,

$ 63.58 70.39

Экономика

Основные проблемы кадрового обеспечения сельского хозяйства

Введение

Затянувшийся мировой экономический кризис не обошёл стороной Россию.

Страна нуждается в укреплении собственных позиций на внутреннем рынке и повышении конкурентоспособности. Одна из главных ролей возлагается на агропромышленный комплекс.

Существующая в российском сельском хозяйстве ситуация, вызывают необходимость пересмотра подхода к реформированию аграрного сектора и повышения продовольственной безопасности [1].

На текущий момент Россия взяла курс на инновационное развитие и повышение конкурентоспособности аграрного сектора.

Материал и методы

В сложившейся ситуации возрастает в повышении квалификации персонала и внедрении новых для отрасли профессий. Такой шаг сопровождается структурными изменениями в кадровой политике, поскольку существующая модель уже не демонстрирует эффективности. Одной из причин кризиса в сельскохозяйственной отрасли стала неудачная земельная реформа 1990-х годов [2].

В результате реформы крупные предприятия были расформированы, а население оказалось не готовым к новому порядку. Темпы развития сельского хозяйства значительно снизились, в то время как города активно развивались. В сложившихся условиях местное население не заинтересовано в работе в сельскохозяйственном секторе и старается перебраться в город. 

Если обратить внимание на статистику внутрирегиональной миграции, то, очевидно, что количество людей, прибывающих в городскую местность, в несколько раз выше, чем в сельскую. Тенденция характерна для страны в целом [3]. Показатели внутрирегиональной миграции населения за январь-декабрь 2014 года в Нижегородской области представлены в табл. 1.

Таблица 1 — Показатели внутрирегиональной миграции населения за январь-декабрь 2014 года (Нижегородская область)

Местность

Выбывшие

Прибывшие

Городская местность

19407

18304

Сельская местность

5083

5735     

Результаты и обсуждение

Можно выделить несколько факторов, которые негативно влияют на рынок кадров сельского хозяйства:

·        Отсутствие конкуренции среди сельскохозяйственных предприятий на внутреннем рынке, что фактически порождает сильную разницу между бизнесом и создаёт большую разницу в условиях работы [4]

·        Низкий уровень мотивации персонала, обусловленный слабым уровнем заработной платы и устаревшими системами оплаты труда, отсутствием перспективы развития.

·        Низкая квалификация персонала — в сельском хозяйстве используется преимущественно неквалифицированный труд, что является следствием использования устаревшего подхода плановой экономики, когда основной целью было обеспечение рабочих мест для населения [5].

·        Высокий возрастной порог — большинство работников сельского хозяйства составляют люди, возрастной категории от 45 до 60 лет, что обусловлено нежеланием молодых людей проживать и работать в сельской местности.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что основная проблема кадровой политики сельского хозяйства заключается в низкой привлекательности работы в селе для молодых специалистов — отсутствии адекватных условий труда и дальнейшей перспективы развития [6].

Заработная плата

Одним из основных факторов резкого снижения развития сельского хозяйства стало падение уровня заработной платы. На текущем этапе различия между уровнем оплаты в сельском хозяйстве и в городах составляют 60%. Уровень заработной платы неквалифицированного рабочего в зависимости от предприятия варьируется от 20 до 25 тыс. рублей при среднем уровне заработных плат от 35 тыс. рублей по региону в целом, что ниже на 30% [7].

Причина этой тенденции также является следствием аграрной реформы 1990-х годов. Если колхозы находились на государственно обеспечении, то в переходный период реформ произошло резкое сокращение заработных плат, что привело к сокращению штата предприятий.

В дальнейшем ситуация улучшалась и была напрямую взаимосвязана с темпами развития экономики. Резкое ухудшение наступило в кризисный период 2008 года. В период с 2009 по 2012 года ситуация с заработными платами стабилизировалась [2, 8].

Низкий уровень мотивации работников сельского хозяйства напрямую взаимосвязан с перспективностью предприятий. На текущем этапе сельское хозяйство Российской Федерации можно разделить на несколько экономических сегментов: крупные предприятия, средние предприятия и малые формы хозяйствования. Можно проследить прямую зависимость между размером заработной платы и формой предприятия.

Крупные предприятия имеют вертикально интегрированную структуру и ресурсы для расширения бизнеса, стабильную заработную плату и соц.пакет [9]. Средние и малые предприятия имеют значительно меньший производственный ресурс, поэтому предлагают более низкую зарплату и лишь часть организаций предлагает официальное трудоустройство.

Многие предприятия предпочитают использовать дешёвую рабочую силу, выплачивая заработную плату по так называемой «чёрной» схеме — наличными.

