,

$ 75.86 90.46

Экономика

Роль мотивации обучающихся в повышении качества образования в сельскохозяйственных вузах

Актуальность настоящей статьи в начале 2017 года определяется существование проблемы повышения качества образования, потребностью в высококвалифицированных специалистах в сельском хозяйстве. Дополнительную актуальность данной статье придает дискуссия по вопросам направлений развития образования в России. Данная дискуссия по вопросам повышения качества  и развития сельскохозяйственного образования проходит и в связи с изменением внешних и внутренних факторов социально-экономической действительности, а так же в связи с усилением влияния информационных технологий и личностных факторов в высшем профессиональном образовании в нашей стране.

Анализ тенденций в сельскохозяйственном образовании в настоящее время показывает возможность и необходимость использования фактора повышения мотивации студентов как способа повышения качества высшего профессионального сельскохозяйственного образования.

Целью настоящей статьи является исследование роли мотивации обучающихся, развитие методических аспектов синтеза политики мотивации студентов сельскохозяйственных вузов.

Для достижения поставленной цели решаются такие задачи:

— исследуются понятие и содержание политики мотивации студентов сельскохозяйственных вузов;

— развиваются методические подходы при формировании политики мотивации студентов сельскохозяйственных вузов;

— исследуются и классифицируются структурные элементы политики мотивации студентов сельскохозяйственных вузов;

— разрабатывается математическая модель для оценки влияния мотивации обучающихся на качество образования в сельскохозяйственном вузе.

Объект статьи- сельскохозяйственное образование в нашей стране.

Предмет статьи- политика мотивации обучающихся вузов в интересах повышения качества сельскохозяйственных образования.

Образование рассматривается как структурный элемент национальной инновационной системы страны, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных институтов, который используется для создания, хранения и передачи знаний и навыков [ 1, с.145; 2, с. 83-90 ]. Образование предстает и как одна из крупнейших отраслей национальной экономики, качество функционирования которой зависят экономика и общество [ 3, с. 151-154].

Качество образования можно рассматривать с позиций качества глобального образования (глобальных рейтингов) и/или задач развития национальной геополитической устойчивой экономики. Понятие качества образования затрагивает интересы всех участников образовательных отношений, как части общественных и экономических отношений.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (ст.2,п.29) так определяет понятие «качество образования» как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

Однако на практике под качеством образования чаще понимают компетентность выпускников сельскохозяйственных вузов.

Для управления структурно сложными объектами с начала 20-го века все более интенсивно используется политика. Термин «политика» имеет много определений. Часто политикой именуют деятельность, направленную на реализацию общих установлений группы людей, которых объединил случай или выбор [4, с.13; 5, с. 10].

Политикой повышения мотивации студентов будем называть скоординированную деятельность всех участников образовательных отношений, направленную на повышение заинтересованности студентов в выполнении задачи повышения качества высшего образования.

Одновременно с этим под политикой повышения мотивации студентов может пониматься, называться и система мероприятий, направленных на рост заинтересованности студентов в повышении качества образования.

В политике повышения мотивации студентов в увеличении качества образования могут иметь место консенсусный и конфронтационный подходы. Консенсусный подход в политике повышения мотивации студентов заключается в достижении согласия всеми заинтересованными сторонами (участниками образовательных отношений) относительно содержания системы мероприятий, направленных на повышение заинтересованности студентов в повышении качества высшего образования.

Конфронтационный подход в политике повышения мотивации студентов состоит в том, что состав системы мероприятий, направленных на повышение заинтересованности студентов в повышении качества образования формируется в результате противоборства всех участников образовательных отношений как заинтересованных сторон и организаций.

Политика повышения мотивации студентов влияет на качество образования по причине того, что она влияет на степень ответственности и заинтересованности студента в усвоении передаваемых профессорско-преподавательским составом знаний в образовательном процессе.

Участниками образовательных отношений при узком подходе к проблеме повышения качества образования можно назвать обучающихся, родителей (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. При широком подходе участниками образовательных отношений можно назвать государство, бизнес, общество в целом.

