,

$ 63.57 70.46

Экономика

Оценка влияния ВТО на аграрный сектор

Введение 

Аграрные реформы 1990 годов отрицательно повлияли на сельское хозяйство, фактически разрушив его. В период с 1990-2000 год убытки аграрного сектора составили почти 500 млрд. руб. [1]. С 2000 года началось постепенное восстановление аграрного сектора. На рынке постепенно начала формироваться конкуренция.

Главными причинами неудачных реформ 1990 года стала неготовность населения и самого рынка. Когда одна система резко меняет другую, без предварительных научных исследований и подготовки законодательной базы, последующий кризис является закономерностью [2]. 

Материалы и методы:

  • Работа со статическими показателями и анализ печатной прессы прошлых лет;

  • Оценка воздействия мер ВТО с помощью аналитических методов;

  • Определение основных приоритетов и проблем. 

Подходы к оценке влияния ВТО на аграрный сектор Российской Федерации

Одним из сопутствующих факторов, сопровождающих упадок аграрного сектора, стало проникновение на рынок импортных товаров, которые оказались дешевле отечественного продукта. Постепенное восстановление началось только в 2006 году, после принятия Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», включающего в себя целый ряд постановлений, ориентированных на поддержку сельскохозяйственного сектора [3].

С переходом на рыночную систему структура землевладения стала сложнее, у людей появилась возможно ведения хозяйственной деятельности. Однако совершенно не было опыта в организации самостоятельного хозяйства и распределения ресурсов.

Жители сёл получили в пользование кооперативы, но их финансирование прекратилось, а без государственной поддержки и координации многие крупные предприятия оказались на грани банкротства. В это время постепенно развиваются малые формы хозяйствования. К 2000 году в России насчитывалось 275 тысяч крестьянских хозяйств [4]. В рамках программы «О развитии сельского хозяйства» было принято порядка 100 постановлений и 24 федеральных закона.

Результаты этой деятельности стали очевидны после завершения программы развития с 2008 по 2012 год.  По итогам 2013 года было собрано 93 млн. тонн зерна, что можно назвать рекордным показателем, так было собрано 10,68 млн. тонн кукурузы, 1,4 млн. тонн рапса, 10,2 млн. тонн семян рапса и 37,7 млн. тонн сахарной свеклы [5].

Эти данные свидетельствуют, что по отдельным направлениям ситуация улучшилась кардинально, показатели превышают в несколько раз урожай 1990 года, что позволит России увеличить объёмы экспорта на мировой рынок. Однако в животноводстве ситуация не такая позитивная, поскольку для увеличения поголовья скота необходимы условия содержания, что подразумевает необходимость строительства новых объектов. В 2013 году было введено 1300 новых объектов для скота, но нужно порядка 2000 объектов [6].

Результаты и обсуждение

Среди основных государственных мер поддержки в стратегии было предусмотрено субсидирование деятельности, материальная поддержка и привлечение в село новых кадров .В программе 2013-2020 года бюджет на сельское хозяйство увеличен на 9% и составляет почти 159 млрд. руб. [7]. Основной упор в новой программе делается на развитие животноводства.

На данном этапе Российская Федерация вступила в ВТО, что также отразилось на аграрном секторе. С одной стороны, страна на себя взяла обязательства относительно поддержки импортной продукции на внутреннем рынке, с другой стороны, правила ВТО предусматривают обязательную поддержку внутреннего производителя для стабилизации ситуации на рынке. Пошлины на импортные товары постепенно будут отменяться согласно установленному графику, но при этом сохранятся квоты [8].

Согласно условиям ВТО, государство должно комплексно поддерживать сельскохозяйственный сектор. Однако эти меры не относятся к поддержке производства и не предусматривают искажения торговли.

Среди мер предполагается субсидирование сельскохозяйственной деятельности, помощь в поиске квалифицированных кадров и повышении квалификации имеющихся рабочих, консультационная помощь в области борьбы с вредителями, внедрение маркетинга и других услугах и других.

Особой статьёй идут оказание помощи в депрессивных регионах. Согласно правилам ВТО, государство имеет полное право на оказание всесторонней помощи в таких регионах. Соответствующий проект относительно зонирования регионов был принят в 2012 году. В России к депрессивным регионам относится более 20 субъектов РФ [9].

Одной из основных задач в существующих условиях является техническое оснащение хозяйств, которое сдерживает развитие аграрного комплекса. Низкий уровень оснащения основных фондов технологическими средствами обусловлен невозможностью малых форм хозяйствования самостоятельно закупать специализированную технику по причине низкой доходности аграрного сектора и высоких рисков.

