,

$ 75.55 90.46

Экономика

Механизм стратегического управления развитием бережливого высшего сельскохозяйственного образования

Актуальность настоящей статьи в 2017 связана тем, что для развития и внедрения на практике методов бережливого высшего сельскохозяйственного образования и повышения социально-экономической эффективности высшего сельскохозяйственного образования необходимо создать механизм стратегического управления развитием бережливого высшего сельскохозяйственного образования.

Цель статьи является формирование механизма стратегического управления развитием бережливого высшего сельскохозяйственного образования.

Для достижения цели в этой статье решаются задачи:

— предложено определение и исследована структура механизма стратегического управления развитием бережливого высшего сельскохозяйственного образования;

— определены понятия парадигмы, философии, идеологии, политики развития бережливого высшего образования и философии бережливого высшего образования;

— описано содержание структурных элементов механизма стратегического управления развитием бережливого высшего сельскохозяйственного образования.

Объектом статьи выступает бережливое высшее сельскохозяйственное образование.

Предметом статьи является механизм стратегического управления развитием бережливого высшего сельскохозяйственного образования.

В условиях продолжающегося глобального кризиса идеи бережливого производства получают все большее распространение [1]. Наблюдается распространение этих идей в гуманитарной сфере, например, под бережливым мышлением понимается постоянная вовлеченность и заинтересованность персонала, как в личном развитии, так и в усовершенствовании производства, которые получили название «кайдзен», что означает «перемены к лучшему».

Одновременно с этим для нашей экономики и образования как одной из ключевых отраслей экономики  важной темой является развитие стратегического подхода к управлению инновациями [2, с. 121-127], в том числе инновациями в высшем сельскохозяйственном образовании.

При развитии парадигмы бережливого высшего сельскохозяйственного образования нужно учитывать, что в высшем образовании и педагогике высшей школы происходят глубокие изменения под воздействием информационных технологий и распространением клипового мышления обучающихся [3, с. 325–332].

Бережливым сельскохозяйственном высшим образованием предлагается называть такое высшее образование, которое нацелено на постоянное повышение качества образования в условиях оптимизации использования всех видов ресурсов сельскохозяйственного образования, минимизации потерь и ущербов всем участникам в процессе обучения. При таком его определении бережливое образование может сочетаться с концепцией социально-этического менеджмента в сельскохозяйственном высшем образовании [4, с.208-210].

Механизмом стратегического управления развитием бережливого сельскохозяйственного высшего образования можно назвать систему методов и форм такого управления развитием бережливого подхода в высшем образовании.

В процессе формирования механизма стратегического управления развитием бережливого сельскохозяйственного высшего образования следует учитывать, что такой механизм разрабатывается на базе философии науки и, в частности, философии бережливого высшего образования, которая неизбежно в явном или неявном виде синтезируется в процессе создания механизма стратегического управления развитием бережливого образования [5; 6, с. 4].

Формируемая в теории и на практике философия бережливого высшего образования должна быть научной [7, с. 7].

Развитие бережливого высшего образования одновременно включает:

— дальнейшее развитие всех сильных сторон отечественного высшего образования, разработку новых образовательных продуктов и освоение новых рынков, совершенствование организационной структуры высшего образования;

— исключение или минимизацию факторов негативно влияющих на качество высшего сельскохозяйственного образования;

— повышение степени рациональности использования всех видов ресурсов образовательной деятельности в высшем сельскохозяйственном образовании, в том числе студентов и профессорско-преподавательский состав.

Формирование механизма стратегического управления развитием бережливого высшего образования будет затрагивать интересы большого числа включенных в эту сферу деятельности лиц. В философии управления развитием бережливого высшего образования рекомендуется выделить философские категории и факторы, влияющие  на  развитие бережливого образования (миссия; видение, структурные  изменения; программы  развития и др. ).