Отношения государства-бизнеса-человека и общества в сфере образования можно определить как комплекс общественных отношений при осуществлении права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые неразрывно связаны с образовательными отношениями и направлены на создание условий для реализации прав граждан на образование.

В настоящее время наиболее распространена концепция непрерывного высшего образования, что открывает возможность распространить теории образования на все образование.

В начале 21 века известны такие теории образования:

— формального образования (заключается не только в рассмотрении учениками теоретического материала, но и применении его на практике, что в большей степени способствует развитию логики, мышления, способности к анализу, синтезу);

— материального образования (заключается в преимущественном изучении естественных наук, пригодных для непосредственного практического применения в будущем в жизни и деятельности);

— прагматизма в педагогике (состоит в идее о необходимости заложить в основу образования практическую деятельность детей, дав им знания, умения и навыки в различных сферах жизни, обучающийся должен определить качество и количество обучения, а заранее составленные учебные курсы не нужны в образовании);

— проектная  система обучения, которая состоит в том, что обучающиеся вместе с педагогами должны проектировать решение каких-либо задач, тема которых будет выбрана в зависимости от их интересов и другие [6, с. 4; 7, с. 54-69].

Исследования показывает, что теоретически возможна и практически реализуема и синтетическая теория образования, которая может быть основана на утверждении о ситуационном характере выбора наиболее эффективной теории образования в рамках решения задачи оптимизации уровня компетентности рабочей силы (труда) в национальной экономики (макроуровень) и уровня компетентности персонала организаций (на микроуровне) [7, с. 54-69].

В данной статье условимся рассматривать сельскохозяйственное образование как структурный элемент образовательной отрасли национальной геополитической экономики [6, с. 4; 7, с. 54-69].

Философия повышения мотивации студентов вузов (общий взгляд на влияние повышения мотивации студентов на качество образования) выступает как важный структурный элемент процесса повышения качества сельскохозяйственного образования. Политика мотивации обучающихся (студентов) в сельскохозяйственном вузе вытекает из определенных философии, идеологии и культуры образования [8, с. 52-54]. Частью философии развития и повышения эффективности системы сельскохозяйственного образования  выступает философия повышения качества образования, как наиболее общий взгляд на процесс повышения качества образования [8, с. 52-54].

Рассматривая политику мотивации обучающихся в сельскохозяйственном вузе нужно учитывать, что в 2017 году ситуация в российской системе высшего образования характеризуется изменением тенденций. Часть экспертов задает вопрос: «Не приведет ли смарт- образование к «закату» университетов»?  Одновременно с этим исследователи отмечают, что без основных субъектов образования (педагогов, студентов, организаторов образования) качественный образовательный процесс не возможен [9, с. с. 40-45;10,с. 4].

В этой сложной ситуации для системного научного решения актуальных проблем образования потребовалась научная теория образования- образованиелогия [8,с. 52-55; 11, с. с. 786]. Именно в рамках такой общей теории образования и системного подхода следует развивать философию, идеологию и политику мотивации обучающихся в сельскохозяйственных вузах. В 2017 году, особенно в рамках концепции непрерывного образования и интерактивных технологий образования обучающийся сельскохозяйственного вуза является ключевым субъектом управленческого  механизма повышения качества образования.

В пользу отнесения обучающихся к субъектами процессов повышения качества образования говорит следующее:

— в контексте прагматической теории и концепции непрерывного образования именно студент (обучающийся) сельскохозяйственного вуза определяет порядок освоения ступеней образования (бакалавриат- магистратура- аспирантура) и/или  карьерных возможностей на основе функциональных компетентностей, включенных в перечень изучаемых студентом специальностей, специализаций, дисциплин по выбору с учетом специфика и направленности его профессиональной карьеры (например, общий менеджмент, управление персоналом или финансовый менеджмент сельскохозяйственной организации);  

— в контексте проектной теории образования и интерактивного, диалогового  процесса сельскохозяйственного образования обучающийся студент имеет возможность выбрать проект и собственной активностью и заинтересованностью при проведении занятий может самостоятельно определять глубину изучения и акценты изучаемых тем и этим самым способен прямо влиять на качество своего образования и, следовательно, свою компетентность по результатам такого обучения.

