Тенденции развития сельскохозяйственной отрасли Кемеровской области как результат реализации программно-целевого подхода

Trends of development of agricultural industry of the Kemerovo region as a result of the implementation of program-target approach


УДК 338.43

30.08.2017
 

Выходные сведения:
Алабина Т.А., Березина Н.М Тенденции развития сельскохозяйственной отрасли Кемеровской области как результат реализации программно-целевого подхода // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2017. №8 (20). URL: http://aeconomy.ru/science/economy/tendentsii-razvitiya-selskokhozyays/

Авторы:
Алабина Т.А.1, Березина Н.М.2

1 к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Института экономики и управления, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», Кемерово, Российская Федерация (650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6), e-mail: madam-alabina@yandex.ru

2 аспирант кафедры «Финансы и кредит» Института экономики и управления, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», Кемерово, Российская Федерация (650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6), e-mail: ber.nata@mail.ru

Authors:
Аlаbinа T.A.1, Berezina N.M.2

1 Ph.D., associate professor of dept. "Finance and Credit" Institute of Economics and management, Kemerovo State University, Russian Federation (650043 Russia, Kemerovo, Krasnaya Str., 6), e-mail: madam-alabina@yandex

2 Graduate student of dept. "Finance and Credit" Institute of Economics and management, Kemerovo State University, Russian Federation (650043 Russia, Kemerovo, Krasnaya Str., 6), e-mail: ber.nata@mail.ru

Ключевые слова:
сельское хозяйство, программно-целевой подход, приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», госпрограмма, целевая программа, индикаторы программы

Keyword:
agriculture, program-target approach, the priority national project "Development of agriculture", the state program, target program, program indicators

Аннотация: 
В статье рассматривается состояние сельского хозяйства в Кемеровской области как результат реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и государственных программ. Представлены основные показатели сельского хозяйства региона с 2006 по 2015 годы в разрезе отраслей и производств, в том числе с обобщением по трем временным интервалам. В качестве основы выделения интервала поддержки отрасли из бюджета авторами определены инструменты программно-целевого: приоритетный национальный проект, долгосрочная целевая программа и госпрограмма. В качестве базового периода взят 2006 год как период начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Выявлены положительные тенденции увеличения сельскохозяйственного производства территории. Отмечено, что на фоне роста основных показателей отрасли отдельные из них имеют тенденцию к снижению. В качестве основных проблемных моментов выделены высокая трудоемкость и энергоемкость животноводческой отрасли при свободных ценах на энергоносители и комбикорма, существенный рост себестоимости и уменьшение рентабельности производства продукции, миграция трудовых ресурсов в города из сельской местности и ряд других. Авторами сделан вывод, что бюджетная поддержка необходима в виду того, что увеличение результативности сельхозпроизводства невозможно без госфинансирования, в том числе через инструменты программно-целевого подхода. Государственная поддержка сельхозпроизводителей в Кемеровской области результативна, но не все проблемы отрасли решены в виду наличия отложенного эффекта.

Annotation: 
The article discusses the state of agriculture in the Kemerovo region because of realization of the priority national project "Development of agroindustrial complex" and state programs. Presents the main indicators of agriculture in the region from 2006 to 2015 in terms of sectors and industries, including a generalization of the three time intervals. As the basis of allocation of the interval of support for the sector from the budget by the authors identified the tools of the program target: national priority project, the long-term target program and the state program. As the base period taken 2006 as the beginning of realization of the priority national project "Development of agriculture". There was a positive trend of increasing agricultural production areas. Noted that on the background of growth of main indicators of the industry some of them have a tendency to decrease. As the main problematic points are highlighted in the high complexity and power consumption of the livestock sector with free prices for energy and mixed fodders, a substantial increase in cost and a reduction in the profitability of production, labour migration to cities from rural areas and others. The authors concluded that budget support is essential in view of the fact that the increase in efficiency of agricultural production is impossible without state funding, including through the tools of the program-target approach. State support of agricultural producers in the Kemerovo region effectively, but not all the industry problems solved with a delayed effect.

Тенденции развития сельскохозяйственной отрасли Кемеровской области как результат реализации программно-целевого подхода


Введение

Положительное развитие сельскохозяйственного производства в Кемеровской области считается результатом применения программно-целевого подхода. Несмотря на то, что в регионе главенствующая роль принадлежит горнодобывающей промышленности и металлургии, сельскохозяйственная отрасль является необходимой для обеспечения продовольственной безопасности региона.

