,

$ 92.13 98.71

Экономика

Прогнозирование развития целевой подготовки студентов в сельскохозяйственной отрасли

Актуальность настоящей статьи в начале 2017 года определяется имеющей место нехваткой высококвалифицированных специалистов в сельском хозяйстве, продолжающейся дискуссией по вопросам увеличения финансирования и направлений развития образования в России. Эта дискуссия по вопросам развития сельскохозяйственного образования проходит и в связи с изменением внешних и внутренних факторов социально-экономической действительности, а так же имеющих место трендов изменения образования нашей стране.

Дополнительную актуальность настоящей статье придает то, что на оне кризиса в 2005-2011 годах в сфере целевой подготовки персонала для АПК наблюдалось снижение числа обучающихся. Так поданным Новосибирского ГАУ в 2005 году в рамках целевой подготовки обучалось 204 студента по контрактам с обладминистрацией и 135 студентов по контракта с организациями АПК (204/135), а всего 339 студентов; в 2006 году – (216/85) всего 301; в 2007 году –(222/45) всего 267; в 2008 году- (204/23) всего 227; в 2009 году – (199/5) всего 204; в 2010 году (110/0) всего 110; в 2011 году – (130/0) всего 130 студентов-целевиков.

Анализ тенденций в сельскохозяйственном образовании в настоящее время показывает возможность прогнозирования развития реформ в сельскохозяйственном образования в направлении расширения сферы и повышения эффективности развития сектора целевого высшего образования.

Целью настоящей статьи является формирование методических аспектов прогнозирования развития целевой подготовке специалистов в учреждениях среднего и высшего сельскохозяйственного образования в рамках различных концепций такого образования.

Для достижения поставленной цели решаются такие задачи:

— исследуются методы прогнозирования развития подсистемы отраслевого сельскохозяйственного образования;

— исследуется сущность целевой подготовки студентов в вузах;

— исследуются и классифицируются концепции организации и методического обеспечения целевого образования;

— проводится прогнозирование возможного развития целевого сельскохозяйственного образования в рамках различных концепций целевого среднего и высшего образования.

Объект статьи- целевое сельскохозяйственное образование в нашей стране.

Предмет статьи- прогнозирование развития целевого среднего и высшего сельскохозяйственного профессионального образования.

Известно определение прогнозирования как метод раскрытия неопределенности будущего,  в  котором  применяются как  накопленный  в  прошлом опыт,  так  и  текущие  допущения  насчет  будущего  с  целью его  определения. Результатом прогнозирования является вероятностная картина будущего, которую можно рассматривать как основу при планировании развития и деятельности [1, с.193].

Анализ методов прогнозирования с точки зрения возможности их применения при прогнозировании развития образования в сельском хозяйстве показало, что наиболее подходящими методами для прогнозирования процессов в системе (подсистеме) сельскохозяйственного образования  могут быть названы метод морфологического ящика и метод прогнозного сценария.

Морфологический  анализ используют при  столкновении  с  новизной,  при  отсутствии  аналогов. Морфологический  подход  в прогнозировании связан  со  структурными  взаимосвязями  между  объектами,  явлениями  и концепциями.  Основной  принцип  морфологического  анализа рекомендует  не  исключать из рассмотрения объекты и процессы без их  предварительного  исчерпывающего  анализа.  При этом морфологический подход-это  упорядоченный  способ  рассмотрения  предмета  и  получения  систематизированной  информации   по   всем   возможным   решениям   изучаемой   проблемы.  В ходе морфологического анализа  все  объекты  разбиваются  на  группы, каждая  из  которых  подвергается  тщательному  изучению. Это создает возможность  накапливать  данные  для  последующих  исследований и прогнозирования развития [1, с.245].

При прогнозировании развития целевого образования в сельском хозяйстве в качестве «ячеек» этого ящика будем рассматривать организационные и методические концепции такого образования.