Поэтому политикой повышения мотивации обучающихся сельскохозяйственных вузов будем называть комплекс мероприятий, уровень интенсивности воздействия субъектов образования (государства, администраций вузов, профессорско-преподавательского состава, общества, работодателей, семьи) на уровень и направленность мотивации студентов в интересах повышения качества образования, повышения эффективности всей системы сельскохозяйственного образования.

Методические подходы к формированию мероприятий и к воздействию субъектов сельскохозяйственного образования (государства, общества, работодателей, семьи) на уровень и направленность мотивации студентов на повышение качества образования могут быть конкретизированы в рамках известных теорий мотивации.

В рамках политики повышения мотивации студентов на повышение качества образования все мероприятия можно отнести к: положительной и отрицательной; внешней и внутренней мотивации; материальной и нематериальной мотивации.

Мероприятия, которые составляют рассматриваемую политику мотивации обучающихся могут быть направлены на актуализацию, активизацию мотивов студентов (физиологических, потребности в безопасности, социальные мотивы, в уважении, в самовыражении) и стимулов (если мотивацию трактовать как процессный подход в стимулировании).

Решение задачи повышения мотивации обучающихся может вести к повышению качества образования, которая равносильна решению задачи повышения уровня компетентности персонала организаций в экономике. Практически достаточным уровнем компетентности персонала сельскохозяйственных организаций можно назвать такой уровень компетентности персона, который обеспечивает решение текущих и перспективных задач в деятельности организаций-работодателей.

Философию повышения мотивации студентов повышать качество образования можно отнести к комплексному механизму стратегического управления качеством сельскохозяйственного образования [12, с. 83].

Синтезируя политику повышения мотивации обучающихся в сельскохозяйственных вузов нужно учесть и тот факт, что образование является элементом национальной сельскохозяйственной инновационной системы. Национальной сельскохозяйственной инновационной системой может быть названа совокупность взаимосвязанных организаций (институтов), которая предназначена для создания, эффективного использования в ходе инновационной деятельности, хранения и передачи знаний и навыков в сельском хозяйстве.

В структуру философии и политики повышения мотивации обучающихся в сельскохозяйственном вузе и качества образования следует включить и концептуальную методику концептуального анализа  мотивации студентов вузов [13, с. 68-69].

Основой консенсусного формирования политики повышения мотивации студентов может быть общий взгляд на структуру и механизм контроля качества сельскохозяйственного образования [14, с. 76-79].

При формировании политики повышения мотивации обучающихся в сельскохозяйственном образовании следует учитывать и то, что в образовании России в настоящее время активно развиваются новые методики, технологии и системы непрерывного интерактивного дистанционного высшего образования. Поэтому современное состояние мотивации студентов вузов требует от профессорско-преподавательского состава вузов своего философского и  методологического осмысления.

При этом считают, что качество образования зависит и от эффективности управления учебным процессом в вузах [15, с. 858-861].

Увеличение мотивации студентов сельскохозяйственных вузов может влиять на улучшение качества национальной системы образования посредством формирования требований и рекомендаций в сфере качества образования со стороны общества, общественных организаций работодателей, ассоциаций выпускников вузов. Рост мотивации обучающихся в сельскохозяйственных вузах может положительно влиять на качество образовательного процесса (с учетом учебной и производственной практики),например, в результате повышения качества коммуникаций, создания атмосферы доверия и повышения взаимной ответственности студентов, профессорско-преподавательского состава, менеджеров процесса образования в вузе.

Кроме того  рост мотивации студентов сельскохозяйственных вузов окажет положительное влияние на качество результата образовательной деятельности (компетентность и профессиональную организационную культуру) студентов за счет их более ответственного и внимательного отношения к занятиям, самостоятельной работе в учебном процессе. Это позволяет сделать вывод о том, что повышение мотивации студентов, несомненно, положительно повлияет на качество образования.

