,

$ 92.13 98.71

Экономика

Тенденции развития сельскохозяйственной отрасли Кемеровской области как результат реализации программно-целевого подхода

Введение

Положительное развитие сельскохозяйственного производства в Кемеровской области считается результатом применения программно-целевого подхода. Несмотря на то, что в регионе главенствующая роль принадлежит горнодобывающей промышленности и металлургии, сельскохозяйственная отрасль является необходимой для обеспечения продовольственной безопасности региона.

Программно-целевой подход относится к категории проблемно-ориентированных, позволяет сосредоточить имеющиеся ресурсы на тех направлениях, которые нуждаются в комплексном решении возникшей проблемы. Реализация программно-целевого подхода в России и Кемеровской области в начале XXI века взяла старт в форме национальных проектов, с включением в него в качестве основы далее – целевых и государственных программ. Государственные программы как важнейший инструмент бюджетирования и социально-экономической политики региона упоминаются в работах С. В. Аглотковой [2], А. А. Бочаровой [4], О. Я. Старковой [13], Ж. А. Телегиной [14], А. А. Уксуменко и др.

Финансирование по реализуемой в настоящее время Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы позволяет сельхозпроизводителям получать дополнительные и стабильные средства, которые «вымываются» из оборота в результате ценового диспаритета, сложных условий хозяйствования (неполучение урожая вследствие неблагоприятных погодных условий) и др.  

Проблемы в сельском хозяйстве, необходимость притока капитала и принятия мер со стороны органов государственной власти по государственному регулированию развития сельского хозяйства в регионах рассматривается в работах многих авторов: Е. А. Бобровой [3], Л. А. Езепчук, А. Д. Горюновой [6], Ж. И. Голубиной [5], С. А. Кононовой, А. В. Харитонова [8], Н. А. Легатовой [9], Ю. В. Тельновой [15], В. В. Терентьева [16] и т.д.

Попытка оценить результативности и эффективности госпрограмм, а также их влияние на развитие сельского хозяйства проводилась в работах С. В. Исраилова, М. В. Исраилова [7], К. К. Логинова [10], И. И. Савельева [11], Е. А. Федуловой [18] и т.д.

 

Материал и методы

В исследовании использованы программно-целевой метод, методы экономического анализа, статистики, отраслевой статистики. Период исследования ограничен 2006 – 2015 годами. 2006 год взят за базовый ввиду начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» (ПНП «Развитие АПК»). 2015 год является итоговым из-за недоступности статистических данных за последующие годы.

 

Результаты и обсуждения

В сельском хозяйстве Кемеровской области в последние годы наметилась положительная тенденция увеличения сельскохозяйственного производства. Ежегодно валовая продукция отрасли увеличивается примерно на 3,5 % несмотря на то, что регион расположен в зоне рискового земледелия. Вследствие небольшой территории его доля в формировании показателей сельского хозяйства по стране невелика, чуть более процента. Сельхозпроизводство территории характеризуется высокой степенью интенсификации в сравнении с соседними регионами. По сведениям Администрации Кемеровской области на одного жителя субъекта Федерации приходится лишь 0,5 га пашни, в то время как в Новосибирской области почти в 3 раза больше – 1,4 га, а Алтайском крае – в пять раз (2,6 га). На каждого работающего в сельском хозяйстве региона приходится 35 чел. населения территории, в свою очередь в России – 10, а Западной Сибири – 16 чел. Сельскохозяйственные организации расположены на всей территории области вблизи городов. Преимущественно «сельскими» районами области являются Ижморский, Крапивинский, Промышленновский, Чебулинский, Яйский и др.

Согласно статистики сейчас в сельскохозяйственном обороте Кемеровской области находится 2671 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, то есть 28 % от общей площади земельных ресурсов субъекта Федерации, из которых 38 % приходится на долю пашни. При этом негативной тенденцией современности здесь является снижение плодородия земель, а также вынос питательных веществ с урожаем. Резкое сокращение применения органических и минеральных удобрений влечет за собой начало деградации почв, уменьшение содержания гумуса, подвижного фосфора и обменного калия. Почти 86 % орошаемых земель (8 тыс. га) и более половины осушенных земель (2,4 га) требуют комплексной реконструкции, ремонта и восстановления оросительных систем. Особое внимание уделяется восстановлению и реконструкции имеющихся оросительных систем, используемых для производства овощей и кормов, утилизации животноводческих стоков. В целях сохранения и восстановления плодородия почв агроландшафтов ведется работа по агролесомелиорации: наличие лесных насаждений повышает урожайность зерновых культур на 18 – 25 %, технических – на 20 – 26 %, а кормовых – до 40 %.