Сценарием называют логическую последовательность событий приводящих объект прогнозирования из текущего в желаемое состояние.  Сценарий является одним  из  основных  методов  прогноза  при  структурной  перестройке  и  зависит  от  интеллекта,  уровня  знаний,  осведомленности  и  фантазии  разработчика  проблемы. Сценарий  имеет   системный  характер.  Ценность  сценария  тем  выше,  чем  меньше  степень  неопределенности  или  больше  согласованность  мнений  экспертов.  Сценарий  является  основой,  на  которой  проводится  вся  дальнейшая  работа.  В  готовом  виде  сценарий  должен  быть  подвергнут  анализу.  Из  дальнейшего  рассмотрения  исключается  все  то,  что,  по  мнению  сценаристов,  достаточно  обеспечено  на  рассматриваемый  период. И  наоборот,  концентрируется  внимание  на   том,  что  должно  быть  сделано  для  дальнейшего  достижения  поставленной  цели [1, с.244].

В процессе прогнозирования развития целевого сельскохозяйственного образования именно сценарий позволяет перейти к формированию стратегии развития данного сегмента профессионального образования в сельском хозяйстве.  

При прогнозировании направлений развития современного образования все больше экспертов склоняется к тому, что наиболее вероятным методическим направлением развития может считаться переход к ценностному образованию. Запрос на переход к ценностному образованию определяется ускорением инновационного развития в сельском хозяйстве. Целевая подготовка студентов для сельскохозяйственной отрасли может обеспечить организации сельского хозяйства персоналом, который не только высоко компетентен, но и разделяет ключевые корпоративные ценности. Совпадение ценностей организации и сотрудников выступает основной предпосылкой формирования лояльных и преданных компании сотрудников. 

При построении сценария развития целевой подготовки персонала для организаций сельского хозяйства нужно учитывать, что правовая основа целевой подготовки студентов заложена в ст.56 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

При этом в ходе морфологического анализа решения проблемы повышения качества сельскохозяйственного образования следует обратить внимание на то, что в начале 21 века на рынке образовательных продуктов, понимаемых как результаты образовательных услуг, можно выделить:

— образовательные продукты, свободно обращающиеся на рынке;

— нерыночные образовательные продукты –продукты с рядом различного рода ограничений на их рыночное обращение.

Целевой подготовкой специалистов в сельском хозяйстве условимся считать их обучение по выбранному направлению подготовки (специальности) на основе договорных отношений между организаций производящей обучение, обучающимся и организацией – работодателем из сельскохозяйственной сферы.

Нерыночный характер целевой подготовки специалистов сельского хозяйства как образовательного продукта определяется такими ограничениями на их рыночное обращение:

1) участвовать в программах целевой подготовкой специалистов в сельском хозяйстве могут только те потенциальные обучающиеся, которые соответствуют ряду требований, например, среднее специальное образование по специальности в сфере сельского хозяйства, стаж работы в организации-заказчике целевой подготовки и др.;

2) наличием ежегодно утверждаемых директивными органами квот для вузов на целевую подготовку студентов для сельского хозяйства; 

3) обязанностью целевого выпускника сельскохозяйственного вуза (или другого субъекта образования) отработать определенный период времени в организации-заказчике подготовки студента.

Повышенный интерес к проблеме развития и повышения качества целевой подготовки специалистов в сельском хозяйстве связать со следующими обстоятельствами: наблюдающимся в 2016-2017 годах  дефицитом бюджетов; уменьшением бюджетных ассигнований на подсистему сельскохозяйственного образования; обостряющейся нехваткой высококвалифицированных специалистов в сельском хозяйстве как секторе национальной экономики; снижением платежеспособного спроса со стороны сельского населения (в том числе их обеспеченного имеющимися деньгами спроса на образовательные услуги)  и повышением значения организационной культуры в обеспечении эффективности работы организаций сельского хозяйства и другое.