Однако, в настоящее время отсутствует модель для оценки влияния различных факторов, в частности обучающихся сельскохозяйственных вузов на качество образования, например, в его компетентностном измерении.

Для синтеза такой модели исследуем механизм воздействия мотивации обучающихся на качество образования. Будем учитывать, что понятие исследования мотивации приведено в работе [16, с. 194].

Исследование  мотивации  студентов сельскохозяйственных вузов позволяет  оценить  правильность  мотивации  и  стимулировании  всех  субъектов  управления образовательным процессом  и  рыночных  отношений,  влияющих  на  эффективность  системы  управления образованием,   обеспечивать  их заинтересованность  в  повышении  эффективности  работы  системы  управления образованием и(или)  определять  те  пределы  и  причины,  по  которым  заинтересованность  в повышении качества образования существует  или  отсутствует.

Основными функциями мотивации студентов в процессе обучения считаются: побуждающая, направляющая, регулирующая, смыслообразующая функции мотивации [17, с. 160-163]. При этом мотивация студентов в целях повышения качества образования может быть: положительной (получение благ) и отрицательной; внешней и внутренней и др. Внешняя мотивация студента сельскохозяйственного вуза, нацеленная на повышение качества образования охватывает все то, что может получить успешно успевающий студент от внешнего мира (государства, работодателей, вуза, родителей и др.). Внутренняя мотивация обучающегося к повышению качества образования отражает внутреннее удовольствие, которое может получить успешно успевающий студент сельскохозяйственного вуза от самого процесса высшего образования, общения с природой и др. В задачи политики повышения мотивации студентов может входить и гармонизация этих различных видов мотивации студентов сельскохозяйственном в учебном процессе.

Нужно учитывать и то, что понятие мотивации включает процессы, методы, средства побуждения обучающихся (студентов) к познавательной деятельности, активному и качественному освоению содержания и результатов всех элементов процесса образования [18, с.147]. Будем учитывать и то, что мотивация студента основывается на мотивах как определенных побуждениях, стимулах, заставляющих студента (личность) действовать и совершать поступки в рамках процесса образования в вузе. В качестве мотивов могут выступать в их совокупности эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. При этом мотивы могут рассматриваться и как сложные динамические системы, в которых происходят выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора.

При прочих равных условиях (организация процесса образования, профессорско-преподавательский состав и др.) мотивация студентов сельскохозяйственных вузов выступает эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. При разработке модели следует учитывать и то, что известна одна из классификаций учебной мотивации студентов [18, с.147]. Основываясь на этой классификации проведем исследование сущности структурных составляющих политики мотивации студентов более подробно и определим вероятные варианты целевого использования конкретных видов мотивации в рамках политики мотивации обучающихся сельскохозяйственных вузов.

Познавательные мотивы обучающихся сельскохозяйственных вузов, которые состоят в получении новых знаний и стремлении быть более компетентными, могут иметь материальную и нематериальную составляющую. Возможность управления материальной составляющей познавательного мотива базируется на том, что студент должен знать, что повышение компетентности специалиста приводит к повышению его оплаты труда, создает преимущества при служебном повышении, делает его наиболее конкурентоспособным на рынке сельскохозяйственного труда.

Нематериальная составляющая познавательных мотивов включает возможность получения удовольствия студентами сельскохозяйственных вузов в процессе приобретение новых знаний в ходе обучения, изучения свойств окружающей природы и возможностей их использования для повышения эффективности сельского хозяйства. Если студенческая группа сельскохозяйственного вуза эффективно мотивирована, то студенты с высоким уровнем успеваемости заслуживают уважение в группе, у односельчан, родственников и т.д. 

Широкие социальные мотивы обучающихся сельскохозяйственных вузов отражают ответственность, понимание социальной значимости обучения, стремление принести пользу обществу имеют преимущественно нематериальный характер, могут быть связаны с воспитанием в семье, шкалой ценностей студента сельскохозяйственного вуза. Широкие социальные мотивы обучающихся сельскохозяйственных вузов могут актуализироваться и растут в процессе результативной, правильно поставленной в вузе воспитательной работы. Воспитательная работа в сельскохозяйственном вузе положительно влияет на мотивацию студентов, если помогает сформировать и закрепить у студента такие важные черты, как ответственность, стремление к будущему профессиональному совершенству, любовь в родному краю, ответственность за судьбы отечественного сельского хозяйства в условиях глобальной конкуренции и др.

