,

$ 76.32 91.31

Бизнес

Война санкций: победители и проигравшие от продуктового эмбарго РФ

Ровно пять лет назад, 6 августа 2014 года РФ объявила о введении контрсанкций в отношении Австралии, Канады, США и ряда стран Европейского союза. В Москве тогда заявили, что российские санкции стали зеркальным ответом на экономические ограничительные меры, предпринятые странами Запада. Кто же пришел на смену европейским поставщикам?

Указом президента России Владимира Путина доступ к российским прилавкам был закрыт многим зарубежным экспортерам фруктов, овощей, свинины и мяса птицы, рыбы, молочных продуктов. Годовой объем импортируемых продовольственных товаров, попавших под эмбарго, достиг к декабрю 2014 года 9 млрд долларов.

Такие страны, как Финляндия, Польша, Бельгия, Латвия, Литва, Эстония, Норвегия, Исландия вынуждены были сократить поставки продуктов в РФ на 10–70%, потерпев убытки в размере более 7 млрд долларов только в 2014 году. Параллельно с этим российский АПК получил отличный шанс к оздоровлению и росту производства.

С 2014 по 2019 год объемы российского производства сельскохозяйственной продукции выросли более чем на 20%. «Безо всякого преувеличения, можно говорить о прорыве национальной сельхозотрасли, это мощный рывок российских производителей вперед», – заявил осенью 2018 года Владимир Путин в ходе одного из правительственных совещаний.

В 2018 году крупнейшими поставщиками продуктов питания в Россию стали Китай, Египет, Азербайджан, Эквадор, Турция, Сербия. Значительно нарастили поставки рыбы и молочной продукции Фарерские острова и Белоруссия (соответственно). Причем Азербайджан и Египет смогли одновременно занять несколько «ниш» российского рынка, образовавшихся после вынужденного ухода из России Испании и Польши.

Импортозамещение европейских товаров прошло в России вполне успешно, отмечают экономисты. Вместе с тем, от продовольственного эмбарго определенные потери понесли российские потребители. Лишившись возможности покупать дешевые и качественные импортные продукты, россияне вынуждены приобретать продукты отечественных производителей, стоимость которых несколько выросла вследствие девальвации рубля и удорожания себестоимости товаров.