Программно-целевой подход относится к категории проблемно-ориентированных, позволяет сосредоточить имеющиеся ресурсы на тех направлениях, которые нуждаются в комплексном решении возникшей проблемы. Реализация программно-целевого подхода в России и Кемеровской области в начале XXI века взяла старт в форме национальных проектов, с включением в него в качестве основы далее – целевых и государственных программ. Государственные программы как важнейший инструмент бюджетирования и социально-экономической политики региона упоминаются в работах С. В. Аглотковой [2], А. А. Бочаровой [4], О. Я. Старковой [13], Ж. А. Телегиной [14], А. А. Уксуменко и др.

Финансирование по реализуемой в настоящее время Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы позволяет сельхозпроизводителям получать дополнительные и стабильные средства, которые «вымываются» из оборота в результате ценового диспаритета, сложных условий хозяйствования (неполучение урожая вследствие неблагоприятных погодных условий) и др.  

Проблемы в сельском хозяйстве, необходимость притока капитала и принятия мер со стороны органов государственной власти по государственному регулированию развития сельского хозяйства в регионах рассматривается в работах многих авторов: Е. А. Бобровой [3], Л. А. Езепчук, А. Д. Горюновой [6], Ж. И. Голубиной [5], С. А. Кононовой, А. В. Харитонова [8], Н. А. Легатовой [9], Ю. В. Тельновой [15], В. В. Терентьева [16] и т.д.

Попытка оценить результативности и эффективности госпрограмм, а также их влияние на развитие сельского хозяйства проводилась в работах С. В. Исраилова, М. В. Исраилова [7], К. К. Логинова [10], И. И. Савельева [11], Е. А. Федуловой [18] и т.д.

 

Материал и методы

В исследовании использованы программно-целевой метод, методы экономического анализа, статистики, отраслевой статистики. Период исследования ограничен 2006 – 2015 годами. 2006 год взят за базовый ввиду начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» (ПНП «Развитие АПК»). 2015 год является итоговым из-за недоступности статистических данных за последующие годы.

 

Результаты и обсуждения

В сельском хозяйстве Кемеровской области в последние годы наметилась положительная тенденция увеличения сельскохозяйственного производства. Ежегодно валовая продукция отрасли увеличивается примерно на 3,5 % несмотря на то, что регион расположен в зоне рискового земледелия. Вследствие небольшой территории его доля в формировании показателей сельского хозяйства по стране невелика, чуть более процента. Сельхозпроизводство территории характеризуется высокой степенью интенсификации в сравнении с соседними регионами. По сведениям Администрации Кемеровской области на одного жителя субъекта Федерации приходится лишь 0,5 га пашни, в то время как в Новосибирской области почти в 3 раза больше – 1,4 га, а Алтайском крае – в пять раз (2,6 га). На каждого работающего в сельском хозяйстве региона приходится 35 чел. населения территории, в свою очередь в России – 10, а Западной Сибири – 16 чел. Сельскохозяйственные организации расположены на всей территории области вблизи городов. Преимущественно «сельскими» районами области являются Ижморский, Крапивинский, Промышленновский, Чебулинский, Яйский и др.

Согласно статистики сейчас в сельскохозяйственном обороте Кемеровской области находится 2671 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, то есть 28 % от общей площади земельных ресурсов субъекта Федерации, из которых 38 % приходится на долю пашни. При этом негативной тенденцией современности здесь является снижение плодородия земель, а также вынос питательных веществ с урожаем. Резкое сокращение применения органических и минеральных удобрений влечет за собой начало деградации почв, уменьшение содержания гумуса, подвижного фосфора и обменного калия. Почти 86 % орошаемых земель (8 тыс. га) и более половины осушенных земель (2,4 га) требуют комплексной реконструкции, ремонта и восстановления оросительных систем. Особое внимание уделяется восстановлению и реконструкции имеющихся оросительных систем, используемых для производства овощей и кормов, утилизации животноводческих стоков. В целях сохранения и восстановления плодородия почв агроландшафтов ведется работа по агролесомелиорации: наличие лесных насаждений повышает урожайность зерновых культур на 18 – 25 %, технических – на 20 – 26 %, а кормовых – до 40 %.

