Экономика
Роль малых форм хозяйствования сельского хозяйства в экономике государства
Лента новостей
Кинопарк «Москино» приглашает гостей на мероприятия проекта «Зима в Москве»
Форум Meet Global MICE Congress: BRICS Edition объединит в Москве экспертов из разных стран
Нацпроект «Инфраструктура для жизни» поспособствует улучшению качества жизни в регионах
Фальшивка на Госуслугах: нотариат предостерегает от схем с доверенностями
Введение
От состояния сельскохозяйственной отрасли зависит продовольственная безопасность государства. Потому данная отрасль является одним из важным направлений жизнедеятельности страны.
В Российской Федерации благодаря территориальным и географическим особенностям во множестве регионов культурно и исторически сложились определенные формы деятельности, направлением которых является сельское хозяйство [1]. Их особенность заключается в малых количествах задействованных работников, орудий труда и ресурсов. Таким образом, объем производимой продукции подобными формами также мал по отношению к крупным сельскохозяйственным предприятиям.
Однако нельзя преуменьшать экономическую роль таких форм, т.к. в совокупности они обеспечивают достаточную долю рынка. Роль в экономике подчеркнута еще и существенным показателем – это обеспечение половины всей сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации [2].
Материалы и методы
За продолжительное время малые формы хозяйствования обеспечивают свою долю рынка продукцией и решают социально-экономические проблемы, касающиеся занятости населения и его равномерного распределения на территориях государства, пригодных для сельского хозяйства.
Особая актуальность развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве возникает в момент, когда государство собирается усилить свою продовольственную безопасность [3]. Своевременное решение задач и проблем малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве позволит добиться требуемых результатов и создать особую экономически-значимую сферу.
На сегодняшний день малые формы хозяйствования в Российской Федерации включают в себя [4]:
1. 17,3 млн. личных подсобных хозяйств населения;
2. 253 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств;
3. около 32 тыс. индивидуальных предпринимателей [5].
Множество авторов трактуют определение малых форм хозяйствования в сельском хозяйствам с определенными отличиями.
А.А. Чернов определяет малые формы хозяйствования в сельском хозяйстве как организации, находящиеся в ЕГРЮЛ, принимающие форму кооперативов, крестьянских или фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, а также некие личные подсобные хозяйства, которые в свою очередь не зарегистрированы в юридически установленном порядке, но при этом ведущие предпринимательскую деятельность, используя местные ресурсы под сельское хозяйство [6].
Самой распространенной малой формой хозяйствования в сельском хозяйстве на территории Российской Федерации являются личные подсобные хозяйства. Причем данная форма подразумевает не только ведение сельскохозяйственной деятельности для удовлетворения личных потребностей, но и для реализации продукции на розничных рынках [7].
Одновременно остается открытым и обсуждаемым вопросом о причастности малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве к субъектам малого предпринимательства. Затрагивая вопрос малого предпринимательства в сельском хозяйстве, можно определить, что к данным субъектам относятся крестьянские (фермерские) хозяйства.
По мнению Р.Г. Симоняна малые формы хозяйствования в сельском хозяйстве являются многогранными [8, 9]. Автор подчеркивает три объемные функции малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве: экономические, социальные и экологические.
Результаты и обсуждение
Рассмотрим экономические функции малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве:
1. Определяющей и первостепенной функцией является производство продукции и оказание услуг. Преимущественная самостоятельность жизнедеятельности малых форм хозяйствования позволяет вести независимую от большинства факторов работу.
2. Малые формы хозяйствования в сельском хозяйстве являются источником как основных и дополнительных доходов. Население, занятое сельским хозяйством в подобной форме, может иметь также и основную работу, не связанную с сельским хозяйством.
3. Говоря о продовольственной безопасности, необходимо подчеркнуть функцию обеспечения продовольствием населения. Благодаря существующему анализу рынков сбыта производимой продукции, малые формы хозяйствования получают периодический доход от реализации.