Миссией бережливого высшего образования предлагается называть социальную значимость постоянного повышения качества образования на основе наиболее щадящего и оптимального использования всех видов ресурсов, включая профессорско-преподавательский состав вузов в условиях глобального и бюджетного кризиса. При таком подходе миссией бережливого высшего сельскохозяйственного образования может считаться обеспечение устойчивого развития и повышения качества образования как общественного блага (существующего в форме образовательных услуг), обеспечивающего  социальный и экономический прогресс в условиях экономного и щадящего использования всех видов ресурсов, включая гарантии занятости, щадящее использование и социальное развитие человеческого капитала профессорско-преподавательского состава сельскохозяйственных вузов.

Видением развития бережливого высшего сельскохозяйственного образования условимся называть вдохновляющий сценарий развития высшего бережливого сельскохозяйственного образования путем минимизации и/или устранения потерь в системе высшего сельскохозяйственного образования и ориентации такого высшего образования на щадящее и оптимальное использование всех видов образовательных ресурсов, включая человеческий потенциал (капитал) профессорско-преподавательского состава сельскохозяйственных вузов.

Структурные  изменения при  переходе к концепции бережливого высшего образования нужно ориентировать на оптимизацию соотношений и повышение эффективности использования ресурсов (различных структурных элементов такого образования), в ходе постоянного и постепенного повышения качества сельскохозяйственного высшего образования посредством наиболее оптимальной и щадящей эксплуатации всех видов ресурсов, включая человеческий капитал профессорско-преподавательского состава сельскохозяйственных вузов.

Программа стратегического развития бережливого сельскохозяйственного высшего образования должна включать набор конкретных мер корректирующего и контрольного характера, в том числе направленных на оптимизацию соотношений различных структурных элементов такого образования.

Стратегией развития бережливого высшего образования условимся считать долгосрочный план развития бережливого сельскохозяйственного образования, ориентированный на адаптацию и последовательное внедрение в практику высшего образования идей и методов бережливого высшего сельскохозяйственного образования в соответствии с изменениями во внешней среде путем внутренней координации.

Под философией стратегии развития бережливого высшего образования будем понимать наиболее общий системный взгляд на длительную временную перспективу на миссию, видение, цели, инструменты, социальную цену развития этой концепции в современном образовании.

Объектом философии стратегии развития бережливого высшего образования следует назвать наиболее общий системный взгляд на миссию, видение, цели, инструменты, социальную цену развития бережливого высшего образования

Предметом философии стратегии развития бережливого высшего образования можно назвать наиболее общий взгляд на методы, способы, инструменты реализации миссии, видения, целей, источники ресурсов, формирующие социальную цену развития бережливого высшего образования.

Известны консенсусная (на базе согласия в обществе) и конфронтационная (на базе результатов борьбы) варианты формирования парадигмы, политики, стратегии развития бережливого высшего образования.

При этом философия стратегии развития бережливого высшего образования может быть и частью философии системы высшего образования [8, с. 40]. Одновременно, философия стратегии развития бережливого высшего образования может считаться структурным элементом философии стратегии научно-технического развития нашей страны [9, с. 101-104].

Структурными элементами механизма стратегического управления развитием бережливого высшего сельскохозяйственного образования можно назвать: во-первых, методы и формы совершенствования целеполагания, маркетинга, менеджмента развития высшего бережливого сельскохозяйственного образования; во-вторых, методы и формы повышения эффективности планирования, организации, мотивации, контроля в таком высшем образовании.

Целеполаганием принято называть процесс разработки целей бережливого высшего образования. Целью развития бережливого высшего сельскохозяйственного образования назовем идеальный результат внедрения такой концепции образования в практику. Целью развития бережливого высшего сельскохозяйственного образования условимся называть постоянное повышение качества высшего образования при условии сохранения устойчивости развития такого образования, бережливого использования всех видов ресурсов, включая человеческий капитал профессорско-преподавательского состава сельскохозяйственных вузов.