Система земледелия, которая внедрена в Кузбассе на 70 % площадей, базируется на минимальной и нулевой обработки почвы. В последние годы она позволяла получать в среднем не менее 1,0 млн тонн зерна.

В структуре сельхозпроизводства увеличилась доля продукции животноводства (51,4 % в 2015 году). Однако поголовье скота уменьшилось на четверть, а надои напротив увеличились в среднем на 2 % в целом за счет приобретения более продуктивных пород. Доля участия отрасли в формировании ВРП индустриального региона составляет немногим более 3 %. Сейчас в сельском хозяйстве занято всего 4 % населения региона, уровень заработной платы составляет чуть более 50 % от среднего областного показателя по экономике в целом. Третья часть используемых в сельскохозяйственной отрасли основных средств изношена. В течение ряда лет уровень цен на продукцию сельского хозяйства остается на неизменном уровне, а стоимость ресурсов, которые необходимы для производства продукции, увеличивается. В результате сельхозтоваропроизводители имеют низкий уровень доходности, и ежегодно почти треть хозяйств отрасли являются убыточными. В 2012 году доля таких убыточных хозяйств составила около 50 %, что явилось ещё и следствием неурожая.

Наибольший удельный вес производства сельскохозяйственной продукции приходится на сельхозорганизации и ЛПХ. В сельскохозяйственных организациях выращивается почти 60 % зерна, овощей, содержится 70 % скота и птицы, производится более 60 % молока. В ЛПХ выращивается более 60 % картофеля, около 40 % овощей и т.д. КФХ в основном специализируются на производстве зерна и молока.

За последние годы в области увеличилось производство продукции животноводства: мяса и яиц. Производство яиц, в свою очередь, имеет динамику к повышению, что связано с увеличением мощностей таких производителей как АО «Кузбасская птицефабрика», ООО «Птицефабрика Инская», ООО «Яшкинская птицефабрика». Объемы производства и реализации местных сельхозтоваропроизводителей позволяют полностью обеспечить область зерном, овощами и яйцами.

Производство картофеля в 2015 году относительно 2006 года увеличилось на 38 %, овощей – на 36 %. Наибольший объем зерна был собран в 2009 году. Невысокий объем урожая в регионе обусловлен погодными условиями. Например, засуха 2012 года позволила собрать только треть потенциального урожая.

Наибольшие удои молока были зафиксированы в 2007 – 2009 годах. Относительно данных лет снижение к 2015 году составило почти 13 %. При повышении средней продуктивности за 10 лет на 20 % снижению валового надоя способствовало уменьшение поголовья стада на 25 %. Обеспеченность населения области молоком составляет чуть более половины всей потребности в данном продукте. Свободную нишу занимает, в основном, алтайский и новосибирский производитель. Обеспеченность региона мясом очень низкая, не более 45 %. Для поддержки местного сельхозпроизводителя в отрасли животноводства и увеличения объемов производства мяса государством выделяются средства по госпрограммам.

На протяжении последних лет животноводство работает в сложнейших условиях. Высокая трудоемкость и энергоемкость животноводческой отрасли при свободных ценах на энергоносители и комбикорма привели к существенному росту себестоимости и уменьшению рентабельности производства продукции. Стабилизировать ситуацию в отрасли позволит использование ресурсосберегающих технологий, модернизация и техническое переоснащение. Интенсивное внедрение энергосберегающих технологий в хозяйствах Кузбасса в течение ряда последних лет позволяет снижать затраты на горюче-смазочные материалы и потребление электрической энергии. За пять текущих лет доля расходов на топливо в структуре затрат на производство снизилась с 8 до 6 %, что связано с использованием в производственном процессе меньшего количества техники, но большей производительности [19, 21].

Приобретение новой высокотехнологичной техники и оборудования возможно лишь при привлечении средств государственной поддержки, так как сельхозпроизводитель имеет недостаток собственных оборотных средств, кредитные ресурсы же [20, 22, 23] в большинстве случаев недоступны ему из-за низкой платежеспособности.

При разработке базовых направлений последующего планомерного развития АПК следует учитывать, что основную долю трудовых ресурсов в сельском хозяйстве составляют сельские жители. Однако тенденцией современности отмечается значительный отток населения в города. В сельской местности проживает около 14,2 % (386,7 тыс. чел.) населения, а трудятся в сельском хозяйстве – всего 3,6 % (43,9 тыс. чел.) от числа занятых в экономике (по состоянию на 01.01.2016). Невысокий уровень жизни сельского населения – одна из причин недостатка рабочей силы в сельском хозяйстве, в том числе и прежде всего квалифицированной.