Система земледелия, которая внедрена в Кузбассе на 70 % площадей, базируется на минимальной и нулевой обработки почвы. В последние годы она позволяла получать в среднем не менее 1,0 млн тонн зерна.

В структуре сельхозпроизводства увеличилась доля продукции животноводства (51,4 % в 2015 году). Однако поголовье скота уменьшилось на четверть, а надои напротив увеличились в среднем на 2 % в целом за счет приобретения более продуктивных пород. Доля участия отрасли в формировании ВРП индустриального региона составляет немногим более 3 %. Сейчас в сельском хозяйстве занято всего 4 % населения региона, уровень заработной платы составляет чуть более 50 % от среднего областного показателя по экономике в целом. Третья часть используемых в сельскохозяйственной отрасли основных средств изношена. В течение ряда лет уровень цен на продукцию сельского хозяйства остается на неизменном уровне, а стоимость ресурсов, которые необходимы для производства продукции, увеличивается. В результате сельхозтоваропроизводители имеют низкий уровень доходности, и ежегодно почти треть хозяйств отрасли являются убыточными. В 2012 году доля таких убыточных хозяйств составила около 50 %, что явилось ещё и следствием неурожая.

Наибольший удельный вес производства сельскохозяйственной продукции приходится на сельхозорганизации и ЛПХ. В сельскохозяйственных организациях выращивается почти 60 % зерна, овощей, содержится 70 % скота и птицы, производится более 60 % молока. В ЛПХ выращивается более 60 % картофеля, около 40 % овощей и т.д. КФХ в основном специализируются на производстве зерна и молока.

За последние годы в области увеличилось производство продукции животноводства: мяса и яиц. Производство яиц, в свою очередь, имеет динамику к повышению, что связано с увеличением мощностей таких производителей как АО «Кузбасская птицефабрика», ООО «Птицефабрика Инская», ООО «Яшкинская птицефабрика». Объемы производства и реализации местных сельхозтоваропроизводителей позволяют полностью обеспечить область зерном, овощами и яйцами.

Производство картофеля в 2015 году относительно 2006 года увеличилось на 38 %, овощей – на 36 %. Наибольший объем зерна был собран в 2009 году. Невысокий объем урожая в регионе обусловлен погодными условиями. Например, засуха 2012 года позволила собрать только треть потенциального урожая.

Наибольшие удои молока были зафиксированы в 2007 – 2009 годах. Относительно данных лет снижение к 2015 году составило почти 13 %. При повышении средней продуктивности за 10 лет на 20 % снижению валового надоя способствовало уменьшение поголовья стада на 25 %. Обеспеченность населения области молоком составляет чуть более половины всей потребности в данном продукте. Свободную нишу занимает, в основном, алтайский и новосибирский производитель. Обеспеченность региона мясом очень низкая, не более 45 %. Для поддержки местного сельхозпроизводителя в отрасли животноводства и увеличения объемов производства мяса государством выделяются средства по госпрограммам.

На протяжении последних лет животноводство работает в сложнейших условиях. Высокая трудоемкость и энергоемкость животноводческой отрасли при свободных ценах на энергоносители и комбикорма привели к существенному росту себестоимости и уменьшению рентабельности производства продукции. Стабилизировать ситуацию в отрасли позволит использование ресурсосберегающих технологий, модернизация и техническое переоснащение. Интенсивное внедрение энергосберегающих технологий в хозяйствах Кузбасса в течение ряда последних лет позволяет снижать затраты на горюче-смазочные материалы и потребление электрической энергии. За пять текущих лет доля расходов на топливо в структуре затрат на производство снизилась с 8 до 6 %, что связано с использованием в производственном процессе меньшего количества техники, но большей производительности [19, 21].

Приобретение новой высокотехнологичной техники и оборудования возможно лишь при привлечении средств государственной поддержки, так как сельхозпроизводитель имеет недостаток собственных оборотных средств, кредитные ресурсы же [20, 22, 23] в большинстве случаев недоступны ему из-за низкой платежеспособности.

При разработке базовых направлений последующего планомерного развития АПК следует учитывать, что основную долю трудовых ресурсов в сельском хозяйстве составляют сельские жители. Однако тенденцией современности отмечается значительный отток населения в города. В сельской местности проживает около 14,2 % (386,7 тыс. чел.) населения, а трудятся в сельском хозяйстве – всего 3,6 % (43,9 тыс. чел.) от числа занятых в экономике (по состоянию на 01.01.2016). Невысокий уровень жизни сельского населения – одна из причин недостатка рабочей силы в сельском хозяйстве, в том числе и прежде всего квалифицированной.