Достоинством целевого среднего и высшего образования и целевой профессиональной подготовки в сельском хозяйстве можно считать:

— гарантированное трудоустройство выпускников образовательного процесса в организациях сельского хозяйства, что повышает экономическую и бюджетную эффективность национальной системы среднего и высшего профессионального образования в сельском хозяйстве по причине того, что целевая подготовка снижает проблему неэффективного расходования бюджетных средств по причине того, что если выпускник сельскохозяйственного вуза работает не по полученной специальности (по оценкам в России трудоустраивается по специальности около 40% выпускников вузов); 

— осуществление в процессе целевого обучения практик всех видов, на будущем месте работы создает возможность заблаговременно начать трудовую адаптацию специалистов на рабочем месте, снизить риск того, что после найма новый сотрудник вскоре увольняется по причине не прохождения адаптации на новом месте работы (согласно известным данным в течение первого года работы увольняется из организаций в среднем по экономике около 40 % новых сотрудников [2, с. 83]);

— определение задания на дипломную работу (или проектирование) и дальнейшее участие организации-работодателя в обеспечении информацией процесса выполнения дипломной работы (проектирования) студентами-целевиками, в интересах более глубокого погружения в специфику работы организации и ее отдельных подразделений, а организациям сельского хозяйства совершенствовать свою работу во всех аспектах будущей деятельности вплоть до будущего рабочего места обучающегося [20].

С точки зрения организации процесса целевой подготовки в сельском хозяйстве договор о целевом обучении студентов заключается между обучающей организацией (например, сельскохозяйственным вузом) обучающимся и организацией сельского хозяйства- будущим работодателем. В качестве обучающей организации могут выступать сельскохозяйственные вузы, корпоративные университеты сельскохозяйственных корпораций, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро по разработке передовых образцов сельскохозяйственной техники, профильные консалтинговые организации и др. В качестве заинтересованной в целевой подготовке персонала организации могут выступать федеральные, региональные государственные органы, органы местного самоуправления, государственные сельскохозяйственные корпорации, компании, предприятия, хозяйственные общества или иные объединения в уставном капитале которых присутствует доля бюджета Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27.07.2004 (ст. 61-63) предусмотрена и целевая подготовка и дополнительное образование государственных служащих в сфере сельского хозяйства, в том числе за рубежом.

Порядок прохождения целевого обучения (или дополнительного образования) в сельском хозяйстве на места в рамках целевого приема предусматривает подписание договора. Подписание договора о целевом приеме и целевом обучении  сфере сельского хозяйства может осуществляться исключительно на одну выбранную специальность (направление подготовки). Зачисление обучающихся в сельскохозяйственный вуз на места при целевом приеме производится до начала зачисления претендентов, которые прошли вступительные испытания (или процедуры) успешно на места по общему конкурсу. Зачисленные абитуриенты, которые приняты в сельскохозяйственный вуз в рамках целевого приема, получают все права студентов, зачисленых по общему конкурсу на бюджетные места (право на получение стипендии, обслуживаться в библиотеке вуза, проживание в общежитии вуза и другие предусмотренные законодательством права).

Целевое сельскохозяйственное образование следует относить к бережливому образованию, под которым может пониматься экономное и целевое расходование финансовых и других видов общественных ресурсов, выделяемых на сельскохозяйственное образование при условии обеспечения определенного уровня качества такого образования с учетом соблюдения принципов доступности и социальной справедливости в образовании. При этом далее бережливое образование может считаться одним из факторов бережливого и эффективного сельскохозяйственного производства.

В связи с имеющим место в России дефицитом высококвалифицированного персонала в сфере сельскохозяйственного производства известны планы распространения целевой подготовки на среднее профессиональное образование. Поэтому существует основание говорить не только о проблеме повышения эффективности, но и проблеме расширении области действия целевого образования на уровень среднего специального образования в сельском хозяйстве. С другой стороны это может рассматриваться как тенденция усиления значения целевого сельскохозяйственного образования на удовлетворение нужд сельского хозяйства на федеральном и региональном уровнях.