Помимо невысокой заработной платы непривлекательной жизнь на земле делает отсутствие простых, но необходимых условий для жизни, как обеспеченность населенных пунктов водой, газом и канализацией, что является по меньшей мере странным в цифровом XXI веке.

В государственной программе Кемеровской области «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области» на 2014 – 2020 годы указан набор основных целевых индикаторов, изменение которых характеризует развитие отрасли. Изучая данные индикаторы в динамике с 2006 года как базового, можно выделить три временных интервала финансовой поддержки из бюджетов разного уровня, где в качестве основы выступают:

— 2006 – 2007 годы – только реализация нацпроекта «Развитие АПК»;

— 2008 – 2013 годы – долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития села в Кемеровской области» на 2008 – 2013 годы как основа вышеупомянутого нацпроекта на территории региона;

— 2014 – настоящее время – реализация государственной программы Кемеровской области «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области» на 2014 – 2020 годы также в качестве региональной базы ПНП «Развитие АПК».

Такое деление на интервалы позволяет оценить общие результаты реализации каждой формы программно-целевого подхода (таблица).   

Таблица – Средние значения целевых индикаторов реализации программно-целевого подхода в сельском хозяйстве Кемеровской области за 2006 – 2015 годы в разрезе основных форм финансирования

 

Стоит отметить рост такого показателя как производство продукции сельского хозяйства в целом с 2008 года. Снижение объемов производства в растениеводстве в годы реализации долгосрочной целевой программы связано, прежде всего, с неблагоприятными погодными условиями. Отмечается рост объемов производства в животноводстве, в первые годы реализации нацпроекта – более интенсивный. Наибольшие темпы роста объема инвестиций были осуществлены также в первые годы реализации нацпроекта в целях обновления материально-технической базы. Рентабельность проданных товаров, продукции в последние годы более чем в 2 раза выше чем в 2006 – 2007 годах. Увеличение прибыли сельхозорганизаций – хороший показатель эффективности вложений в предыдущие годы. Стоит отметить увеличение заработной платы работников с 2006 года в 3 раза, при этом ежегодные темпы ее роста замедлились.

 

Выводы

На протяжении ряда последних лет внимание Администрации Кемеровской области к сельскому хозяйству становится ощутимее. Принят ряд важных нормативных документов, оказывается финансовая поддержка. Увеличивающиеся показатели объемов производства сельхозпродукции подтверждают, что программно-целевой подход в области успешно реализуется. Особенно это заметно на фоне экономических санкций некоторых развитых стран, когда одной из отраслей роста в нашей стране явилось именно сельское хозяйство.

При этом в отрасли еще видны такие проблемы как недостаток трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, низкий уровень жизни населения на земле, слабая материально-техническая база, неустойчивое финансовое положение сельхозпроизводителей.

Отток постоянных жителей из села в город обостряет проблему нехватки трудовых ресурсов, в том числе квалифицированной рабочей силы. Принятие ряда мер по повышению уровня комфортности условий жизнедеятельности, доступности улучшения жилищных условий позволит повлиять на миграционные настроения сельских жителей, повысить престижность сельского труда, будет способствовать развитию фермерского дела.

Повышение результативности сельхозпроизводства невозможно без соответствующей материально-технической базы. Посредством программно-целевого подхода государством осуществляется поддержка сельхозпроизводителей в целях сохранения и повышения плодородия почв, модернизации основных фондов, улучшения генетического потенциала продуктивности молочного скота.

Недостаточное количество собственных средств для пополнения оборотных активов заставляет сельхозпроизводителя брать средства в кредитных учреждениях. Учитывая тот факт, что большинство организаций являются неплатежеспособными, то многим из них кредиты либо недоступны, либо очень накладны. Доля заемных средств в среднем составляет 70 % всех источников формирования. Субсидирование части  процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам позволяет высвободить часть средств организации и направить их на приобретение запчастей, топлива, семян.

В конечном счете, бюджетная поддержка отрасли в виде финансирования мероприятий долгосрочных целевых программ (федеральных и региональных) имеет своей целью повышение привлекательности сельского хозяйства в регионе для привлечения средств инвесторов. Насколько эффективно были использованы выделенные средства на утвержденные мероприятия по госпрограммам, может быть определено в результате их последующей оценки.