Мотив достижения выражается в желании обучающихся сельскохозяйственных вузов как личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через обучение и его результаты. Такой мотив одновременно может содержать материальную и нематериальную составляющую. Материальная составляющая мотива достижения обучающихся сельскохозяйственных вузов определяется, например, на  законодательстве, которое предусматривает право на получение вознаграждения авторами научных достижений.  

Нематериальная составляющая мотива достижения обучающихся сельскохозяйственных вузов включает то, что уровень образования рассматривается в обществе как один из критериев социальной стратификации населения. Поэтому для перспектив принадлежности в высшим социальным классам обучающимся сельскохозяйственных вузов желательно иметь качественное образование.

Управлять мотивом достижения обучающихся сельскохозяйственных вузов можно посредством проведения конкурсов, назначения именных стипендий студентам и т.п.

Прагматический мотив обучающихся сельскохозяйственных вузов заключается в их стремлении получать более высокий доход, обеспечить себе достойное вознаграждение за свой труд на основе получения в процессе образования более высокой компетентности. Эти ожидания могут базироваться на том, что согласно Трудовому Кодексу РФ (ст.135) оплата труда работника (заработная плата) включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы и др. При этом оплата труда работника определяется трудовым договором в рамках действующих в организации должностных инструкций, правил внутреннего распорядка, системы мотивации и стимулирования, оплаты труда.

В зависимости от экономической ситуации управление прагматическим мотивом обучающихся сельскохозяйственных вузов может получать различное содержание. Например, при росте экономики, повышенном спросе на рабочую силу в сельском хозяйстве в виде управляющего воздействия на прагматический мотива студента можно использоваться его желание в будущем максимизировать заработную плату.

В условиях экономического спада, кризиса и связанного с этим снижения спроса на рабочую силу сельском хозяйстве в качестве управляющего воздействия в рамках прагматического мотива студента может использоваться стремление студента в будущем сохранить свою работу и заработную плату в условиях ухудшающейся конъюнктуры рынка труда в сельском хозяйстве.

Профессионально-ценностные мотивы обучающихся сельскохозяйственных вузов могут состоять в его стремлении к расширению возможностей в будущем устроиться на перспективную и интересную работу в отрасли после обучения в сельскохозяйственном вузе. Сельскохозяйственный вуз имеет возможность управлять этим мотивом, рекламируя карьерные достижения своих известных выпускников.

Эстетические мотивы обучающихся сельскохозяйственных вузов включают получение удовольствия от обучения, самоактуализации и раскрытия в процессе обучения своих скрытых способностей и талантов обучающегося.

Управление эстетическими мотивами обучающихся сельскохозяйственных вузов может осуществляться путем привлечение студентов к научно-исследовательской работе, проведения научных исследований и конференций, рекомендации к обучению в магистратуре и аспирантуре и других мероприятий схожей направленности. Для повышения эстетических мотивов обучающихся сельскохозяйственных вузов может осуществляться педагогическая работа по созданию условий саморазвития личности обучающегося [19, с. 82 — 85].

Статусно-позиционные мотивы обучающихся сельскохозяйственных вузов состоят в их желании получить определенный экономический и социальный статус в обществе посредством успешного образования и/или общественную деятельность в определенном престижном сельскохозяйственном вузе и таким образом, получить признание окружающих, занять в будущем определенную должность после обучения в вузе, экономике, обществе. Для повышения этой категории мотивов обучающихся сельскохозяйственных вузов ведется работа по поддержанию высокого общественного имиджа вуза как «производителя высококвалифицированных кадров» для сельскохозяйственной отрасли экономики, осуществляют рекламу своих научно-педагогических школ, проводят встречи с выпускниками вузов, дни открытых дверей, используют возможности ассоциаций выпускников вузов для поддержания имиджа вуза и трудоустройства обучающихся сельскохозяйственных вузов.

