,

$ 70.75 78.55

Экономика

Развитие животноводства в условиях вступления в ВТО

Вступление

Каждая страна должна заботиться о своей продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность Российской Федерации напрямую взаимосвязана с развитием сельского хозяйства страны [1]. Основным продуктами продовольствия являются зерновая, молочная и мясная продукция. Однако страна испытывает проблемы, связанные с развитием животноводства. В период с  1990 по 2010 год производство мяса сократилось в несколько раз. Темпы динамики производства показаны на схеме 1. Для мировой практики это считается нормальным, если при сокращении скота молочных пород увеличивается поголовье мясного скота. В Российской Федерации этого не произошло [2].

Удручающее состояние животноводства в период с 1990 по 2010 год является прямым следствием неудачных аграрных реформ. В связи со снижением покупательской способности населения и появлением доступа ко внешнему рынку [3]. В результате конкуренция на внутреннем рынке усилилась, а эффективность внутренней отрасли упала ввиду изменения импорта. Вместо кормового зерна в страну ввозилась готовая животноводческая продукция [4]. На фоне сокращения пахотных площадей и низких темпов производства кормового зерна, поголовье скота постепенно сокращалось. Сочетание этих факторов привело к тому, что отрасль осталась без модернизации, а сам рынок на данный момент сильно зависит от импортируемой продукции [5].

Методика и материалы

Для удовлетворения рыночного спроса доля поголовья специализированного рогатого скота должна быть не менее 40%. В российском сельском хозяйстве преобладают молочные и комбинированные породы [6]. Причём начиная с 2009 года растёт заинтересованность именно в увеличении численности мясного рогатого скота. Существующие запросы определяют дальнейшее стратегическое направление развития отрасли.

  

Схема 1. Производство мяса и мясопродуктов в России в 1990—2010 годах, в %. 

Продовольственная безопасность подразумевает возможность самообеспечения внутреннего рынка страны необходимыми продуктами. В рамках основной концепции уровень удовлетворения потребностей должен составлять 80%, на данный момент это показатель составляет 60%, а ещё 40% приходится на долю импортной продукции [7]. 

Положительная динамика в развитии животноводства была отмечена только в 2010 году. По итогам года на 5% увеличился прирост рогатого скота, свиней на  10,3%,  а птицы на 5,3%. Однако при это на 3,5% снизилось по сравнению с 2012 годом производство молока. В результате на 1 корову приходится 5007 кг. молока. что на 19 кг выше показателей 2012 года [8]. 

Результаты и обсуждение

Улучшение в сфере животноводства связано с принятием отраслевой целевой программы развития мясного скотоводства, в которой были сформированы основные приоритеты развития отрасли. За время функционирования программы на неё было выделено 23,4 млрд. рублей, что повысило инвестиционную привлекательность отрасли [9]. Таким образом, основным фактором развития отрасли является государственная поддержка. В период с 2000 по 2010 годы на развитие животноводства из бюджета было выделено 99 млрд. рублей. В результате в стране было сформировано порядка 450 молочных предприятий и 1300 модернизировано [10].

Однако страна по-прежнему сильно зависит от импортируемой продукции, поскольку отрасль технологически отстаёт от мировых производителей. Показательным является ситуация в сегменте свинины и молочной продукции после вступления страны в ВТО [11]. Снижение пошлин повлекло повышенный импорт свинины на внутренний рынок. В 2013 году увеличение импорта свинины составило 16% в сравнении с 2012 годом, а сливочного масла — на 50%.

В результате цены на эту продукцию на внутреннем рынке снизились с 95 руб. за 1 кг до 70 руб. за 1 кг , а производителям пришлось компенсировать убытки за счёт оптимизации затрат [12]. Таким образом, убытки свиноводства составили около 10 млрд. руб. Такая тенденция ведёт к поиску удешевления продукции за счёт её качества.