В пользу прогноза о все более высокой эффективности целевого обучения говорит и то, что гарантированное трудоустройство выпускников может усилить мотивацию студентов-целевиков вследствие того, что они имеют конкретные ожидания и заранее прогнозируют, что практически все полученные ими в процессе целевого обучения знания и приобретенные навыки и умения (компетенции) будут востребованы в их дальнейшей практической деятельности в сельском хозяйстве [3-5].

Поэтому можно прогнозировать, что значение целевого образования (в частности, в сельском хозяйстве) в условиях продолжающегося глобального кризиса, бюджетного кризиса и кризиса спроса на образовательные услуги в сельском хозяйстве будет увеличиваться по причине повышенного уровня значимости факторов эффективности такого образования.

Прогнозирование стратегии развития целевого образования может быть основано на определенной философской концепции. Такая концепция рассматривается как общий взгляд на сектор целевого сельскохозяйственного образования как структурный элемент национальной системы образования. Концепция целевого сельскохозяйственного образования есть определенный вариант философии сельскохозяйственного образования, отражающий актуальные общественные, культурные, экономическим потребности на данном этапе развития сельского хозяйства с учетом конкурентной ситуации на мировых рынках и геополитических факторов (санкций и другое).

При разработке прогноза развития и концепции целевого высшего сельскохозяйственного образования должны быть интегрированы различные методические подходы в современном образовании и целевой характер подготовки будущих сотрудников организаций сельского хозяйства.

Прогноз развития и концепция целевого сельскохозяйственного образования должна практически реализовываться в стратегии реформ и развития этой формы образования, в том числе в процессе развития различных видов высшего целевого (очного, очно-заочного, дополнительного) сельскохозяйственного образования.

Прогноз и концепция целевого образования становятся инструментами развития такого образования, если они позволяет определить и конкретизировать миссию и видение развития этого вида образования.

Миссией целевого сельскохозяйственного образования (понимаемой как общественная полезность такого целевого высшего образования) следует признать гибкое и в определенные сроки удовлетворение потребностей государства, общественного сельскохозяйственного производства, конкретных организаций сельского хозяйства и общества в образовательных продуктах и услугах по подготовке конкретных специалистов для организаций сельского хозяйства с заданным уровнем компетентности для их работы на определенных должностях в организации.

Целевая подготовка в сельском хозяйстве должна рассматриваться и может быть средством удовлетворения кадровых потребностей организаций сельского хозяйства в руководителях и высококвалифицированных специалистах определенного уровня подготовки со средним, высшим или дополнительным образованием в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На этом основании целевое обучение в сельском хозяйстве может быть названа и важным элементом стратегии кадровой работы и управления человеческими ресурсами организации, стратегии управления человеческим капиталом организаций сельского хозяйства.

Видением развития целевого сельскохозяйственного образования можно считать вдохновляющий всех участников процесса сценарий развития этого вида образования в структуре национальной подсистемы сельскохозяйственного образования. Важное значение видения как вдохновляющего сценария развития целевой подготовки может быть связана с тем, что в условиях выхода из кризиса:

1) государство должно стремиться повысить эффективность бюджетных расходов на образование в области сельского хозяйства в условиях имеющего место дефицита бюджета;

2) организации сельского хозяйства (заказчики целевой подготовки)  прогнозируют получить в результате такого обучения специалистов (например, в интересах компенсации естественного выбытия специалистов): во-первых, с уровнем образования не ниже заданного, во-вторых, сотрудников, которые разделяют определенные культуру и ценности организаций отечественного сельского хозяйства;

3) обучающиеся целевые студенты могут иметь социальные гарантии в процессе обучения и гарантированное трудоустройство в организации сельского хозяйства после  завершения процесса обучения.