Стратегическим маркетингом как стратегическим элементом механизма стратегического управления развитием бережливого высшего сельскохозяйственного образования можно назвать методы синтеза и поиска наиболее подходящих методов и способов повышения качества образования и эффективности использования всех видов ресурсов, задействованных в процессе бережливого высшего сельскохозяйственного образования.

Стратегическим менеджментом как частью механизма стратегического управления развитием бережливого высшего сельскохозяйственного образования будем называть методы поддержания стратегического баланса в треугольнике «люди-цели-ресурсы» в процессе достижения поставленных целей с использованием выбранных в процессе стратегического маркетинга методов и способов достижения целей.

При формировании стратегических целеполагания, маркетинга, менеджмента будем учитывать, что в начале 21 века образование чаще рассматривается как общественное благо. При этом в рыночной экономике все блага выступают в определенной форме (материальных товаров или нематериальных услуг). Будем рассматривать бережливое сельскохозяйственное высшее образование как один из видов геополитических, социально и экономически значимых услуг.

Услугой, как известно, называют любое мероприятие, деятельность или выгоду, которые одна из сторон может предложить другой стороне и которые в основном неосязаемы и не приводят к овладению чем -либо [10, с.13].

Следует отметить, что сфера услуг и услуга являются объектом исследования различных наук: экономики, маркетинга, менеджмента, социологии, права, информатики, психологии и других наук, но общая теория услуг не развита [11,12,с.13]. Следовательно, и бережливое сельскохозяйственное образование должно учитывать и то, что согласно классификации ВТО образование рассматривается как структурный элемент сферы услуг. Это позволяет сделать вывод, что услуги в сфере сельскохозяйственного высшего образования направлены на то, чтобы обеспечить в сельскохозяйственном секторе экономики и обществе процессы получения, сбора, формирования, регистрации, накопления, использования и передачи знаний сельскохозяйственной направленности в экономике сельскохозяйственной отрасли и обществе.

Высшее сельскохозяйственное образование как услуга имеет такие свойства:

1) адресность сельскохозяйственной образовательной  услуги, которая проявляется, например, индивидуальным выбором конкретным абитуриентом специальности, а студентом учебных курсов по выбору;

2) неосязаемость сельскохозяйственной образовательной услуги, проявляется в том, что полученные в результате образования студентом знания и компетенции непосредственно не наблюдаются, а имеется возможность увидеть ее результат- материализацию знаний и компетенций в процессе инновационной и производственной деятельности;

3) непостоянство качества сельскохозяйственных образовательных услуг в зависимости от квалификации профессорско-преподавательского состава сельскохозяйственных вузов, мотивации студентов, места, организации процесса, условий и времени ее оказания;

4) временная (моментная) определенность, означающая, что образовательная услуга является значимой и определяемой по качеству только в определенный период времени развития экономики и общества;

5) несохраняемость сельскохозяйственной образовательной услуги, как невозможность хранения услуги покупателем и/или особенно продавцом по причинам старения знаний и компетенций (и физического износа их носителей: профессорско-преподавательского состава) в условиях научно-технического прогресса;

6) предоставление сельскохозяйственной образовательной услуги неотделимо от процесса ее осуществления в ходе аудиторных и других видов занятий;

7) продвижение сельскохозяйственной образовательной услуги от ее производителя к потребителю (студенту) происходит по прямому (одноуровнемому)  каналу – каналу без посредников.

8) образовательные сельскохозяйственные услуги не могут транспортироваться, но могут быть отнесены к торгуемым услугам.

С учетом особенностей свойств сельскохозяйственного образования как одного из видов услуг можно выделить следующие характеристики оказания образовательной услуги: требования к образовательной услуге должны быть четко определены как характеристики, поддающиеся наблюдению и оценке клиентом (потребителем); в случае образовательных услуг  управление услугой и характеристики предоставления услуги могут быть достигнуты только посредством обеспечения управления процессом предоставления услуги; образование как услуга оказывается только в присутствии  обучаемого и в настоящее время носит интерактивный характер; качество образовательной услуги может быть различным; результаты оказания образовательной услуги не сохраняются и др.

