Экономика
Роль малых форм хозяйствования сельского хозяйства в экономике государства
Лента новостей
В Чэнду пршло мероприятие по подбору партнеров для трансформации технологических достижений
Какие нотариальные действия востребованы в новых регионах
В компании «Яков и партнеры» проанализировали основные направления зеленой повестки
В Москве более чем на 40 процентов вырос спрос на обучающие программы для волонтеров
Введение
От состояния сельскохозяйственной отрасли зависит продовольственная безопасность государства. Потому данная отрасль является одним из важным направлений жизнедеятельности страны.
В Российской Федерации благодаря территориальным и географическим особенностям во множестве регионов культурно и исторически сложились определенные формы деятельности, направлением которых является сельское хозяйство [1]. Их особенность заключается в малых количествах задействованных работников, орудий труда и ресурсов. Таким образом, объем производимой продукции подобными формами также мал по отношению к крупным сельскохозяйственным предприятиям.
Однако нельзя преуменьшать экономическую роль таких форм, т.к. в совокупности они обеспечивают достаточную долю рынка. Роль в экономике подчеркнута еще и существенным показателем – это обеспечение половины всей сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации [2].
Материалы и методы
За продолжительное время малые формы хозяйствования обеспечивают свою долю рынка продукцией и решают социально-экономические проблемы, касающиеся занятости населения и его равномерного распределения на территориях государства, пригодных для сельского хозяйства.
Особая актуальность развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве возникает в момент, когда государство собирается усилить свою продовольственную безопасность [3]. Своевременное решение задач и проблем малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве позволит добиться требуемых результатов и создать особую экономически-значимую сферу.
На сегодняшний день малые формы хозяйствования в Российской Федерации включают в себя [4]:
1. 17,3 млн. личных подсобных хозяйств населения;
2. 253 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств;
3. около 32 тыс. индивидуальных предпринимателей [5].
Множество авторов трактуют определение малых форм хозяйствования в сельском хозяйствам с определенными отличиями.
А.А. Чернов определяет малые формы хозяйствования в сельском хозяйстве как организации, находящиеся в ЕГРЮЛ, принимающие форму кооперативов, крестьянских или фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, а также некие личные подсобные хозяйства, которые в свою очередь не зарегистрированы в юридически установленном порядке, но при этом ведущие предпринимательскую деятельность, используя местные ресурсы под сельское хозяйство [6].
Самой распространенной малой формой хозяйствования в сельском хозяйстве на территории Российской Федерации являются личные подсобные хозяйства. Причем данная форма подразумевает не только ведение сельскохозяйственной деятельности для удовлетворения личных потребностей, но и для реализации продукции на розничных рынках [7].
Одновременно остается открытым и обсуждаемым вопросом о причастности малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве к субъектам малого предпринимательства. Затрагивая вопрос малого предпринимательства в сельском хозяйстве, можно определить, что к данным субъектам относятся крестьянские (фермерские) хозяйства.
По мнению Р.Г. Симоняна малые формы хозяйствования в сельском хозяйстве являются многогранными [8, 9]. Автор подчеркивает три объемные функции малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве: экономические, социальные и экологические.
Результаты и обсуждение
Рассмотрим экономические функции малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве:
1. Определяющей и первостепенной функцией является производство продукции и оказание услуг. Преимущественная самостоятельность жизнедеятельности малых форм хозяйствования позволяет вести независимую от большинства факторов работу.
2. Малые формы хозяйствования в сельском хозяйстве являются источником как основных и дополнительных доходов. Население, занятое сельским хозяйством в подобной форме, может иметь также и основную работу, не связанную с сельским хозяйством.
3. Говоря о продовольственной безопасности, необходимо подчеркнуть функцию обеспечения продовольствием населения. Благодаря существующему анализу рынков сбыта производимой продукции, малые формы хозяйствования получают периодический доход от реализации.
4. Малые формы хозяйствования в отличие от крупных предприятий способны обеспечивать многообразие и производство специфической сельскохозяйственной продукции, что повышает их финансовую и экономическую устойчивость как субъекта малого предпринимательства, так и объекта сельского хозяйства [10, 11]. Из-за сосредоточенности на производстве специфической сельскохозяйственной продукции малые формы хозяйствования могут использовать узкий спектр необходимых ресурсов.
