,

$ 103.42 107.96

Экономика

Развитие органического земледелия – перспективное направление в гостинично-ресторанном деле

Постановка проблемы 

Глобальные преобразования, такие как изменение климата или рост спроса на продукты здорового питания, приводят к трансформации бизнес-процессов. Одним из перспективных решений для аграриев является внедрение технологий и методов органического земледелия. В Украине рынок органической продукции находится на начальной стадии развития [21]. Информированность населения об органике и в принципе о безопасности и полезности продуктов питания оставляет желать лучшего.

В то же время потенциал украинского села по производству полезных для потребления и дружественных к природе продуктов питания по-прежнему теоретически очень высок [7]. Для того чтобы превратить теорию в распространенную практику, необходимо показать на примерах эффективность использования органической продукции. Отели и усадьбы – наиболее морально готовые структуры для пропаганды здорового образа жизни. Гостиницы и туристические структуры – это не только бизнес, а еще и способ просвещения и воспитания людей [22]. В странах Европы туристы, выбирая маршруты и места поселения для отдыха, обязательно обращают внимание на значки экологической маркировки возле названия гостиницы. Владельцы таких значков, как правило, получают туристов на 40 процентов больше, чем их соседи. Заболевания человека являются следствием нарушения его питания, привычек и характера жизни. Органические продукты явились новым трендом XXI столетия. Статистика утверждает, что всё больший процент населения планеты переходит на здоровое питание. Эту тенденцию нужно взять на вооружение тем, кто планирует создать или реализовать свой бизнес, в т. ч. в сфере туризма. Как показывают опросы туристов , 62% мужчин и 58% женщин полностью поддерживают идею органических продуктов питания [16]. Ежегодно в мире «ударными темпами» расширяется сектор эко-туристов, для которых главное на отдыхе – тишина, покой, уединенность и эко-продукты. Опыт европейских рестораторов свидетельствует о значительных преимуществах в турбизнесе так называемых «эко-хуторов», которые особенно востребованы туристами [23]. Так, в Словении сейчас функционируют уже около 250 сертифицированных эко-ферм, для которых «органическая эко-фишка»», способствует продлению туристического сезона, вхождению в мировые сети, информационные базы и поисковые системы [4]. Кроме того, сфера здорового питания – обширное поле для инноваций, повышающих конкурентоспособность субъектов турбизнеса.

Анализ последних исследований и публикаций 

Среди украинских ученых исследованием вопроса развития органического производства, его внедрения и функционирования занимались такие ученые, как М. К. Шикула, Н. М. Риде, М. В. Капштык [10, 11]. Их работы посвящены вопросам почвозащитной обработки почвы, его влияния на плодородие почвы, а также почвозащитных технологиям — предпосылке органического производства. Шерстобоев А. В. [20] исследовала предпосылки для развития органического производства в Украине, Н. А. Макаренко — экологическую экспертизу технологий выращивания сельскохозяйственной продукции, Ю. П. Манько — вопрос эффективности экологического земледелия, С. С. Антонец, В. М. Писаренко, П. В. Писаренко [1, 15, 18] — вопрос биологизации земледелия, в том числе, ее региональный аспект (Полтавская область). Кроме того, А. И. Корницька [12] рассматривала экологические и социально-экономические, а А. Т. Дударь — организационно-экономические аспекты органического производства. А. С. Антонец, В. В. Писаренко [2], В. И. Артиш [3], Т. А. Зайчук [9] занимались вопросом развития и становления рынка органической продукции, Е. В. Милованов — особенностями органического движения в Украине, П. М. Скрипчук, Г. М. Шевчук — эколого-экономическими аспектами развития органического производства, Н. А. Берлач освещала правовые аспекты процесса органического производства. Несмотря на достаточное количество работ, связанных с исследованием современного состояния мирового органического производства и перспектив его развития в Украине, обоснование сущности практических шагов по ускорению развития органического производства  как перспективное направление в гостинично — ресторанном деле  остается недостаточным.

Цель статьи — исследовать современное состояние органического земледелия и определить основные тенденции и проблемы становления рынка органической продукции в Украине в гостинично-ресторанном деле.

Изложение основного материала 

Для потребителей – как для частных лиц, так и для предприятий – субъектов турбизнеса, найти нужные органические продукты – достаточно сложно. В отечественном турбизнесе практически нет налаженных связей между производителями органических продуктов и их потребителями, между фермерами и отельерами, представителями ресторанного бизнеса. Именно органические продукты питания позволяют привлечь особый сектор платежеспособных туристов-горожан, стремящихся из условий городских агломераций и погрузиться в спокойную, размеренную, здоровую, «органическую жизнь» в эко-усадьбе. При этом людям интересно не только питаться органическими продуктами, но и участвовать в процессе их производства [14, 24]. Возвращаясь домой, многие туристы под влиянием своего отдыха в эко-усадьбе кардинально меняют жизненный стиль, они сами начинают пропагандировать культуру здорового питания и здорового образа жизни.

Украина, имея значительный потенциал для производства органической сельскохозяйственной продукции, ее экспорта, потребления на внутреннем рынке, достигла определенных результатов по развитию собственного органического производства [5].  Так, площадь сертифицированных сельскохозяйственных угодий в Украине, задействованных под выращивание разнообразной органической продукции, составляет уже более четырехсот тысяч гектаров, а наше государство занимает двадцатое место мировых стран-лидеров органического движения. Доля сертифицированных органических площадей среди общего объема сельскохозяйственных угодий Украины составляет около 1% [17].  При этом Украина занимает первое место в восточноевропейском регионе по сертифицированной площади органической пашни, специализируясь преимущественно на производстве зерновых, зернобобовых и масличных культур [19].