В Нижегородской области действует 124 крупных и средних предприятия и 1600 малых индивидуальных предприятий [10]. Таким образом, количество предприятий, предлагающих невыгодные условия работы значительно выше.

Решением проблемы может стать государственная поддержка. В 2008 году вышел закон «О мерах государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Нижегородской области», в котором для молодых специалистов предусматриваются дополнительные доплаты к заработным платам. Для специалистов с высшим образованием размер доплаты составляет 2,5 тыс. рублей, для работников сельскохозяйственных организаций и лиц со средним профессиональным образованием размер доплаты составляет 2 тыс. рублей на срок до двух лет [11]. Размер единовременного пособия для лиц с высшим образованием составляет 100 тыс. рублей, для лиц со средним специальным образованием размер пособия составляет 70 тыс. рублей [12].

Инфраструктура

Развитие сельского хозяйства — процесс комплексный, в котором все принимаемые меры очень сильно взаимосвязаны и оказывают друг на друга существенное влияние.

Поэтому привлекательность сектора тесно взаимосвязана со степенью развития инфраструктуры. Одной из проблем, снижающих заинтересованность людей в работе на селе, является состояние инфраструктуры сельского хозяйства [13]. Причём это касается не только технической оснащённости предприятий, но и других составляющих.

Можно выделить несколько основных структурных направлений, которые нуждаются в развитии: 

·        социально-бытовая инфраструктура, включающая в себя жилищно-коммунальный сектор и обслуживание;

·        инфраструктура трудовой деятельности — включает в себя обслуживающие подразделения, такие как бытовая логистика и обеспечение производственных нужд:

·        инфраструктура здоровья — включает в себя учреждения здравоохранения и спорта;

·        инфраструктура образования и культуры — включает в себя общеобразовательные, культурные и духовные организации.

Резкое сокращение финансирования со стороны государства в конце прошлого века привело к снижению темпов развития инфраструктуры [14]. Во многих населённых пунктах инфраструктура постепенно пришла в упадок и не отвечает современным требованиям.

Простейшим примером является отсутствие в населённых пунктах проводного интернета, в то время, как научно-технический прогресс интенсивно развивается.

Процесс интеграции современных технологий в инфраструктуру сельской местности сопровождается проблемами. 

Ранее обслуживанием инфраструктуры занимались государственные службы, но сейчас всё осуществляется за счёт местного бюджета. Таким образом, уровень развития социальной инфраструктуры в селе значительно отстаёт от городской. Отследить уровень развития инфраструктуры можно на состоянии жилищного фонда [15, 16].

Жители сельской местности не испытывают проблем с обеспечением жилья, но жилой фонд намного хуже благоустроен, нежели в городе. Соотношение хозяйств, в которых имеется канализация и водопровод, составляет 1 к 3, а число семей, проживающих в квартирах или благоустроенных домах, составляет 1 к 10 в сравнении с городом. Таким образом, модернизация инфраструктуры может стать одним из ключевых факторов повышения привлекательности села. 

Если рассматривать ситуацию с социальным обслуживанием — здравоохранением, культурной деятельностью и другими аспектами, становится очевидно, что сельская местность слабо адаптирована для нужд современного человека [17, 18]. В сельских больница отсутствует современное медицинское оборудование, а для удовлетворения своих нужд людям приходится выезжать в город. 

Ситуацию можно разрешить налаживая комплексное взаимодействие на всех уровнях инфраструктуры и отлаживая сферу услуг.

Социальные мероприятия

Неготовность работодателей в сельском хозяйстве улучшать условия труда привела к утечке квалифицированных кадров и восполнить этот дефицит невозможно из-за низкого престижа работы в сельской местности.

Выпускники учебных заведений предпочитают работать не по специальности, оставаясь в городе [19]. Отсюда вытекает другая — проблема старения кадров, что снижает эффективность труда. Существует острая необходимость в высококвалифицированных кадрах, но работодатели не могут обеспечить достойный уровень оплаты труда.

Решением проблемы может стать проведение мероприятий по повышению престижа работы в сельском хозяйстве и формированию положительного имиджа отрасли среди населения, таких как тематические семинары и лекции.

Выводы

Таким образом, существующие в сельском хозяйстве проблемы кадровой политики требуют комплексного подхода, затрагивающего все структурные уровни.

Одним из ключевых аспектов повышения мотивации является формирование благоприятной среды для улучшения кадровой политики, которая затрагивает социальную и материальную составляющую [20].

Улучшение условий труда в сочетании с мотивационными мероприятиями создаст базу, повышающую привлекательность работы в сельской местности для высококвалифицированных кадров.