Помимо невысокой заработной платы непривлекательной жизнь на земле делает отсутствие простых, но необходимых условий для жизни, как обеспеченность населенных пунктов водой, газом и канализацией, что является по меньшей мере странным в цифровом XXI веке.

В государственной программе Кемеровской области «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области» на 2014 – 2020 годы указан набор основных целевых индикаторов, изменение которых характеризует развитие отрасли. Изучая данные индикаторы в динамике с 2006 года как базового, можно выделить три временных интервала финансовой поддержки из бюджетов разного уровня, где в качестве основы выступают:

- 2006 – 2007 годы – только реализация нацпроекта «Развитие АПК»;

- 2008 – 2013 годы – долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития села в Кемеровской области» на 2008 – 2013 годы как основа вышеупомянутого нацпроекта на территории региона;

- 2014 – настоящее время – реализация государственной программы Кемеровской области «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области» на 2014 – 2020 годы также в качестве региональной базы ПНП «Развитие АПК».

Такое деление на интервалы позволяет оценить общие результаты реализации каждой формы программно-целевого подхода (таблица).   

Таблица – Средние значения целевых индикаторов реализации программно-целевого подхода в сельском хозяйстве Кемеровской области за 2006 – 2015 годы в разрезе основных форм финансирования

 

Стоит отметить рост такого показателя как производство продукции сельского хозяйства в целом с 2008 года. Снижение объемов производства в растениеводстве в годы реализации долгосрочной целевой программы связано, прежде всего, с неблагоприятными погодными условиями. Отмечается рост объемов производства в животноводстве, в первые годы реализации нацпроекта – более интенсивный. Наибольшие темпы роста объема инвестиций были осуществлены также в первые годы реализации нацпроекта в целях обновления материально-технической базы. Рентабельность проданных товаров, продукции в последние годы более чем в 2 раза выше чем в 2006 – 2007 годах. Увеличение прибыли сельхозорганизаций – хороший показатель эффективности вложений в предыдущие годы. Стоит отметить увеличение заработной платы работников с 2006 года в 3 раза, при этом ежегодные темпы ее роста замедлились.

 

Выводы

На протяжении ряда последних лет внимание Администрации Кемеровской области к сельскому хозяйству становится ощутимее. Принят ряд важных нормативных документов, оказывается финансовая поддержка. Увеличивающиеся показатели объемов производства сельхозпродукции подтверждают, что программно-целевой подход в области успешно реализуется. Особенно это заметно на фоне экономических санкций некоторых развитых стран, когда одной из отраслей роста в нашей стране явилось именно сельское хозяйство.

При этом в отрасли еще видны такие проблемы как недостаток трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, низкий уровень жизни населения на земле, слабая материально-техническая база, неустойчивое финансовое положение сельхозпроизводителей.

Отток постоянных жителей из села в город обостряет проблему нехватки трудовых ресурсов, в том числе квалифицированной рабочей силы. Принятие ряда мер по повышению уровня комфортности условий жизнедеятельности, доступности улучшения жилищных условий позволит повлиять на миграционные настроения сельских жителей, повысить престижность сельского труда, будет способствовать развитию фермерского дела.

Повышение результативности сельхозпроизводства невозможно без соответствующей материально-технической базы. Посредством программно-целевого подхода государством осуществляется поддержка сельхозпроизводителей в целях сохранения и повышения плодородия почв, модернизации основных фондов, улучшения генетического потенциала продуктивности молочного скота.

Недостаточное количество собственных средств для пополнения оборотных активов заставляет сельхозпроизводителя брать средства в кредитных учреждениях. Учитывая тот факт, что большинство организаций являются неплатежеспособными, то многим из них кредиты либо недоступны, либо очень накладны. Доля заемных средств в среднем составляет 70 % всех источников формирования. Субсидирование части  процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам позволяет высвободить часть средств организации и направить их на приобретение запчастей, топлива, семян.

В конечном счете, бюджетная поддержка отрасли в виде финансирования мероприятий долгосрочных целевых программ (федеральных и региональных) имеет своей целью повышение привлекательности сельского хозяйства в регионе для привлечения средств инвесторов. Насколько эффективно были использованы выделенные средства на утвержденные мероприятия по госпрограммам, может быть определено в результате их последующей оценки.

