,

$ 70.75 78.55

Экономика

Управленческие аспекты сельским хозяйством в условиях вступления в ВТО

Введение 

Правительство утвердило «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной деятельности, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Данный документ является дорожной картой для аграрного комплекса. В тоже время документ касается самых сложных проблем аграрного сектора, без решения которых функционирование сельского хозяйства не представляется возможным [1]. На данный момент в сельском хозяйстве складывается такая ситуация, при которой по отдельным направлениям показатели превышают уровень 1990 года, а по другим, напротив, наблюдается капитальное снижение. Так, начиная с 2012 года, в стране урожай зерновых увеличился почти в 2 раза, при этом в животноводстве наблюдается обратная ситуация. 

Материалы и методы

  • С помощью аналитических методов изучены основные производственные показатели.

  • Проанализирован исторический опыт функционирования сельского хозяйства в рамках рыночной модели.

  • Обозначены основные приоритеты, требующие изменения

Результаты и обсуждение

В период с 1990 по 2012 год поголовье скота сократилось в 2,8 раз [2]. И только в 2012 году было отмечено некоторое улучшение ситуации. Это свидетельствует о том, что Россия отстаёт от стран Европы по целому ряду показателей. При этом страна очень зависима от импортируемой продукции.

   

Производство основных продуктов животноводства (убойный вес). Источник: Росстат

Основная проблема заключается в отсутствии баланса между отраслями сельского хозяйства. Рассматривая сельское хозяйство, как отдельную отрасль экономики, стоит учитывать все подотраслевые структуры, такие как обслуживание основных средств, переработка и эксплуатация сырья, кадровый потенциал, инфраструктура, образование и другие аспекты, без которых невозможно нормальное функционирование отрасли [3]. При административно-командной экономике все сферы действовали слаженно, но сейчас наблюдается нарушение взаимодействия. Переход на рыночный механизм вызвал деструктивное воздействие именно в производственной цепочке, поскольку отсутствие финансирования и возникший ценовой диспаритет сильно отразились на качестве жизни в сельской местности. Без новой техники обрабатывать землю было сложно, а комплектующие были слишком дорогие. В результате снизилось число обрабатываемых территорий. В первые годы из обихода вышли 5 тысяч гектаров, в дальнейшем число территорий увеличилось 12 тыс. гектаров, в это повлекло за собой снижение не только урожайности, но и поголовье скота [4].

Из-за ухудшения качества жизни наблюдается отток населения. В первую очередь это касается специалистов. В среднем в регионах укомплектованность специалистами в сельском хозяйстве составляет от 3 до 5 человек, что крайне мало, учитывая обширные территории и специфические проблемы. Специалисты оканчивая высшее заведение, находят работу не по специальности [5]. Всего в период с 1990 по 2010 год численность специалистов в сфере сельского хозяйства сократилась на 7000 тыс. должностей. Таким образом, сокращается и кадровый потенциал сельскохозяйственной отрасли, поскольку люди уезжают в города и предпочитают оставаться там. Следствием такой тенденции является низкая эффективность управления сельским хозяйством. В сельской местности насчитывается свыше 304 тыс. фермерских хозяйств, которые потенциально могут стать прибыльными [6].

Для этого необходима мощная государственная поддержка. Причём в существующих условиях необходимо в корне менять саму систему управления, поскольку на данный момент она демонстрирует свою несостоятельность. Страна имеет огромный потенциал, связанный с обширными территориями, но в текущей ситуации географическое положение становится отрицательным фактором, поскольку управление огромными территориями проблематично [7]. Проблема актуальна из-за вступления страны в ВТО. Модернизация сектора требует повышения эффективность производства. В России производительность труда ниже, чем в странах Европы в среднем в 7-10 раз, в то время как её себестоимость выше [8]. 

Управлением занимаются региональные органы, которые зачастую действуют несогласованно с федеральными структурами, поскольку по закону не отвечают за продовольственную безопасность. Это порождает множество возможностей для коррупции и нецелевого расхода средств.

Поскольку в сельскохозяйственной отрасли используются преимущественно старые технологии, существует возможность подмены зерна, высевания в место элитных семян, худшего качества, а для удешевления продукции используются низкокачественные заменители [9]. В качестве примера можно привести скандал возникший вокруг ОАО «Хладокомбинат» из Благовещенска в Приморском крае, в продукции которого были обнаружены растительные жиры. Такой случай далеко не единичный. По данным Росстата, на сельское хозяйство приходится 11% коррупционных нарушений. В рейтинге злоупотребления положением отрасль в период с 2008 по 2012 год занимает третью позицию [10]. Из бюджета ежегодно выделяются средства на поддержку аграрного сектора, но до конечного потребителя ходит лишь часть этих средств. Новая федеральная программа предусматривает на финансирование  мероприятий 2,28 трлн. рублей, из них 1,51 млрд. составят расходы из федерального бюджета [11].