Вступление России во Всемирную Торговую организацию стало предметом жарких дискуссий, связанных с деструктивным воздействием на сельское хозяйство. Правила ВТО нацелены на формирование на рынке конкурентной среды и недопущения искажений в торговых процессах, которые могли бы сдерживать рост цен [12]. В развитых странах при таком подходе оптимизируется производство. Главная проблема российских отраслевых производителей заключается в том, что продукция не всегда может выдержать конкуренцию с импортными товарами. Кроме того, само понимание продовольственной безопасности в мировом сообществе отличается от российского [12].

Если в мире продовольственная безопасность направлена преимущественно на стимулирование аграрного развития и поставках на внешний рынок, то в России это понимание ориентировано на обеспечение внутренних потребностей, что связано с климатическими особенностями страны и спецификой российского животноводства [13]. 

Одной из черт российской отрасли является сильная зависимость от других отраслей, что выражается в различиях производственных показателей. Средний уровень колебаний составляет порядка 2,5% в зависимости от года и экономического периода [14]. Животноводство напрямую завязано с развитием аграрного сектора, поскольку от обрабатываемых территорий и количества прикорма зависит поголовье скота.

Благодаря такой зависимости проекты в области животноводства имеют длительные сроки окупаемости, а потому не привлекают инвесторов. В силу высоких затрат животноводства, практически весь бизнес сосредоточен в руках монополистов. У малых хозяйств не хватает средств для разведения крупного рогатого скота и поддержания его здоровья на должном уровне [15]. 

Также отрицательным фактором является отсутствие условий для проведения торгов в сфере животноводства. В стране существует необходимость в создании торговой инфраструктуры, которая позволит развивать отрасль. Речь идёт о развитии логистики, идентификации и переработке скота. Кроме того, существует необходимость в специалистах. Порядка 35% племенного скота закупается в странах Европы и США, что повышает производственные расходы. 

Всего поголовье скота в стране составляет около 1,5 млн. особей, из них 15 тыс. составляют быки производители, а 700 тыс. — составляют коровы [16]. Такое количество быков излишне, поскольку для осеменения коров используется преимущественно искусственное оплодотворение.

Однако Государственной программу поддержки развития мясного скотоводства предусмотрено к 2020 году довести поголовье скота мясных пород до 3,6 млн., из них доля высококачественного скота в общем объёме должна составлять 24% [17].

На данный момент для развития отрасли привлекаются иностранные специалисты и это является положительным фактором, поскольку у работников появляется возможность получить новый опыт. Однако необходимо повышать заинтересованность отечественных специалистов [18]. Одним из отрицательных факторов является низкий уровень престижа специальностей, поэтому отрасли необходима хорошая маркетинговая концепция, которая повысит её кадровый престиж. 

Выводы

Для стабилизации ситуации в отрасли необходимо вводить системные меры, которые позволят компенсировать убытки, которые несут производители от вступления страны в ВТО.

Например, для урегулирования ситуации ос свининой необходимо регулировать квоты и придерживаться мер защиты отечественного потребителя [19]. Основная проблема заключается в том, что существующая законодательная база не адаптирована к современным реалиям.

Главные законодательные акты о племенном животноводстве разрабатывались ещё во времена Советского Союза, для которого было характерно отсутствие малого предпринимательства и ориентация только на внутренний рынок. Таким образом рынок племенного животноводства и дальше будет оставаться монопольным. В развитии животноводства главную роль играет государственная поддержка.

Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы предусматривает на развитие отрасли 65,4 млрд. рублей [20]. Однако помимо материальной помощи необходима разработка административных и федеральных программ, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности отрасли.

В рамках государственной программы для развития скотоводства предусмотрено субсидирование и предоставление льготных кредитов на срок до 15 лет. Наряду с этим необходимы стимулирующие меры, которые будут способствовать привлечению в отрасль новых специалистов и инвесторов, поскольку масштабные проблемы требуют не только федерального, но и частного инвестирования.