По причине большого числа внешних и внутренних элементов, влияющих на прогноз и концепцию развития целевого образования в сельском хозяйстве проблемы определения целей и путей развития (при поисковом и нормативном прогнозировании развития), выбора концепции развития и анализа эффективности развития этого вида  образования может быть предметом обсуждения между всеми перечисленным заинтересованными сторонами, включая властные структуры, заинтересованные организации сельского хозяйства, представителей сельскохозяйственного бизнеса, конкретных сельчан (индивидов), общество.

Стратегией реформ и развития целевого высшего и среднего  сельскохозяйственного образования (далее просто образования) можно считать внешнюю адаптацию и внутреннюю координацию целевого сельскохозяйственного образования в условиях изменения внешней и внутренней среды целевого профессионального образования.

К элементам внешней среды развития национальной подсистемы целевого сельскохозяйственного образования следует отнести:

— мировые прогнозы развития образовательного пространства, состоящего и конкурирующих между собой национальных образовательных систем, формирующих конкурентные показатели национальной системы и, в частности, подсистемы целевого высшего образования;

— национальные органы (субъекты) прогнозирования и управления развитием и функционированием подсистемы целевого сельскохозяйственного образования в нашей стране, влияющие на направления и показатели успешности реформ, развития и эффективности целевого сельскохозяйственного образования;

— национальную экономику, как скрытого потребителя знаний и организационной культуры, формируемых и передаваемых в процессе целевого образования;

— национальную инновационно-производственную систему, частью которой является система высшего и, в частности, подсистема целевого образования;

— общественные объединения бизнеса, предпринимателей, которые обсуждают и принимают участие в формировании наборов компетенций по специальностям, квотируемым в подсистеме целевой подготовки специалистов;

— федеральная, региональная и муниципальная профессиональная и социальная среда, формирующие организационную культуру и являющиеся потребителями целевых образовательных услуг.

Элементами внутренней среды отечественной системы прогнозирования развития целевого образования можно признать:

— ректоров и администрации вузов, которые адаптируют (приспосабливают)  концепцию целевого образования под реальные возможности вуза и на своем уровне организуют и контролируют процесс совершенствования целевого профессионального образования;

— профессорско-преподавательский состав вузов, который во-многом определяет качество всех структурных элементов образовательного процесса и качество образования;

— состояние и доступность научных библиотек, которые определяют научный уровень знаний, методики обучения;

— уровень воспитательного процесса в вузе в рамках целевой подготовки, определяющий ценностную компоненту образования.

Важным внутренним элементом прогнозирования повышения эффективности процесса и качества целевого образования являются прогноз мотивация студентов и преподавателей, технологии и технические средства, используемые в таком целевом высшем образовании в вузе, интеграция науки, практики и образования в таком вузе [3-9].

Прогнозирование эффективности каждой из концепций, классифицированных на основе фактора специфики организации и субъектов целевой подготовки может опираться на такие концепции:

— целевая подготовка персонала в отраслевом вузе или колледже при отраслевом вузе. Прогнозируемыми положительными чертами такой организационной концепции целевой подготовки является максимальная открытость процесса обучения и использование передовых достижений отраслевых науки и практики. Прогнозируемым недостатком может стать недостаточный уровень интеграции и прозрачности (транспарентности) отношений вуза с организацией-заказчиком целевой подготовки;

— целевая подготовка персонала в корпоративном вузе [10,с. 439] позволяет организовать обеспечение реализации стратегии развития на уровне и за счет подготовки персонала в направлении реализации стратегии. Прогнозируемыми положительными особенностями этого вида целевой подготовки можно считать наибольший учет требований работодателя. Прогнозируемыми недостатками такой организационной концепции целевой подготовки можно считать: недостаточный учет мировых достижений; ограниченность взглядов на профессию; возможное внутриорганизационное давление на процесс и результаты такой целевой подготовки; вероятные элементы коррупционных связей при отражении и оценке результатов такой подготовки; возможность нарушения связей с национальной подсистемой целевой подготовки, что может привести к фрагментации системы образования;