Кроме этих признанных для всех видов услуг свойств сельскохозяйственное образование имеет такие особенности:

— оказание сельскохозяйственной образовательной услуги характеризуется активным взаимодействием преподавателя и обучающегося;

— эффективность сельскохозяйственного образования как услуги в значительной степени зависит от мотивации обучающегося [13].

Характеристика сельскохозяйственной образовательной услуги и/или процесса ее предоставления может включать качественное (заключается в сопоставлении по качеству) и количественное измерение в соответствии с тем, в каких целях, как и кем делается оценка (вуз как организация, работодатели, потребители, и т.д.).

В современной науке исследуется экономическая природа услуг, уточняется экономическая трактовка этой категории, определяются перспективные направления всей сервисной сферы в рамках рыночной трансформации общества [14].

Учитывая всю сложность и условность трактовки такого многогранного понятия, каким является услуга, можно предложить следующее социально-экономическое определение образовательной услуги: образовательная услуга – это социально и экономически значимая (одновременно) хозяйственная деятельность вузов, заключающаяся в процессе получения, передачи, использования знаний, направленную на удовлетворение образовательных потребностей заказчиков – физических и/или юридических лиц – путем предоставления им определенных образовательным стандартом знаний, культурных, духовных, социальных, материальных благ и/или создающая условия для потребления указанных благ в процессе последующего самообразования и саморазвития, самоактуализации творческих способностей.

Отмечают, что восприятие друг друга субъектами механизма стратегического управления развитием бережливого образования, взаимодействия в процессе совместной образовательной деятельности по оказанию услуг также чаще описывается как целостный, инвариантный, не расчленяемый стабильный феномен. Но очевидно, что та или иная динамика во взаимодействии субъектов совместной сельскохозяйственной образовательной деятельности (распределение учебных дисциплин, расписания занятий, служебные перемещения преподавателей, ротация преподавателей, методическая нагрузка и пр.) не может не отражаться на особенностях их взаимодействия за счет изменения восприятия друг друга, продуктов деятельности, целей, ценностей, смыслов и пр.

Стратегический менеджмент (как часть механизма стратегического управления развитием) бережливого высшего сельскохозяйственного образования включает реализацию функций стратегического планирования, организации, мотивации и контроля процессов развития бережливого сельскохозяйственного образования.

Для определения структуры и содержания механизма стратегического управления развитием бережливого образования используем и станем трактовать с учетом специфики образовательного процесса положения, которые ранее разработали основатели и теоретики бережливого подхода: потери из-за перепроизводства; потери времени из-за ожидания; потери при ненужной транспортировке; потери из-за лишних этапов обработки; потери из-за лишних запасов; потери из-за ненужных перемещений; потери из-за выпуска дефектной продукции. нереализованный творческий потенциал сотрудников; перегрузка рабочих, сотрудников или мощностей при работе с повышенной интенсивностью неравномерность выполнения операции, например, прерывистый график работ из-за колебаний спроса [1, 2].

В рамках парадигмы и философии бережливого высшего образования приведенный выше перечень направлений реализации данной концепции бережливого образования может включать такие положения:

— бережливое высшее сельскохозяйственное образование не должно быть направлено на сокращение нормированных и необходимых для оказания качественных образовательных услуг вузом затрат, включая расходы на профессорско-преподавательский состав;

— бережливое высшее сельскохозяйственное образование следует направить только на  снижение не обоснованных и излишних потерь при оказании качественных образовательных услуг;

— постоянный характер и непрерывность процесса совершенствования и развития бережливого высшего образования;

— бережливое высшее образование нацелено на более полную и оптимальную реализацию профессионального потенциала профессорско-преподавательского состава;

— концепция бережливого сельскохозяйственного образования может создаваться при активном участии профессорско-преподавательского состава и студентов сельскохозяйственных вузов и др.