Официальные статистические обзоры подтверждают, что если в 2002г. в Украине было зарегистрировано 31 хозяйство, получившее статус «органического», то в 2015 г. насчитывалось уже 210 сертифицированных органических хозяйства, а общая площадь сертифицированных органических сельскохозяйственных земель составила 410550 га [13].

Большинство украинских органических хозяйств расположены в Одесской, Херсонской, Киевской, Полтавской, Винницкой, Закарпатской, Львовской, Тернопольской, Житомирской областях. Украинские сертифицированные органические хозяйства — разного размера — от нескольких гектаров, как и в большинстве стран Европы, до нескольких тысяч гектаров пашни [6]. Исследование Федерации органического движения Украины свидетельствуют, что современный внутренний потребительский рынок органических продуктов в Украине начал развиваться с начала 2000-х годов, составив: в 2006 году — 400 тыс. евро, в 2007 году — 500 тыс. евро, в 2008 — 600 тыс . евро, в 2009 — 1200000. евро, в 2010 — 2400000. евро, в 2011 г.. этот показатель вырос до 5,1 млн.евро, в 2012 году — до 7,9 млн.евро, в 2013 — до 12,2 млн.евро, в 2014 — до 14,5 млн.евро., а в 2015 — до 17 млн.евро.

Таблица 1.

  Общая площадь органических сельскохозяйственных угодий и количество органических хозяйств в Украине, 2002-2015 гг. [13]

Года

Площадь, га

Количество хозяйств

2002

164449

31

2003

239542

69

2004

240000

70

2005

241980

72

2006

242034

80

2007

249872

92

2008

269984

118

2009

270193

121

2010

270226

142

2011

270320

155

2012

272850

164

2013

393400

175

2014

400764

182

2015

410550

210

 

В европейских странах фермерам, которые занимаются органическим производством, оказывают существенную финансовую поддержку. Например, во Франции фермеры получают дополнительные субсидии в течение первых пяти лет, во время которых переходят к органическому сельскому хозяйству. Первые два года объем субсидий максимален:  так, при производстве овощей он составляет 511 евро в год на 1 га. Следующие два года господдержка уменьшается в два раза — до 255 евро. А в последний год составляет только 170 евро. Один из самых высоких уровней субсидий — в Швейцарии. Даже после переходного периода фермеры, производящие органические продукты, получают дотации в размере 625 евро на 1 га. [8].

В Германии данный показатель равен в среднем 500 евро на 1 га. Годовой размер государственных субсидий для производства продукции органического земледелия в Австрии — 600 евро млн. Дотации на 1 га при выращивании овощей — 800 евро, 1 га садов — 508, 1 евро га пашни — 327 евро. Но, несмотря на отсутствие господдержки, украинские производители продолжают заниматься органикой. Ведь спрос у населения на нее постоянно растет.

В последние годы наблюдается тенденция активного наполнения внутреннего рынка собственной органической продукцией за счет налаживания собственной переработки органического сырья. В частности, это крупы, муку, молочные и мясные продукты, соки, сиропы, повидло, мед, масло, чай, лекарственные травы.

Выводы и предложения 

В Украине с каждым годом растет количество людей, предпочитающих здоровый образ жизни. Уже сейчас часть потребителей, готовых покупать органические продукты по завышенным ценам, составляет около 15%. К тому же, отечественные пищевые продукты традиционно считаются вкусными и преимущественно натуральными. Чтобы лучше ориентироваться на рынке, потребитель нуждается в информации. Недостаточная осведомленность потребителей часто используется недобросовестными производителями. Именно поэтому, потребителю важно разобраться в ряде терминов, связанных с определением натуральных продуктов.

В области органического производства и соответствующей системы сертификации, производители органики сталкиваются с многочисленными трудностями. Часть из них сертифицирует свою продукцию в зарубежных органах сертификации и реализует на внешних рынках. Другие, которых большинство, не имеют для этого финансовых возможностей и поэтому продают произведенную продукцию в Украину, но как обычную, неорганическую. Поскольку продукты, которые не были сертифицированы не могут иметь маркировку «Органический продукт», то производители несут моральные и материальные потери, а потребители не могут выбрать органические продукты среди других.

Переход от традиционного к органическому производству в Украине серьезно тормозится сегодняшним ситуацией как в маркетинге, так и в рекламе продуктов органического производства. Нужна интенсивная реклама для информирования потенциальных производителей органической продукции и перерабатывающих предприятий, производящих готовые продукты питания, чтобы они были достаточно проинформированы о преимуществах органических методов производства. Это будет способствовать тому, что представители пищевой промышленности будут вводить органические продукты в ассортимент своего производства.

Другие маркетинговые стратегии, которые можно использовать руководствуясь опытом стран ЕС, особенно Австрии и Нидерландов: органические хозяйства могут объединить свои усилия в кооперативы для маркетинга своей продукции под общим маркой (названием, эмблемой) в специализированные магазины и рестораны, которые могут быть и их собственностью; в кооперативах по переработке продукции органические производители могут изготавливать специфические органические продукты питания и продавать оптовикам; сотрудничество между производителями органической продукции и ресторанами и гостиницами. Одним из важнейших и самых сложных стратегических задач аграрной сферы Украины является производство конкурентоспособной экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Экономическая ситуация развития требует формирования экологически безопасных и экономически эффективных технологий.