5. Важной функцией остается обеспечение рационального сочетания отраслей.
6. Малые формы хозяйствования в сельском хозяйстве способны кооперироваться и интегрировать с другими сельскохозяйственными организациями.
Особое внимание развитию и поддержке малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве необходимо уделять для улучшения общих экономических показателей отрасли. Особенность малых форм хозяйствования заключается в том, что объективно такие образования неустойчивы экономически по сравнению с крупными предприятиями. Но при этом у них наименьший уровень материально-технического оснащения, наименьшее использование удобрений и вспомогательных веществ.
Ручной труд при осуществлении сельскохозяйственной деятельности в малых формах хозяйствования является преимущественным. В совокупности такие весомые аспекты прямолинейно влияют на снижение себестоимости производимой сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования[12, 13].
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы одной из подпрограмм является подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» [14, 15]. На 2013 год по всей программе было выделено 197671647,1 тыс. рублей бюджетных ассигнований; на 2014 год — 170150182,1 тыс. рублей; на текущий 2015 год предусмотрено выделить 187864108,8 тыс. рублей.
Следует отметить, что подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» подразумевает поддержку начинающих фермеров с 2015 до 2017 года.
В этот же период будут решаться проблемы семейных животноводческих ферм крестьянских (фермерских) хозяйств. А, начиная с 2014 года, запущен проект развития сельскохозяйственной кооперации. Данная подпрограмма за весь срок реализации, начиная с 2013 года и по 2020 год включительно, требует определенного объема бюджетных ассигнований в размере 114280254,1 тыс. рублей. На момент окончания 2014 года было выделено 16809000 тыс. рублей. Данная программа призвана в значительной степени решить проблемы поддержки малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве.
Показателями достигнутого результата станет количество дополнительно созданных крестьянских (фермерских) хозяйств, прирост которых к 2020 году должен составлять 14 тысяч хозяйств. В результате реализуемых мероприятий прирост сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования, должен составить 7,4% к 2020 году.
Среди 260 сельскохозяйственных потребительских кооперативов будет реализован проект по развитию материально-технической базы с помощью инструментов государственной поддержки.
В том числе следует отметить и иные необходимые меры поддержки малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве с целью достижения поставленных экономических показателей, в настоящее время реализуемые на территории Российской Федерации.
1. Через федеральный и региональный бюджет происходит осуществление государственной поддержки малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве посредством субсидий [16, 17].
2. Государственные дотации в части поддержки конкретных отраслей сельского хозяйства, где деятельность ведут малые формы хозяйствования.
3. Выделение льготного режима налогообложения для сельскохозяйственных производителей, а также введение Единого сельскохозяйственного налога [18].
4. Меры государственного таможенного регулирования с целью обеспечения защиты именно отечественных производителей сельскохозяйственной продукции.
В выделенных аспектах необходимо продолжать единую поддержку малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве для достижения высоких экономических показателей. Следует отметить и различные формы финансирования сельскохозяйственных производителей.
По итогам 2014 года в размере 4,75 млрд рублей было выделено из федерального бюджета на субсидирование кредитов и займов по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования [19, 20].
Выводы
В результате реализации мер государственной поддержки малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве можно получить положительные приросты по ряду экономических показателей: общая доля сельского хозяйства в ВВП России; процент занятого населения государства в сельском хозяйстве; объем отечественной сельскохозяйственной продукции; качество и ассортимент сельскохозяйственной продукции; площадь территорий, пригодных для сельского хозяйства.
Одновременно по ряду других экономических показателей благодаря поддержке и развитию малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве можно получить относительное снижение, что также является положительным результатом: себестоимость производимой сельскохозяйственной продукции; безработица среди населения; импорт сельскохозяйственных товаров и продуктов. Вернувшись к историческому и географическому аспекту Российской Федерации, следует отметить, что развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве в совокупности улучшает экономическое состояние как регионов, так и государства.