4. Малые формы хозяйствования в отличие от крупных предприятий способны обеспечивать многообразие и производство специфической сельскохозяйственной продукции, что повышает их финансовую и экономическую устойчивость как субъекта малого предпринимательства, так и объекта сельского хозяйства [10, 11]. Из-за сосредоточенности на производстве специфической сельскохозяйственной продукции малые формы хозяйствования могут использовать узкий спектр необходимых ресурсов.
5. Важной функцией остается обеспечение рационального сочетания отраслей.
6. Малые формы хозяйствования в сельском хозяйстве способны кооперироваться и интегрировать с другими сельскохозяйственными организациями.
Особое внимание развитию и поддержке малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве необходимо уделять для улучшения общих экономических показателей отрасли. Особенность малых форм хозяйствования заключается в том, что объективно такие образования неустойчивы экономически по сравнению с крупными предприятиями. Но при этом у них наименьший уровень материально-технического оснащения, наименьшее использование удобрений и вспомогательных веществ.
Ручной труд при осуществлении сельскохозяйственной деятельности в малых формах хозяйствования является преимущественным. В совокупности такие весомые аспекты прямолинейно влияют на снижение себестоимости производимой сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования[12, 13].
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы одной из подпрограмм является подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» [14, 15]. На 2013 год по всей программе было выделено 197671647,1 тыс. рублей бюджетных ассигнований; на 2014 год — 170150182,1 тыс. рублей; на текущий 2015 год предусмотрено выделить 187864108,8 тыс. рублей.
Следует отметить, что подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» подразумевает поддержку начинающих фермеров с 2015 до 2017 года.
В этот же период будут решаться проблемы семейных животноводческих ферм крестьянских (фермерских) хозяйств. А, начиная с 2014 года, запущен проект развития сельскохозяйственной кооперации. Данная подпрограмма за весь срок реализации, начиная с 2013 года и по 2020 год включительно, требует определенного объема бюджетных ассигнований в размере 114280254,1 тыс. рублей. На момент окончания 2014 года было выделено 16809000 тыс. рублей. Данная программа призвана в значительной степени решить проблемы поддержки малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве.
Показателями достигнутого результата станет количество дополнительно созданных крестьянских (фермерских) хозяйств, прирост которых к 2020 году должен составлять 14 тысяч хозяйств. В результате реализуемых мероприятий прирост сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования, должен составить 7,4% к 2020 году.
Среди 260 сельскохозяйственных потребительских кооперативов будет реализован проект по развитию материально-технической базы с помощью инструментов государственной поддержки.
В том числе следует отметить и иные необходимые меры поддержки малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве с целью достижения поставленных экономических показателей, в настоящее время реализуемые на территории Российской Федерации.
1. Через федеральный и региональный бюджет происходит осуществление государственной поддержки малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве посредством субсидий [16, 17].
2. Государственные дотации в части поддержки конкретных отраслей сельского хозяйства, где деятельность ведут малые формы хозяйствования.
3. Выделение льготного режима налогообложения для сельскохозяйственных производителей, а также введение Единого сельскохозяйственного налога [18].
4. Меры государственного таможенного регулирования с целью обеспечения защиты именно отечественных производителей сельскохозяйственной продукции.
В выделенных аспектах необходимо продолжать единую поддержку малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве для достижения высоких экономических показателей. Следует отметить и различные формы финансирования сельскохозяйственных производителей.
По итогам 2014 года в размере 4,75 млрд рублей было выделено из федерального бюджета на субсидирование кредитов и займов по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования [19, 20].
Выводы
В результате реализации мер государственной поддержки малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве можно получить положительные приросты по ряду экономических показателей: общая доля сельского хозяйства в ВВП России; процент занятого населения государства в сельском хозяйстве; объем отечественной сельскохозяйственной продукции; качество и ассортимент сельскохозяйственной продукции; площадь территорий, пригодных для сельского хозяйства.
Одновременно по ряду других экономических показателей благодаря поддержке и развитию малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве можно получить относительное снижение, что также является положительным результатом: себестоимость производимой сельскохозяйственной продукции; безработица среди населения; импорт сельскохозяйственных товаров и продуктов. Вернувшись к историческому и географическому аспекту Российской Федерации, следует отметить, что развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве в совокупности улучшает экономическое состояние как регионов, так и государства.