, существует необходимость в выработке собственной модели взаимодействия малых форм хозяйствования и представителей крупных компаний.