В рамках философии стратегии развития бережливого высшего сельскохозяйственного образования как общего взгляда на сущность бережливого образования рационально лингвистическое исследование других значений этого слова. Толковые словари дают такие определения потери: «Уменьшение, ослабление количества, степени и т.п. чего-л.; убыль. Бесцельная трата, расходование чего-л. Ущерб, убыток».

 Применение понятия «потери» теоретиками бережливого производства способствует вниманию близких к этому понятию по содержанию слов «убыток», «ущерб». Это позволяет предположить, что бережливое образование в сильно связано с управлением рисками в образовательной деятельности и, в частности, обнаружение и ограничение рисков снижения качества и повышения сверхнормативных затрат в современном бережливом высшем образовании. 

По аналогии с известными положениями принципами бережливого высшего образования предлагается считать следующие трактовки общих направлений бережливости в высшем образовании.

Потери из-за перепроизводства в высшем сельскохозяйственном образовании могут определяться с тем, что в начале 21 века в условиях глобального кризиса идет структурная перестройка мировой экономики, а в случае трудоустройства не по специальности не используется часть полученных студентом в сельскохозяйственном образовании компетенций и, следовательно, затраты на получение этих специальных компетенций таких обучающихся могут быть отнесены к потерям перепроизводства.

Потери времени из-за длительного ожидания в процессе образования могут наблюдаться по причинам организационного характера в стратегическом менеджменте развития бережливого образования: длительного ожидания преподавателем и/или студентом возможности проявления компетентности и самореализации в процессе социально-экономической сельскохозяйставенной деятельности; потерь из-за возможности появления «лишних поколений» профессорско-преподавательского состава при нарушении принципов смены поколений в рамках теории устойчивого развития.

Потери при ненужной транспортировке могут характеризоваться в бережливом высшем образовании как потери, возникающие по причинам географической отдаленности и слабой вовлеченности образовательных центров в функционирование сельскохозяйственных кластеров, финансово-промышленных групп ( ФПГ) и холдингов как основных центров потребления компетентности выпускников сельскохозяйственных вузов.

В рамках функции организации потери из-за лишних этапов обработки в высшем образовании могут, например, иметь причиной потери из-за принятой трехступенчатой системы высшего образования, а именно степени ее оптимальности в условиях отечественной национальной экономики, с учетом того факта, что в начале 21 века темпы научно-технического прогресса ускоряются, и как подтверждает мировая статистика 80% наиболее крупных открытий и новшеств предложены людьми в возрасте до 35 лет.

Потери «лишних запасов» (человеческого капитала) могут возникать по ряду причин, включая, например,  понижения относительного уровня технологического развития сельскохозяйственного сектора национальной экономики, в связи с чем могут снижаться и относительные требования к уровню компетентности персонала организаций  [15, с. 790-794].  

Потери из-за ненужных перемещений в бережливом сельскохозяйственном высшем образовании могут ассоциироваться с имеющими место в некоторых вузах слишком коротких (длительностью в один год) контрактах и, как следствие частые конкурсы профессорско-преподавательского состава, которые мешают преподавателям сосредоточиться на педагогической работе.

Потери из-за выпуска дефектной продукции в бережливом образовании могут быть связаны с выпускниками сельскохозяйственного вуза, которые имеют недопустимо низкий уровень знаний, компетентности или неадекватную сельскохозяйственной сфере деятельности организационную культуру.

Потери от нереализованного творческого потенциала сотрудников в отечественном образовании могут быть оценены как достаточно высокие. На этой основе в бережливом образовании данная проблема может заслуживть дополнительных исследований. В современном отечественном образовании потери в качестве образования от «перегрузка рабочих, сотрудников или мощностей при работе с повышенной интенсивностью» достаточно высоки. Существуют основания считать, что возможна ситуация перегрузки профессорско-преподавательского состава в ходе повышения заработных плат преподавателей на базе интенсификации их труда. Дальнейшее сохранение тенденции чрезмерно высоких (примерно в 2-3 раза с прошлым периодом и/или с коллегами из стран Восточной Европы) нагрузок на профессорско- преподавательский состав может приводить к накопленной усталости и снижению качества образования, чрезмерному физическому износу профессорско-преподавательского состава. Кроме того, неравномерность нагрузки преподавателей включает неравномерное распределение дисциплин по количеству (у одних это-2 дисциплины, у других 10  и более). Эта неравномерность нагрузки может многократно возрастать, мультиплицироваться с учетом дополнительной к аудиторной перегрузке по выполнению методической работы, которая у преподавателей может отличаться в десятки раз. 