Коммуникативные мотивы обучающихся сельскохозяйственных вузов включают стремление студентов к расширению своего круга общения, в том числе в процессе повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств среди студентов и выпускников вуза. Коммуникативные мотивы обучающихся сельскохозяйственных вузов могут иметь и материальную основу, которую они пытаются реализовать посредством установления коммуникаций с нужными и перспективными для их последующего служебного роста студентами, создания семьи и др. Нематериальная составляющая  коммуникативного мотива обучающихся сельскохозяйственных вузов состоит в осознании студентом (студенткой) удовольствия от общения с со своими коллегами определенного социального и интеллектуального уровня. Управлять коммуникативными мотивами обучающихся сельскохозяйственных вузов можно посредством проведения публичных учебных и воспитательных мероприятий, организации профессиональных праздников, юбилеев вуза, конференций, семинаров и др.

Традиционно-исторические мотивы обучающихся сельскохозяйственных вузов базируются на устоявшихся стереотипах, которые ранее возникли в обществе, семье (профессиональные династии) и укрепились с течением времени.  Повышать традиционно-исторические мотивы обучающихся сельскохозяйственных вузов можно путем проведения с юбилеев вуза, известных ученных и педагогов вуза, известных выпускников вуза с широким участием общественности, юбилеев выпуска из вуза и других мероприятий направленных на изучение истории и сохранение полезных для улучшения имиджа вуза и его выпускников традиций.

Утилитарно-практические мотивы обучающихся сельскохозяйственных вузов связаны с оперативными материальными интересами, их стремлением научиться самообразованию, необходимости освоить определенную интересующую (актуальную) учебную дисциплину.  Повышать утилитарно-практические мотивы обучающихся сельскохозяйственных вузов профессорско-преподавательский состав вузов может, разъясняя студентам практическую актуальность, важность для дальнейшего профессионального роста отдельных учебных дисциплин, развития навыков самообразования и/или дистанционного образования.

Учебно-познавательные мотивы обучающихся сельскохозяйственных вузов заключаются в их ориентация на наиболее экономичные и ресурсосберегающие способы получения знаний, усвоения конкретных учебных предметов. Повышение учебно-познавательные мотивов обучающихся сельскохозяйственных вузов может обеспечиваться посредством использования интерактивных форм обучения, развитием игрового подхода (геймификаций) процессов обучения и форм контроля.

При этом важно помнить, что обучающихся сельскохозяйственных вузов могут побуждать неосознанные, или еще не проявленные (латентные) мотивы. Неосознанные мотивы обучающихся сельскохозяйственных вузов могут проявляться в процессе получения образования не по собственному желанию, а под влиянию кого-либо фактора (воли родителей и др.), или в результате относительного или полного непонимания смысла получаемой информации, в том числе при полном отсутствии интереса к образовательному процессу и изучаемой специальности, предмету. Увеличивать мотивацию этих обучающихся сельскохозяйственных вузов можно только после прояснения их мотивов и осознания этих мотивов самим студентом. Значительную роль в проявлении и осознании мотивов обучающихся сельскохозяйственных вузов может сыграть  мотивированный высококвалифицированный преподаватель, атмосфера доверия в вузе. Дополнительно, для этой категории обучающихся сельскохозяйственных вузов желательно предоставить возможность консультирования со стороны опытных мотивированных педагогов, профессоров и/или профессионалов психологического консультирования [20, с. 56 — 75].

Для оценки эффективности системы мотивации обучающихся сельскохозяйственных вузов и разработки системы мероприятий по повышению мотивации (политики мотивации) обучающихся (студентов) вуза в интересах повышения качества высшего образования должны формироваться и использоваться методики контроля и оценки уровня компетентности специалистов, влияния компетентности на финансовые результаты организаций-работодателей. Одна из методик анализа работ и контроля компетентности как ключевого профессионального результата образования персонала была представлена в работе [21, с. 217-228].

