Экономика
Министерству финансов надо повысить налог на спиртное, а не только на табак
Лента новостей
Треть россиян готовы сбежать на работу уже после пяти праздничных дней
Дело Дмитрия Семененко: амбициозный проект, который можно восстановить или погубить
Бизнесмен обратился в Генпрокуратуру с просьбой тщательно проверить его бизнес
Три управленческих контура: как компании совмещают стабильность, развитие и прорывы
Константин Брянка рассказал, какие технические ошибки чаще всего срывают деловые ивенты
RDS получил разрешение на строительство второй фазы индустриального парка «Северные Врата»

Эксперты считают, что решение Минфина повысить акцизы на табачные изделия на 20%, а на алкоголь на 4% (с 2021 года) не вполне логично, когда ведомство оправдывает такие меры заботой о здоровье россиян и стремлением пополнить дефицитный бюджет. Ведь не только по потреблению табачных изделий, но и по популярности крепких напитков Россия – один из мировых лидеров. Однако позиция Минфина относительно спиртного озвучена ясно: «Это наш долгосрочный такой тренд: мы поддерживаем развитие виноградарства и виноделия внутри Российской Федерации, даем отрицательные акцизы на виноград для того, чтобы стимулировать развитие этих отраслей в России. Поэтому в этой связи индексировать на них параллельно ставки акциза было бы не совсем корректно», — сказал замминистра финансов Алексей Сазанов.
Но при чем здесь вино, когда в России традиционно пользуются большой популярностью крепкие спиртные напитки. Повысить акциз на водку – вот тебе и дополнительные средства в бюджет, вот тебе и забота о здоровье населения. «Официальная позиция Минфина, согласно которой необходимо стимулировать развитие виноградарства, выглядит немного противоречивой, поскольку очевидно, что вовсе не вино является самым популярным спиртным напитком в России», — считает политолог, декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов.
Да и сам подход к повышению акцизов на сигареты вызывает ряд вопросов. Рост цен на сигареты не заставит граждан бросить привычку – они лишь перейдут на нелегальные безакцизные сигареты или вообще на суррогаты, которые еще больше вредят здоровью. Повышение акцизов приведет к росту затрат россиян: в среднем, сейчас граждане тратят на свою привычку 3-3,5 тысячи рублей в месяц, а с нового года затраты вырастут до 4-4,5 тысяч рублей. Инициатива Минфина неизбежно ударит по кошельку 30 миллионов российских граждан (именно столько курильщиков в РФ, по данным Минздрава).
«Повышение акцизов на табак приведет к тому, что курящие россияне будут выбирать дешевые марки сигарет, что сразу снизит объемы продаж в торговле. В результате сократится и налогооблагаемая база, так что бюджет в итоге не получит тех средств, на которые рассчитывает Минфин», — замечает доктор экономических наук Никита Кричевский
Кроме того, политика постепенного роста акцизов уже привела к тому, что доля контрафактной табачной продукции в России растет – этим пользуются соседние государства, где стоимость сигарет ниже, чем в нашей стране.
«Поток контрафакта из стран СНГ увеличивается по мере роста цен на сигареты в России: сейчас доля незаконной продукции составляет уже 15%, а после увеличения акцизов на 20% эта доля может вырасти в два раза. Соответственно, сократится рынок законной продукции – россияне предпочтут покупать дешевые сигареты, даже если это контрафакт. В итоге, как часто бывает, жесткие непродуманные решения властей вместо ожидаемого результата приведут к потерям, которые придется компенсировать годами. Если уж Минфин решил предложить кардинальное повышение акцизов на табак, то таким же путем было бы логично увеличить и алкогольные сборы – в нашей стране потребление крепких напитков на порядок превышает табакокурение, и сборы значительно выше. Однако акцизы с нового года на спиртное будут повышены только на 4%, что в рамках инфляции. Либо финансовые власти следуют какой-то избирательной логике в деле увеличения налогов и сборов, либо скоро стоит ожидать подобных инициатив уже в отношении водки, коньяка, виски и прочего», — считает Кричевский.