-целевая подготовка на рабочих местах (как дополнительное образование или стажировка) на передовых отечественных и зарубежных предприятиях позволяет ликвидировать технологическое отставание организации от передовых организаций отрасли, выступающих как обучающие организации. Прогнозируемым преимуществом этой организационной концепции целевой подготовки может быть максимальная направленность на освоение компетенций персонала в рамках компетентностного подхода в образовании и профессии. Прогнозируемым недостатком этой концепции может быть ограниченность взгляда на тренды развития отрасли, различия в организационных культурах организаций (базы проведения целевой стажировки и заказчика такой стажировки и/или подготовки).

На прогноз эффективности концепции целевой подготовки при различных методических подходах влияют такие факторы, отраженные в следующих концептуальных подходах:

— ориентация на теоретическое развитие обучаемых посредством усвоения обучающимися определенной суммы теоретических знаний и научения их наращивать этот объем знаний в случае практической необходимости. Прогнозируемыми положительными характеристиками этой методической концепции целевой подготовки можно назвать: углубленное проникновение в теоретические основы профессии, развитие широты профессиональных взглядов; возможность обучения и участия в коллективной генерации идей в процессе интерактивного обучения, вероятность актуализация личности обучающегося под руководством профессора с раскрытием предельных творческих возможностей и другое. Прогнозируемыми недостатками  этой методической концепции  целевой подготовки обучающихся можно назвать: существование вероятности критического отрыва теоретического обучения от практики отрасли; недостаточный для актуализации обучающихся научный уровень и уровень педагогического мастерства профессора; несоответствие организационных культур вуза, обучаемого, организация –заказчик обучения и другое;

— методическая концепция практически ориентированного (компетентностного) целевого образования, приоритетно нацеленного на усвоение обучающимся определенного комплекса профессионально важных и дополнительных компетенций. Прогнозируемая эффективность этой формы целевой подготовки основана на том, что такая подготовка позволяет более точно учитывать специфику будущего рабочего места выпускника вуза на уровне необходимых для выполнения этой работы компетенций. Эффективность этой концепции подтверждается (верифицируется) тем, что именно эта концепция рассматривается как основное направление развития среднего и высшего профессионального образования в нашей стране в начале 21 века. Прогнозной положительной чертой такого образования может считаться максимальная концентрация на практическом использовании, получении прибыли от использования полученных в процессе такого обучения знаний и практических навыков. В качестве прогнозных недостатков данной методической концепции целевого образования можно считать: существование расхождений между декларируемыми и реально необходимыми при выполнении работы в организации компетенциями; вероятность возникновения «профессиональной заземленности», отсутствие стремления к качественно новым горизонтам в профессии, порождающие неконкурентоспособность персонала инновационно активных организаций на глобальном рынке в вопросах синтеза новых технологических принципов развития организации-заказчика, отрасли и экономики в целом.

— методическая концепция ценностного целевого образования. Ценностная концепция образования рассматривается в начале 21 века как наиболее перспективная для инновационной модели развития национальной экономики. При ценностном  подходе в образовании процесс целевого образования рассматривают как механизм и процесс создания и обмена ценностями между профессором и обучающимся [6, с. 27-34; 7, с.129-139]. Под концепцией развития ценностного целевого образования будем понимать общий взгляд на долгосрочный план, программу, организационные формы развития высшего ценностного целевого образования в интересах достижения определенных социальных, экономических показателей и снижения рисков неконкурентоспособности в развитии высшего, в том числе ценностного целевого образования и экономики России в целом.

Прогнозная эффективность ценностного подхода в целевом образовании может исследоваться и оцениваться на уровнях государства, бизнеса, общества, личности.