Таким образом, возникает противоречие: для оснащения фондов необходимо государственное увеличение доли бюджета. Однако согласно правилам ВТО государство должно снижать прямую поддержку национальных производителей [10]. Следовательно, основным средством поддержания сельского хозяйства остаётся система льгот и налогообложения.

В России налогообложение намного ниже, чем в странах Запада, это объясняется практически полным отсутствием малого предпринимательства. В странах ВТО доля малого предпринимательства составляет 80-90%, в то время как в РФ доля малого предпринимательства составляет всего 10% [11]. В существующих условиях государство должно формировать такие условия, в которых малое предпринимательство сможет развиваться и формировать собственный кластер в сельскохозяйственном секторе.

На данный момент это проблематично по целому ряду причин, и низкая оснащённость основных фондов является далеко не самой главной. Данный фактор является следствием реформ 1990 годов [12]. Главной проблемой является низкий уровень экономической отдачи сельского хозяйства и высокий уровень рисков.

В России крайне слабо развита система страхования урожая и по этой причине инвесторы опасаются вкладывать средства в АПК.  В 2012 году от засухи погибли посевы в 21 регионе. Материальный ущерб от этого составил 14,2 млрд. рублей [13]. В результате засухи пострадали 9437 хозяйств. Для компенсации ущерба из бюджета выделено 6 млрд. рублей, что разумеется не может покрыть полностью весь ущерб. Кроме того, даже если урожай и застрахован, размер возмещения составляет 5-20% [14]. 

Вместе с тем, имеются и положительные тенденции, по результатам 2011-2012 года отмечено повышение темпов обновления производственных фондов за счёт субсидирования и льготного кредитования. Размер субсидий составил порядка 70 млрд. рублей. При покупке сельскохозяйственной техники часть затрат компенсирует государство [15]. Помимо этого, вступление в ВТО позволило частично снизить цены на сельскохозяйственную технику в среднем на 10%. В ближайшие годы прогнозируется снижение ещё на 10-15%.  Вступление в ВТО усилило конкуренцию на внутреннем рынке.

По статистике, по итогам 2013 года в страну было экспортировано на 16% больше свинины, чем в 2012 года, на 50% — сливочного  масла и на 23% — для молочных продуктов [16]. Возросшая конкуренция привела к снижению цен на внутреннем рынке на отдельные категории товаров. Это является как положительным, так и негативным фактором. Высокая конкуренция заставляет поставщиков улучшать качество продуктов, но с другой, порождает дополнительные расходы для поставщиков, которые спекулируют на высокой зависимости рынка от иностранных товаров.

Как следствие, цена снизилась для ретейлеров, но не для конечного потребителя. В качестве примера можно привести снижение пошлин на мясо и молочные продукты. В результате цены на свинину на внутреннем рынке резко снизились на 20-30% из-за образовавшегося дефицита [17]. Аналогичная ситуация наблюдается в сегменте молочной продукции.

На молочную продукцию пошлины снизились с 19,8 до 14,9%. Отрицательным моментом является то, что качество этой продукции порой сильно уступает отечественному производителю. По мнению Корнилова Д.А, соответствие продукции потребительским характеристикам является одним из основных критерием конкурентоспособности [18].

Однако иностранная продукция не всегда соответствует этим характеристикам. Таким образом, для улучшения ситуации на внутреннем рынке, следует постепенно снижать зависимость России от импортных товаров.

Выводы

Вступление Российской Федерации в ВТО принесло как ряд положительных изменений для аграрного сектора страны, так и отрицательные. Среди положительных тенденций можно отметить более широкие возможности для рынка сбыта. К российской сельскохозяйственной продукции уже присматриваются крупные участники рынка, в частности Россия может войти в число лидеров по поставкам пшеницы и кукурузы. Среди негативных аспектов повысилась зависимость внутреннего рынка страны от импортной продукции.

На сельскохозяйственные товары пошлины  снизились с 13,2 до 10,8% [19, 21]. Снижение пошлин на ввоз сельскохозяйственной продукции увеличило объёмы импорта товаров на внутренний рынок. Отечественные производители столкнулись с растущей конкуренцией и изменением конъюнктуры рынка в пользу иностранных производителей в ущерб качеству товаров.

Таким образом, производители столкнулись с проблемой высоких производственных издержек [20].  В существующей ситуации перед государством стоит задача формирования благоприятной инвестиционной среды для развития потенциала аграрного сектора с основным упором на современные технологии.

Само по себе вступление страны в ВТО является значительным прогрессом, но это событие наглядно показало остроту старых экономических проблем сельскохозяйственной отрасли, которые предстоит решить в ближайшие годы. Данный период можно назвать переходным.