 


Библиографический список


1. Аглоткова С. В. Программно-целевое управление региональным АПК на примере Свердловской области [Текст] // Агропродовольственная политика России. – 2012. – № 6. – С. 19 – 24.
2. Аммосова Н. И. Продовольственная безопасность и развитие агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) [Текст] // Государственный советник. – 2015. – № 2 (10). – С. 21 – 28.
3. Боброва Е. А. Программно-целевой подход в управлении затратообразующими факторами при разработке и реализации целевых программ развития сельского хозяйства Орловской области [Текст] // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 2 (9). – С. 121 – 125.
4. Бочарова А. А., Прасолова Л. В. Совершенствование инструментов управления социально-экономическим развитием региона [Текст] // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т. 7. – № 3. – С. 87.
5. Голубина Ж. И., Молчанова Л. А., Бендерук Т. Г. Современное состояние и перспективы развития АПК Ставропольского края в условиях общего состояния аграрной отрасли России [Текст] // Новейшие достижения и успехи развития экономики и менеджмента: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Вып. № 2. – Краснодар, 2017. – 74 с. – С. 17 – 19.
6. Езепчук Л. А., Горюнова А. Д. Опыт развития агропромышленного комплекса региона на основе программно-целевого метода (на примере Республики Саха (Якутия)) [Текст] // Власть и управление на Востоке России. – 2013. – № 4 (65). – С. 43 – 48.
7. Исраилов С. В., Исраилов М. В. Программно-целевой метод решения проблем развития агропромышленного комплекса [Текст] // Агропродовольственная политика России. – 2015. – № 2 (38). – С. 15 – 17.
8. Кононова С. А., Харитонов А. В. Тенденции развития сельского хозяйства Кемеровской области [Текст] // Проблемы современной экономики. – 2016. – № 1 (57). – С. 196 – 199.
9. Легатова Н. А., Конев П. А. Развитие агропромышленного комплекса: проблемы и перспективы [Текст] // III Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции 22 мая 2015 года / отв. ред. Т. В. Седлецкая. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. – 384 с. – С. 86 – 90.
10. Логинов К. К., Кораблева А. А., Бреусова А. Г. Алгоритм оценки эффективности государственных программ на примере Омской области [Текст] // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2015. – № 4 – С. 226 – 234.
11. Савельев И. И., Никифорова С. В. Практические аспекты реализации и оценки государственных программ в регионе Российской Федерации (на примере Владимирской области) [Текст] // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 1-1 (66-1). – С. 242 – 245.
12. Савицкий С. И. Программно-целевое управление и развитие региона [Текст] // Инновационная наука. – 2016. – № 9 (21). – С. 147 – 150.
13. Старкова О. Я. Проблемы выполнения государственной программы развития сельского хозяйства [Электронный ресурс] // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. – 2017. – № 7 (19). / URL: http://aeconomy.ru/science/economy/problemy-vypolneniya-gosudarstvenno/
14. Телегина Ж. А. Основные направления реструктуризации системы финансового обеспечения воспроизводственного процесса в АПК в условиях экономических санкций [Текст] // Агропродовольственная политика России. – 2017. – № 2 (62). – С. 11 – 15.
15. Тельнова Ю. В. Сельское хозяйство Кемеровской области: состояние, проблемы и перспективы [Текст] // Современные тенденции сельскохозяйственного производства в мировой экономике: материалы XIV Международной научно-практической конференции. – Кемерово, 2015. – 608 с. – С. 445 – 449.
16. Терентьев В. В. Программно-целевой подход к развитию сельского хозяйства Ленинградской области [Текст] // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2015. – № 3 (51). – С. 64 – 70.
17. Уксуменко А. А., Мацыга Ф. А. Бюджетное планирование как инструмент реализации социально-экономической политики региона [Текст] // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2016. – Т. 8. – № 3 (34). – С. 33 – 40.
18. Федулова Е. А., Алабина Т. А., Березина Н. М. Методические аспекты оценки реализации программно-целевого подхода в АПК региона для обеспечения его населения продовольственными ресурсами [Текст] // Техника и технология пищевых производств. – 2016. – Т. 40. – № 1. – С. 150 – 156.
19. Афанасьева И.В., Волков И.В. Некоторые подходы к определению понятия «трудовые ресурсы» // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 5-9.
20. Лавров С.Ю. Направления развития антициклической политики регулирования экономики России // СтройМного, 2016. №1 (2). URL: http://stroymnogo.com/science/economy/napravleniya-razvitiya-antitsiklich/
21. Сибиряев А. С. Современное состояние территориальной организации местного самоуправления // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2006. Т. 1. С. 51-58.
22. Хадасевич Н. Р. Развитие трудового потенциала региона с использованием стратегического и программно-целевого подходов [Текст]: монография – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – 116 с.
23. Юняева Р. Р. Государственное регулирование кредитной системы в сельском хозяйстве [Текст] // АПК: Экономика, управление. – 2009. – № 11. – С. 32 – 37.