В рамках концепции единства образовательного и воспитательного процесса при ценностном целевом образования прививаемые педагогами обучающимся ценности организации и отрасли должны иметь характер:

— материальных ценностей в виде практических навыков и умений необходимыми для практической работы или духовными, ценностными ориентирами, определяющими морально-психологический климат в организациях экономики;

— реальными ценностями, которые подкрепляются экономической, социальной и технологической практикой или не подкрепляемыми практикой, а лишь декларируемыми имитационными, мнимыми;

— ценностями, которые имеют под собой культурно-исторические основания или быть определенными в рамках отраслевых традиций и социального заказа.

Необходимо отметить, что ценностный подход в целевом образовании не означает, что при такой концепции образования непосредственно с образования снимается задача обучения как усвоения суммы знаний и умений (компетенций). Ценностный подход в целевом образовании направлен на смещение, перестановку акцентов в целевой подготовке специалистов. На эффективность ценностного образования влияет и тип ценностных ориентаций в целевом образовании. Могут рассматривать  технократические ценности, а именно ценности, ориентированные на экономическую эффективность и максимальное использование обучающегося в интересах государства, финансирующего такое образование, общества и конкретной организации.

При прогнозировании эффективности целевого ценностного образования нужно учитывать, что оно может быть направлено в большей мере на интересы и поддержание организационной культуры заинтересованных организаций и каждого обучающегося как отдельной личности, его самодвижение и саморазвитие, вплоть до актуализации и самоактуализации обучающихся.

Дальнейшее развитие концепции целевого ценностного образования может требовать концептуального изменения содержания, организационных форм, системы отношений во всей образовательной системе, изменения ценностей образования как социального, культурного явления и института.

Прогнозирование и исследование целевого ценностного образования как механизма создания и обмена ценностями затрагивает фундаментальные вопросы о сущности духовной и ценностной природы человека. Должнго учитываться, что в таком образовании важна и способность воспроизводить ценностную структуру человека и организации технологическими средствами с использованием культурных институтов, включая образование. При таком подходе одной из функций ценностного целевого образования является передача в процессе образования не только суммы знаний, но и суммарного культурного опыта конкретной организации и/или отрасли деятельности.

Одновременно, ценностное целевое образование рассматривается как способ воспитания, формирования и закрепления на уровнях организации, отрасли, личности и общества в целом определенных ценностей.

Следовательно, в процессе прогнозирования эффективности и формирования концепции развития ценностного целевого образования это образование должно рассматриваться в неразрывном единстве взаимодействие процессов обучения и воспитания в процессе целевой подготовки.

В процессе исследования вопроса необходимости  дальнейшего развития ценностного целевого образования, повышения компетентности персонала субъектов национальной экономики, участников научной и инновационной деятельности путем совершенствования качества образования нужно учитывать участие вузовского целевого образования в функционировании национальной инновационной воспроизводственной системы.

Развитие подсистемы целевого высшего образования должно рассматриваться как часть процесса развития науки об образовании и реализации парадигмы повышения качества высшего образования с учетом развития философии и культуры образования [8, с.156-168].

При целевом образовании интеграция науки, образования и практики в вузе должна учитывать специфику современного этапа научно-технической революции и постиндустриальной глобализации [9].

С учетом ряда этих и других концептуальных факторов и предстоит сформировать стратегию   развития подсистемы целевого профессионального среднего и высшего образование, как одного из направлений инноваций в современной национальной системе образования нашей страны.

Нужно учитывать и большое экономическое, социальное, политическое значение, которое может иметь инклюзивность (равнодоступность), предоставляемая целевым образованием возможность получения высшего образования в ведущих вузах для людей, чаще всего специалистов со средним профессиональным образованием, проживающих в различных регионах и не имеющих финансовой возможности получить такое образование на платной основе.

По причине того, что практика, наука и образование взаимосвязаны со всеми элементами функционирования современных экономики и общества  требуется системный подход к интеграции практики, науки и образования  в рамках стратегии развития целевого образования в условиях переходной экономики и посткризисной  структурной перестройки в экономике России.

