,

$ 68.98 76.78

Экономика

Антикризисное управление в сельском хозяйстве в условиях рыночного механизма

Введение

Последние годы сопровождаются активными реформами в сфере сельского хозяйства. Большое количество реформ требует реорганизации подхода к управлению отраслью.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы определила среди основных приоритетов повышение конкурентоспособности отрасли и обеспечение продовольственной безопасности [1]. В перспективе сельское хозяйство должно выйти на уровень самоокупаемости. Однако реализация этих мер зависит только от уровня организации и эффективности выполнения мероприятий.

Одной из основных причин неудач аграрных реформ 1990-х годов и замедленной реализации последующих аграрных реформ является низкая эффективность управления, основанная на нескольких отрицательных факторах [2]. Таких как  использование устаревших управленческих схем, отсутствие согласованности между федеральными и территориальными органами управления обширными географические территориями.

Методы и материалы

В пользу использования антикризисного управления говорит несколько важных факторов, среди которых рост задолженности предприятий перед государством и постепенное снижение эффективности работы отраслей вследствие реформ. Из-за неэффективного управления, модернизация отрасли замедлилась. На данный момент износ основных фондов в сельском хозяйстве составляет 90% [3]. В 2000 году уровень валового продукта составлял только 74% от уровня 1990 года. В условиях рыночного механизма управляющие структуры используют схемы управления, применяемые при командной экономике [4]. Данные схемы отлично работали в условиях закрытого внешнего рынка и единой внутренней монополии. С переходом на рыночный механизм изменились условия игры. На рынке появились новые игроки со стороны импортёров, а взаимодействие между предприятиями было нарушено [5].

Все колхозы были переформированы в кооперативы и это повлекло за собой неконтролируемый рост цен при сокращении государственного финансирования. В период с 1990 по 1995 год количество крупных сельскохозяйственных предприятий сократилось в 4 раза.  В период с 1992 по 1998 год цены на сельхозпродукцию увеличились в 8,6 раз [6,7]. Темпы снижения производства показаны на Диаграмме 1. Ситуация начала стабилизироваться после 2006 года вместе с запуском программы по возрождению комплекса АПК [8].

   

    Темпы снижения производства сельскохозяйственной продукции по индексам % в период с 1990 по 2008 г.г.

Текущие крупнейшие игроки сельского хозяйства действуют на базе бывших колхозов. В тоже время в стране насчитывается свыше 200 тыс. малых форм хозяйствования, развитие которых затрудняется на фоне текущих проблем [9]. На данный момент величина задолженности у сельскохозяйственных организаций достигает 2 млрд. рублей [10]. При этом сами организации не могут без поддержки государства рассчитываться с долгами или привлечь инвесторов. Для повышения конкурентоспособности отрасли необходимы внешние инвестиции. Поэтому вопрос перехода на антикризисное управление является стратегическим [11].

Результаты и обсуждение 

Вопросу антикризисного управления посвящены работы  Д.А. Корнилова, И.К Ларионова, Э.А. Уткиной и других учёных [12]. Меры антикризисного управления в сельском хозяйстве должны быть направлены не только на развитие производства, но и на повышение его адаптации к современным реалиям с возможностью минимизации потерь [13]. Антикризисное управление в сельском хозяйстве имеет свою специфику в сравнении с производственными предприятиями в городах.

В первую очередь, это связано с низкими темпами внедрения инноваций в производственные процессы, ограниченными финансовым возможностями и высокой степенью рисков. Кризис, сложившийся в сельском хозяйстве имеет все признаки системного, что выражается в низких темпах производства [14]. Поэтому для развития отрасли необходимо учитывать объёмы текущих ресурсов. Причём рассматривая систему управления сельским хозяйством нужно исходить из имеющихся территориальных ограничений. 