Снижение неравномерности выполнения операции и, в частности, прерывистый график работ из-за колебаний нагрузки следует включить и в содержание задач работы механизма стратегического управления развитием бережливого высшего сельскохозяйственного образования. Такая неравномерность нагрузки возникающая по причинам неправильного планирования и организации образовательного процесса может проявляться в неравномерности нагрузки профессорско-преподавательского состава по семестрам (в одном семестре перегрузка, а в другом семестре недогрузка), неравномерности нагрузки по количеству читаемых дисциплин, по видам нагрузки (аудиторная, курсовые, дипломы, аспиранты и др.), по формам обучения (очная, очно-заочная и др.).

В условиях глобального кризиса, одной из причин которого эксперты считают расточительность в использовании ресурсов на уровне корпораций можно признать и большое значение общеэкономического влияние развития бережливого сельскохозяйственного образования. В частности, в рамках функции планирования в стратегическом менеджменте развития бережливого высшего образования можно прогнозировать, что дальнейшее развитие парадигмы бережливого высшего сельскохозяйственного образования может создать тенденцию более широкого проникновения идей бережливого образования, использования интеллектуального капитала, производства в масштабах сельскохозяйственного сектора национальной экономики.

Исследование возможных системных связей в рассматриваемом управленческом механизме показывает, что философия и механизм развития сельскохозяйственного высшего бережливого образования следует рассматривать и как структурный элемент философии повышения качества образования [16, с. 52-60]. 

Важным структурным элементом механизма стратегического менеджмента развития сельскохозяйственного бережливого образования нужно назвать и проблему осознания проблемы включения информационных технологий в образовательный процесс. В настоящее время созрела ситуация для осознания необходимости научной оценки влияния информационных технологий на качество высшего сельскохозяйственного образования и оптимизации объемов использования информационных технологий в высшем образовании с учетом фактора развития у студентов клипового мышления. Эта проблема настолько остра, что эксперты задаются вопросами о том, как же повлияет смарт-образование на университетский сектор и не приведет ли оно к утере позиций традиционными университетами [17, с. 40-45;18].

Наблюдаются признаки того, что от стратегии максимизации внедрения информационных технологий в учебный процесс уже следует перейти к стратегии разумного ограничения их влияния. При этом нужно будет оценить оптимальные объемы и формы использования информационных технологий, что крайне важно на данном этапе развития бережливого сельскохозяйственного высшего образования (например, в интересах снижения влияния клипового сознания студентов).

В рамках функции стратегической мотивации профессорско-преподавательского состава и студентов повышать качество сельскохозяйственного образования могут исследоваться и решаться проблемы их недостаточной мотивации, что может быть источником потерь качества в сельскохозяйственном бережливом высшем образовании.

В контексте функции стратегического контроля в процессе развития бережливого высшего сельскохозяйственного образования необходимо провести исследование оптимальных объемов, частоты, видов контроля как всего образовательного процесса, так и его элементов.

В статье определены понятие механизма стратегического управления развитием бережливого высшего сельскохозяйственного образования и его структурные элементы, влияющие на развития бережливого высшего образования и ее структурных элементов, при этом были выявлены наиболее перспективные направления развития бережливого образования путем ликвидации потерь в процессе высшего сельскохозяйственного образования, определено, что развитие механизма стратегического управления развитием бережливого высшего сельскохозяйственного образования должно дать новый импульс развитию и внедрению идей бережливого образования  и производства во всей национальной экономике в целом.