Поскольку образование выступает не только как экономический, но и общественный социальный институт, то возможна и более широкая оценка качества сельскохозяйственного образования в рамках социологических исследований качества высшего профессионального образования, оценка основных субъектов образовательного процесса [22, с. 54 — 61].

Исследуем факторы мотивации в рамках известных процессуальных теорий. Например, в рамках процессуальных теорий мотивации можно считать, что любое поведение обучающихся сельскохозяйственного вуза является результатом воздействия стимула. При этом поведение человека подвержено влиянию путем изменения образовательной среды или процесса. К наиболее популярным процессуальным теориям относят теории: ожидания В.Врума; справедливости Д.С. Адамса; комплексную теорию Портера-Лоулера. Ожидаемое вознаграждение определяется обучающимся сельскохозяйственных вузов субъективно на основе оценки затрат усилий в процессе обучения и полученных результатов. В рамках теории ожидания мотивация обучающихся сельскохозяйственных вузов определяется как функция трех видов ожиданий: ожидаемого результата работы-усвоения определенного объема знаний и навыков; ожидаемого вознаграждения от этого результата- получения работы в соответствии со специальностью и успехами в обучении; ожидаемой ценности вознаграждения- размера заработной платы, перспектив карьерного роста и социального престижа этой работы. Обучающимся сельскохозяйственных вузов рассматриваться результаты двух видов: результаты процесса образования в виде получаемых студентом оценок; результаты в форме перспектив получения хорошо оплачиваемой, перспективной, престижной работы по окончании определенного вуза. 

Отсутствие четкой зависимости между затратами усилий в процессе обучения и результатами обучения, а также между результатами обучения и вознаграждением за труд на последующей работе может приводить к ошибке в определении обучающимся сельскохозяйственных вузов ожидаемого вознаграждения и неправильному поведению его в образовательном процессе, процессе трудоустройства.

Величина усилий, прилагаемых обучающимся сельскохозяйственных вузов для реализации поставленной перед ним задачи обучения, может прямо зависеть от того, какова оценка вероятности успеха при выполнении поставленной задачи, а также вероятности получения за приложенные усилия студентом ценного для него вознаграждения. Чем выше степень соответствия фактических событий учебного процесса ожидаемым событиям, тем больше вероятность повторения данного типа поведения обучающихся сельскохозяйственных вузов в процессе обучения.

Для оценки эффективности системы мотивации студентов нужно в вузе создавать и использовать методики контроля этой мотивации [23,с. 35-37].

Теория справедливости основана на том, что люди, обучающиеся сельскохозяйственных вузов субъективно сравнивают полученное вознаграждение с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу в той же и других отраслях.

Если обучающийся (а впоследствии специалист) наблюдает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то он считает, что к нему отнеслись несправедливо. В такой ситуации у обучающихся сельскохозяйственных вузов может появляться психическое напряжение, и студент будет стремиться уменьшать интенсивность своих усилий.

Для восстановления чувства справедливости обучающиеся сельскохозяйственных вузов (а в последующем специалисты) могут выбрать один из таких путей: снизить уровень затрачиваемых усилий; попытаться изменить уровень полученного вознаграждения; прекратить обучение в данном вузе.

Основной вывод теории справедливости для практики управления процессом обучения заключается в следующем: пока студенты не начнут считать, что они получат в процессе обучения и по окончании обучения- после трудоустройства справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда и, соответственно, качество образования.

Преподаватель должен объяснять обучающимся сельскохозяйственных вузов, что более успешный студент с большей вероятностью получит более высокую оценку по причине лучших знаний и усвоенных навыков (научных исследований, выступлений и другое), более высокой личной компетентности в профессии.  Нужно учитывать, что попытка решить проблему возникновения у студента чувства несправедливой оценки их труда путем закрытости оценок (сумм заработной платы) заставляет людей подозревать несправедливость там, где ее может на самом деле не быть.

Справедливость устанавливается, когда соотношение между результатами и затратами у разных студентов приблизительно одинаково.

