Экономика
Автоперевозки в России: вызовы и возможности в условиях изменчивого рынка
Лента новостей
Кристина Тамирова продолжает войну с бывшей гражданской женой своего отца
От разнообразных продуктов до кулинарных шоу: чем привлекают посетителей московские рыбные рынки
Самый большой в России экран для создания спецэффектов появился на кинозаводе «Москино»
Серию голосований в проекте «Активный гражданин» посвятят возрождению ВДНХ
AI WAN знаменует переход IP-сетей в интеллектуальную эру, ускоряя рост новых услуг для операторов
Московская «Академия инноваторов» объединила предпринимателей из 46 стран
В последние годы российский рынок грузоперевозок автомобильным транспортом испытывает значительные изменения, на которые влияют как внутренние, так и внешние факторы. Снижение объемов автоперевозок стало заметным, особенно в сегментах внутренней и ближней международной транспортировки. Недавние экономические кризисы и изменения в потребительском спросе привели к тому, что многие компании начали пересматривать свои логистические стратегии.
Снижение объемов перевозок связано, прежде всего, с экономической нестабильностью. В условиях неопределенности потребители становятся более осторожными, что влияет на объём закупок и, следовательно, на объемы логистических операций. Многие компании стремятся оптимизировать свои затраты и пересматривают планы поставок, что, в свою очередь, негативно сказывается на спросе на автоперевозки. Кроме того, изменения в геополитической обстановке привели к переориентации грузопотоков. Традиционные маршруты через Европу теряют свою актуальность, в то время как значительная доля грузов теперь идёт через Азию, включая Китай и страны Евразийского экономического союза. Это привело не только к уменьшению доли автотранспорта на рынке грузоперевозок, но и к увеличению популярности мультимодальных перевозок, которые сочетают в себе разные виды транспорта, включая железнодорожный и морской.
Ещё одной важной причиной снижения объемов автоперевозок являются растущие операционные издержки. Дефицит кадров, высокая стоимость горюче-смазочных материалов, необходимость технического обслуживания и дорожные сборы оказывают значительное давление на перевозчиков. Все эти факторы не только способствуют уменьшению объемов автоперевозок, но и влияют на экономику самих компаний.
Одной из заметных тенденций, наблюдающихся на рынке, является снижение тарифов на автоперевозки. Это может показаться положительным моментом для грузоотправителей и получателей, так как логистика становится более доступной, а это, в свою очередь, отражается на цене товаров. Однако за кажущейся выгодой скрываются и серьёзные риски.
«Тарифы снижаются не так уж и благоприятно — это следствие жесткой конкуренции и демпинга со стороны перевозчиков, которые стремятся удержать клиентов, порой идя на ухудшение качества услуг. В результате такой ценовой войны страдает как надежность перевозок, так и общее состояние автопарка, что может привести к увеличению задержек и потерь», — отметил директор по операционной логистике ГК АЛИДИ Сергей Бабей.
Проблема также заключается в том, что мелкие и средние логистические компании, не имеющие стабильного потока заказов, оказываются на грани финансового краха, что в долгосрочной перспективе может привести к уменьшению конкуренции, а это, в свою очередь, ведет к росту цен. Таким образом, стратегии, основанные исключительно на снижении затрат, чреваты рисками недопоставок и срывов договорных обязательств.
Однако российский логистический рынок сталкивается не только с ценовыми проблемами, но и с серьезным кадровым дефицитом. В сегментах складской логистики и автомобильного транспорта наблюдается острый недостаток квалифицированных специалистов. В условиях растущего спроса на логистические услуги, особенно в связи с ростом объемов e-commerce, необходимо уделить особое внимание подготовке кадров. Многие компании активно борются за квалифицированных работников, предлагая высокие зарплаты и премии, но это лишь усугубляет текучесть кадров.
Одним из возможных решений данной проблемы является автоматизация складских процессов и внедрение «умных» технологий в логистику. Многие компании уже инвестируют в автоматизированные системы управления, которые могут значительно снизить зависимость от ручного труда и повысить эффективность обработки заказов. Однако стоит отметить, что автоматизация требует значительных вложений, и не все компании могут себе это позволить.
Автоматизация сама по себе не является универсальным решением в современных условиях, потому что без квалифицированных специалистов, способных внедрять и эксплуатировать эти технологии, она рискует стать лишь теоретическим понятием. Чтобы решить текущие проблемы логистического рынка, необходим комплексный подход. Кадровая политика должна включать в себя развитие профильного образования, создание стимулов для автоматизации, улучшение условий труда и внедрение долгосрочных стратегий по управлению кадрами. В целом успешное решение текущих проблем требует не только инвестиций в технологии, но и внимания к развитию человеческого капитала.
«В условиях современного рынка труда в Российской Федерации, где кандидат на рынке стал в большей степени ценностью, мы осознали необходимость адаптации и совершенствования нашей работы с персоналом. Компания АЛИДИ активно инвестирует в обучение и адаптацию сотрудников, чтобы обеспечить им комфортное вовлечение в коллектив и скорейшее проявление их профессиональных навыков. В 2022-2023 годах мы значительно усилили нашу фокусировку на условиях труда, рассматривая их как важный элемент нематериальной мотивации, что, безусловно, стало нашим конкурентным преимуществом. Мы сделали акцент на изменениях в процессе обучения, работе с текучестью кадров и привлечении внешних кандидатов, а также на улучшении нашего имиджа работодателя. Параллельно мы активно внедряли современные технологии и изменения в бизнес-процессы, изучали опыт других игроков рынка, что способствовало улучшению нашей внутренней инфраструктуры. В результате всех этих мер нам удалось не только сохранить высокое качество сервиса, но и избежать увеличения затрат, что наглядно подтверждается нашей статистикой». — подчеркнул директор по операционной логистике ГК АЛИДИ Сергей Бабей.
Таким образом, на фоне снижения объемов автоперевозок и кризисных явлений на логистическом рынке компании должны осознанно подходить к своим стратегиям, основываясь не на краткосрочной экономии, а на построении долгосрочных партнерских отношений и инвестировании в устойчивое развитие.