Основная задача управления сводится к обеспечению продовольственной безопасности, поскольку сельское хозяйство сильно зависит от внешних факторов. В период с 1990 по 2010 год российская экономика столкнулась с двумя кризисами. Всего в XX было порядка 10 кризисов с длительностью 5-10 лет [15]. Причём для российской экономики, в особенности для сектора сельского хозяйства характерны обратные тенденции. Когда в 1990-х годах в мире был отмечен экономический подъём, сельское хозяйство России переживало упадок. В 2008 году, когда стоимость продуктов на мировом рынке повысилась на 60%, в России показатели сельского хозяйства улучшились благодаря пакету реформ и рекордному урожаю зерновых. Благодаря этому Россия смогла привлечь в сельское хозяйство 325 млрд. рублей [16]. 

Тем не менее, после этого, показатели рентабельности снова снизились, что заставляет говорить о цикличности кризиса. Такие тенденции нарушают принцип действия рыночного механизма и усиливаются необходимость государственной поддержки, поскольку в текущих условиях не только растут издержки производителей, но и снижается качество продукции [17]. Многие текущие проблемы сельского хозяйства являются застарелыми последствиями неудачных старых реформ.

По ряду показателей страна добилась стабилизации, но во взаимодействии между отраслями до сих пор существуют проблемы, связанные с низки уровнем конкуренции и нарушением производственной цепочки. Ярким примером является сокращение числа специалистов в сельской местности и отсутствие современной инфраструктуры. В период с 1990 по 2010 год число квалифицированных кадров в сельской местности составило 7000 специалистов. При этом средний возраст сотрудников сельскохозяйственной отрасли составляет 45-50 лет [18]. Таким образом, основные антикризисные меры должны быть направлены на стабилизацию ситуации. 

Основные антикризисные стратегии управления предприятиями направлены на диверсификацию и сокращения производства и реорганизацию производства с последующей модернизацией. Учитывая необходимость развития сельскохозяйственной отрасли, антикризисное управление должно быть направлено на модернизацию сектора. В государственной программе развития АПК определены приоритеты на техническое развитие отрасли и постепенное уменьшение вмешательства государства в рыночный механизм.

При разработке мероприятий антикризисного управления основной упор необходимо делать на налаживании оперативного взаимодействия между управляющими органами и обеспечение контроля над реализацией мероприятий, поскольку именно эти аспекты являются самыми уязвимыми. Благодаря отсутствию контроля со стороны государства у сельскохозяйственных организаций имеется возможность нецелевого расхода средств и установления в регионах собственных порядков, что обусловлено масштабами страны и географическими особенностями [19]. При выходе указов на федеральном уровне, на местах распоряжения доходят спустя время, причём иногда их трактуют в изменённом виде, выгодном для администрации.

Мониторинг финансовых потоков обеспечит прозрачность в отрасли и позволит провести точную диагностику внутреннего состояния сельского хозяйства для дальнейшего прогнозирования развития отрасли путём выявления скрытых факторов. Наблюдение возможно благодаря внедрению облачных сервисов, которые позволят координировать взаимодействие между территориальными органами и сельскохозяйственными организациями. 

Выводы

Для выхода из кризиса необходимо развитие финансовых институтов, которые способствуют развитию в сельской местности малого предпринимательства и повышению конкурентоспособности отрасли. Рыночный механизм основывается на саморегулировании за счёт конкуренции между малыми предприятиями. Однако в российской экономике конкурируют преимущественно крупные производители. Причём их основными конкурентами являются предприятия-импортёры. Среди основных финансовых институтов можно выделить крестьянские кооперативы и систему страхования, которые позволят свести влияние негативных факторов к минимуму. Формирование кооперативов позволит привлекать более крупные кредитные средства на выгодных условиях, поскольку кредит можно оформить на юридическое лицо. 

На данный момент сельхозпроизводители оформляют преимущественно потребительские кредиты в диапазоне от 10 до 300 тыс. рублей [20]. Средний срок возврата кредитов составляет от 3 до 10 лет при высокой степени рисков. По этой причине фермеры часто обращаются к реструктуризации задолженности. На данный момент размер задолженности фермеров составляет около 72 млрд. рублей. Развитие системы страхования рисков, в свою очередь, позволит частично компенсировать финансовые потери фермеров в случае неурожая. Комплексное развитие таких мер позволит сформировать благоприятную среду для привлечения в сельское хозяйство внешних инвестиций и постепенно его модернизировать.