References


1. Aglotkova S. V. Programmno-celevoe upravlenie regional'nym APK na primere Sverdlovskoj oblasti (Program-targeted management of regional agriculture on the example of Sverdlovsk region). Agroprodovol'stvennaja politika Rossii (Agri-food policy in Russia). 2012. No 6. Рр. 19 – 24.
2. Ammosova N. I. Prodovolstvennaya bezopasnost i razvitie agropromyshlennogo kompleksa Respubliki Sakha (Yakutiya) (Food security and development of the agroindustrial complex of the republic of Sakha (Yakutia)). Gosudarstvennyj sovetnik (The State Counsellor). 2015. No 2 (10). Рр. 21 – 28.
3. Bobrova E. A. Programmno-celevoj podhod v upravlenii zatratoobrazujushhimi faktorami pri razrabotke i realizacii celevyh programm razvitija sel'skogo hozjajstva Orlovskoj oblasti (Program and target approach in the management of stratabase factors in the development and implementation of target programs of development of agriculture of the Orel region). Prioritetnye napravlenija razvitija nauki i obrazovanija (Priority directions of development of science and education). 2016. No 2 (9). Рр. 121 – 125.
4. Bocharova A. A., Prasolova L. V. Sovershenstvovanie instrumentov upravleniya sotsialno-ekonomicheskim razvitiem regiona (Improving a managerial tool set for social and economic advancement of a region). Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl' (Historical and Social Educational Ideas). 2015. No 3. Pp. 87.
5. Golubina Zh. I., Molchanova L. A., Benderuk T. G. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya APK Stavropolskogo kraya v usloviyakh obshchego sostoyaniya agrarnoy otrasli Rossii (The current state and prospects for the development of the agro-industrial complex of the Stavropol Territory in the context of the general state of the agrarian sector in Russia). Noveyshie dostizheniya i uspekhi razvitiya ekonomiki i menedzhmenta: sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (The latest achievements of the development of Economics and management: collection of scientific papers in the international scientific-practical conference). Edition No 2. Krasnodar. 2017. 74 p. Pp. 17 – 19.
6. Ezepchuk L. A., Gorjunova A. D. Opyt razvitija agropromyshlennogo kompleksa regiona na osnove programmno-celevogo metoda (na primere Respubliki Saha (Jakutija)) (Experience of development of agroindustrial complex of the region on the basis of program-target method (for example, the Republic of Sakha (Yakutia))). Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii (Power and control in Eastern Russia). 2013. No 4 (65). Рр. 43 – 48.
7. Israilov S. V., Israilov M. V. Programmno-celevoj metod reshenija problem razvitija agropromyshlennogo kompleksa (Program-target method for solving the problems of development of agroindustrial complex). Agroprodovol'stvennaja politika Rossii (Agri-food policy in Russia). 2015. No 2 (38). Рр. 15 – 17.
8. Kononova S. A., Kharitonov A. V. Tendentsii razvitiya selskogo khozyaystva Kemerovskoy oblasti (Kemerovo region: tendencies in agricultural development). Problemy sovremennoj jekonomiki (Problems of modern economics). 2016. No 1 (57). Рр. 196 – 199.
9. Legatova N. A., Konev P. A. Razvitie agropromyshlennogo kompleksa: problemy i perspektivy (Development of the agro-industrial complex: problems and prospects). III Luzhskie nauchnye chteniya. Sovremennoe nauchnoe znanie: teoriya i praktika (Luga III scientific readings. Modern scientific knowledge: theory and practice): materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 22 maja 2015 goda. Otv. red. T. V. Sedleckaja. SPb.: LGU im. A. S. Pushkina, 2015, 384 p. Pp. 86 – 90.
10. Loginov K. K., Korableva A. A., Breusova A. G. Algoritm otsenki effektivnosti gosudarstvennykh programm na primere Omskoy oblasti (Algorithm of the assessment of state programs efficiency on the Omsk region example). Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Ekonomika (Herald of Omsk university. Series «Economics»). 2015. No 4. Pp. 226 – 234.