Позитивное подкрепление представляет собой вознаграждение желаемого поведения обучающихся сельскохозяйственных вузов, которое стимулирует его к повторению добросовестных действий в процессе обучения, повышению качества образования. Для оценки эффективности системы мотивации обучающихся сельскохозяйственных вузов в рамках теории справедливости могут формироваться и использоваться методики контроля этой мотивации [24, с. 145-147].

Комплексная теория (модель) мотивации Портера-Лоулера исследует мотивацию как функцию затраченных обучающимся сельскохозяйственным вузом усилий, полученных в процессе обучения и последующей работы по выбранной специальности результатов, восприятия студентами (а потом сотрудниками) вознаграждения как справедливого или несправедливого, определенной степени удовлетворения студента (а в последствии работника).

При этом качество образования студента (при прочих равных условиях) зависят от затраченных усилий и способностей человека к обучению и в дальнейшем к выполнению конкретной работы по выбранной специальности. В свою очередь усилия, затрачиваемые обучающимся сельскохозяйственного вуза (а позднее сотрудником организации) для достижения образовательного результата (высокого качества образования), будут зависеть от оценки обучающимся вероятности получения большего вознаграждения и его ценности для работника.

Вознаграждение обучающихся сельскохозяйственных вузов, которое воспринимается как справедливое, увеличивает мотивацию студентов, и наоборот. Степень удовлетворенности есть результат суммирования внешнего и внутреннего вознаграждения. При этом именно степень удовлетворенности студентов в процессе и по результатам процесса образования является мерой ценности вознаграждения.

Внешнее вознаграждение обучающихся сельскохозяйственных вузов предоставляется вузом (а затем работодателем) в виде заработанной платы, условий труда, поощрений, продвижения по службе и т. п. Внутреннее вознаграждение обучающихся сельскохозяйственных вузов, исходит от самого процесса обучения и последующей работы по профессии. При этом  реализуются потребности высокого уровня, что, как правило, является наиболее вероятной причиной чувства удовлетворенности (значимости, признания, самовыражения).

Важный вывод данной комплексной теории мотивации заключается в следующем: результативный труд обучающихся сельскохозяйственных вузов  ведет к удовлетворению, а не наоборот, как это принято было считать в ранних теориях мотивации [25, с. 112-114].

Частью политики мотивации студентов является анализ мотивации студентов. Концепцией анализа мотивации студентов в вузе можно назвать: во-первых, общий взгляд на понимание анализа мотивации студентов как части системы управления качеством образования; во-вторых, общий взгляд на состав и эффективность процессов анализа мотивации студентов как определенной системы использования комплекса приемов проведения такого анализа и использования результатов такого анализа в практике повышения качества образования [13, с. 68-69].

Методы формирования политики повышения мотивации обучающихся сельскохозяйственных вузов  должны стать частью культуры  и культурология высшего образования [26, с. с.76-79]. Успешное решение задачи политики повышения мотивации обучающихся сельскохозяйственных вузов может влиять на результаты прогнозирования финансовых результатов инновационной деятельности организации [28, с. 39-41].

Ролью мотивации обучающихся в сельскохозяйственном вузе можно назвать положительный или отрицательный результат влияния этой мотивации на компетентность выпускников вузов [27].

Для оценки роли мотивации обучающихся в сельскохозяйственном вузе (при отсутствии скачков в развитии системы образования) влияние политики и эффективности мотивации студентов на результат образования  предлагается описать  линейной моделью:

Кс = Мс *Дс *Мп*Кп ;

где: Кс –компетентность студента;

Мс –коэффициент мотивации обучающегося, отражающий силу политику их мотивации;

Дс –коэффициент демотивации обучающегося, отражающий изъяны политики их мотивации;

Мп — коэффициент мотивации профессорско-преподавательского состава;

 Кп – уровень компетентности профессорско-преподавательского состава вуза.

В статье рассмотрено понятие роли и содержание политики повышения мотивации обучающихся сельскохозяйственных вузов, исследовано использование определенных видов мотивов и теорий мотивации для решения задачи повышения качества образования, предложена математическая модель для оценки роли мотивации обучающихся в обеспечении качества образования.