Следовательно, существует необходимость в усилении контроля над административным аппаратом и расходом бюджетных средств, а также обеспечением прозрачности движения средств. Чтобы можно было контролировать закупки партий семян, а при сборе урожая — определить происхождение партии зерна. Достигнуть этого можно путём внедрения современных средств учёта и формирования базы данных. Внедрения средств НИОКР, в частности облачных электронных сервисов бухгалтерского учёта, таких как «С1: Предприятие» и «СКБ-Контур»  позволит отслеживать движение финансовых средств и контролировать принятие решений непосредственно из федеральных органов [12].

За рубежом действует система сертификации семян, поэтому происхождение любой партии элементарно определить сверив с базой данных. Контроль происхождения обеспечит не только финансовую, но и продовольственную безопасность, в особенности это актуально с учётом постоянного ухудшения экологии. Необходимо обеспечение безопасности производственного процесса. Много шума вызвал инцидент с подменой пищевого масла в техническим в кормах для домашнего скота [13]. Технический корм содержит высокий процент диоксида и повышает риск инфекционных заболеваний. В период с 2008 по 2010 год в Европе были зафиксированы случаи использования кормов с диоксином. Таким образом, необходим мониторинг условий выращивания урожая и корма скота [14]. В частности, необходимо привести не только крупный, но и мелкий бизнес к санитарным нормам, в особенности это касается семейного бизнеса в сфере животноводства, где хозяева стараются экономить на производстве, чтобы обеспечить окупаемость.

Существующая система управления не может функционировать в рамках рыночного механизма, в силу слабого развития социальных норм. Рыночный механизм подразумевает высокий уровень конкуренции, которая сможет стимулировать развитие бизнеса и удовлетворять социальные запросы [15]. В существующих условиях развитие конкуренции сложно, поскольку доля малого предпринимательства в регионах не превышает 10%. Малым предпринимателям предстоит преодолеть немало препятствий, связанных с отсутствием возможности ведения бизнеса, связанных с налогообложением, отсутствием инфраструктуры и несовершенством управляющего аппарата [16]. Для формирования конкуренции хозяйственная экономическая система должна обеспечить реализацию основных социальных задач, которые могут защитить интересы жителей села.

В первую очередь, речь идёт об улучшении таких немаловажных аспектов, как инфраструктура и индустрия социальных услуг. Тенденция к повышению конкуренции была отмечена после вступления страны в ВТО, когда на рынке увеличилось число иностранных товаров. Однако предприниматели предпочитают реализовывать свою продукцию в пределах собственных регионов, что связано с высокими затратами на логистику и характером продукции [17]. Из 83 субъектов Российской Федерации для ведения сельского хозяйства подходит только 20 субъекта, а 58 из них признаны неблагоприятными ввиду своих климатических условий. Этот фактор не только требует усиленной поддержки государства, но и заставляет говорить о том, что обозначенные регионы являются депрессивными [18].

Это означает, что несмотря на ограничения, которые накладывает вступление страны в ВТО, согласно правилам организации, у государства есть возможность всесторонне помогать депрессивным регионам. Согласно правилам ВТО, государство не имеет права регулировать гражданско-правовые отношения, которые влияют непосредственно на макроэкономическое положение, включая вопросы обороны и безопасности. В тоже время, государство обязано сформировать условия, оптимальные для благоприятной торговли.

  • Меры по развитию должны включать в себя налаживание взаимодействия между всеми управляющими структурами;

  • Мониторинг движения бюджетных финансовых средств и повышение прозрачности аграрного сектора;

  • Развитие инфраструктуры;

  • Развитие инструментов, повышающих конкуренцию внутри регионов и способствующие привлечению финансов (кооперация, страхование, лизинг).

 

Выводы

Необходимость развития этих направлений можно проследить на примере транспортной инфраструктуры. Ввиду низкой численности сельского населения в соотношении с занимаемыми территориями, во многих населённых пунктах такие социально значимые учреждения как школы и больницы находятся на расстоянии намного большем, чем это предусмотрено социальными стандартами.

Зачастую такие учреждения находятся только в районных центрах Ввиду этого на преодоление расстояния тратится намного времени, чем в городах [19]. Отсутствие образовательных и культурных заведений, стимулирует людей перебираться в города. В обязанности государства входит разработка и реализация стратегии развития отрасли, включая региональные программы, административная и финансовая поддержка регионов, обеспечение и регулирование прав собственников, а также поддержание баланса между отраслями и обеспечение доступа к рынку сбыта товаров [20].

Обеспечение и защита прав работников, улучшение условий для привлечения новых кадров, включая развитие инфраструктуры.