11. Savelev I. I., Nikiforova S. V. Prakticheskie aspekty realizatsii i otsenki gosudarstvennykh programm v regione Rossiyskoy Federatsii (na primere Vladimirskoy oblasti) (Practical aspects of the implementation and evaluation of public programs in the region of the Russian Federation (on example of Vladimir region)). Ekonomika i predprinimatelstvo (Economy and entrepreneurship). 2016. No 1-1 (66-1). Pp. 242 – 245.
12. Savitskiy S. I. Programmno-tselevoe upravlenie i razvitie regiona (Program-oriented management and development of the region). Innovatsionnaya nauka (Innovative science). 2016. No 9 (21). Pp. 147 – 150.
13. Starkova O. Ya. Problemy vypolneniya gosudarstvennoy programmy razvitiya selskogo khozyaystva (Challenges for the implementation of the state program of development of agriculture). Aekonomika: ekonomika i selskoe khozyaystvo (Aekonomika: economics and agriculture). 2017. No 7 (19). URL: http://aeconomy.ru/science/economy/problemy-vypolneniya-gosudarstvenno/
14. Telegina Zh. A. Osnovnye napravleniya restrukturizatsii sistemy finansovogo obespecheniya vosproizvodstvennogo protsessa v APK v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsiy (Main directions of restructuring the system of financial support of the reproduction process in the AIC in terms of economic sanctions). Agroprodovolstvennaya politika Rossii (Agri-food policy in Russia). 2017. No 2 (62). Pp. 11 – 15.
15. Telnova Yu. V. Selskoe khozyaystvo Kemerovskoy oblasti: sostoyanie, problemy i perspektivy (Agriculture of the Kemerovo region: state, problems and prospects). Sovremennye tendentsii selskokhozyaystvennogo proizvodstva v mirovoy ekonomike (Modern trends of agricultural production in the global economy): materialy XIV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Kemerovo. 2015. 608 p. Pp. 445 – 449.
16. Terent'ev V. V. Programmno-celevoj podhod k razvitiju sel'skogo hozjajstva Leningradskoj oblasti (Program and Target Approach to the Development of Agriculture in Leningrad Region). Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta tehnologij upravlenija i jekonomiki (Scientific notes of Saint-Petersburg University of management and Economics). 2015. No 3 (51). Pp. 64 – 70.
17. Uksumenko A. A., Matsyga F. A. Byudzhetnoe planirovanie kak instrument realizatsii sotsialno-ekonomicheskoy politiki regiona (Budget planning as an instrument of socio-economic policy in the region). Territoriya novykh vozmozhnostey. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i servisa (The territory of new opportunities. The herald of Vladivostok state university of economics and service). 2016. Edition 8. No 3 (34). Pp. 33 – 40.
18. Fedulova, Ye. A., Alabina T. A., Berezina N. M. Metodicheskie aspekty otsenki realizatsii programmno-tselevogo podkhoda v APK regiona dlya obespecheniya ego naseleniya prodovolstvennymi resursami (Methodological aspects of assessing the implementation of program-target approach in the agroindustrial sector of the region for providing its population with food commodities). Tekhnika i tekhnologiya pishchevykh proizvodstv (Food Processing: Techniques and Technology). 2016. Edition 40. No 1. Pp. 150 – 156.
19. Khadasevich N. R. Razvitie trudovogo potentsiala regiona s ispolzovaniem strategicheskogo i programmno-tselevogo podkhodov: monografiya (Development of labor potential of the region using strategic and program-target approaches). Novosibirsk. Izdatelstvo TsRNS. 2016. 116 p.
20. Yunyaeva R. R. Gosudarstvennoe regulirovanie kreditnoj sistemy v sel'skom hozjajstve (State regulation of crediting system in agriculture). APK: Jekonomika, upravlenie (AIC: Economics, management). 2009. No 11. Pp. 32 – 37.

Возврат к списку