В рассматриваемой интеграции науки-практики- образования в рамках прогнозирования эффективности ценностного целевого образования могут быть выделены ряд аспектов. Можно предложить рассматривать следующие аспекты такой интеграции: философский, политический, социальный, экономический и технологический аспекты.  Технологией интеграции науки -образования-практики в рамках ценностного целевого образования условимся считать системное объединение экономических и информационных  способов,  технических средств,  квалификационных  навыков,  применяемых для  получения  качественно нового образовательного продукта путем системного объединения технологий и результатов практики управления научной, инновационной и образовательной деятельности. В рамках ценностного целевого образования уровне отдельного вуза большое значение для дальнейшего повышения эффективности образования, ускорения и упрочения интеграции практики, науки и образования  имеет понимание важности такой интеграции для организаций-заказчиков в целевом образовании, стратегических перспектив и повышения конкурентоспособности страны, отраслевой научной платформы, вуза, факультета, кафедры на рынке образовательных услуг.

Современный подход в стратегии целевого образования должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития экономики, отрасли, региона, с учетом  спецификой этой технологии обучения и потребностей личности целевого студента, работодателей, общества и государства в выработке у обучаемых навыков научных исследований, эффективного использования знаний, отношений и опыта делового поведения. 

Основные методические инновации в рамках целевого высшего образования связаны с применением интерактивных методов обучения, которые основаны на способности преподавателя взаимодействовать со студентом-целевиком или находится в режиме беседы, диалога с ним на основе углубленного изучения отраслевой практики.

Особенности этого диалогового взаимодействия субъектов целевого интерактивного образования заключаются в: 
нахождении этих субъектов в общем концептуальном, ценностном, понятийном и смысловом пространстве; их совместном погружении в ценностное и проблемное поле решаемой задачи; включением всех субъектов целевого образования в единое творческое пространство; согласованность  действий этих субъектов в выборе средств и методов реализации решения образовательной задачи; возможностью непосредственного контакта в воспитательном процессе.

При прогнозировании эффективности ценностного целевого образования нужно учитывать, что такое ценностное целевое образование, его статус, направленность и методы способствуют повышению мотивации студентов. Что в свою очередь повышает эффективность образования по причине того, что это способствует лучшему усвоению лекционного материала студентом и более активной работе студентов на практических и лабораторных занятиях, создает основу для процесса формирования ценностей, мнения, отношения, навыков профессионального и исследовательского поведения у студентов-целевиков.

Важнейшей составляющей концепции целевого образования может быть постоянная и устойчивая обратная связь студентов с преподавателем и вузом, которая позволяет осуществлять мониторинг специфики потребностей как отдельных организаций-заказчиков целевой подготовки, а так же отраслевой и региональной практики, реакцию участников целевого обучения на изучаемые темы, выявить достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат (компетентность выпускников).

Это может потребовать укрепления связей между вузом и организациями-заказчиками целевой подготовки студентов.

Одновременно в интересах повышения эффективности целевого образования нужно развивать клиентооринтированный подход в деятельности вузов, имеющих квоты на подготовку студентов–целевиков.

Концепция целевого интерактивного обучения способствует одновременному решению нескольких образовательных задач, в том числе, развитие коммуникативных умений и навыков, научение обучающихся работе в команде, прислушиваться к мнению своих коллег.

Существенное значение для повышения эффективности образования путем концептуальной и практической интеграции практики, науки и образования в рамках целевого образования имеет внедрение результатов научных разработок преподавателей, аспирантов в учебный процесс и на предприятиях-заказчиках целевой подготовки.

При этом концепции развития целевого образования повышается роль таких структурных элементов в образовательном процессе, как общественные объединения бизнеса (РСПП и другие), объединения выпускников вызов.

Рассматриваемое участие в формировании концепции развития целевого образования общественных объединений (работодателей, ректоров вузов,  ассоциаций выпускников вузов, научной и педагогической общественности) заключается в следующем:

— в участии в формировании, обсуждении и корректировке концепции развития целевого образования в нашей стране;

— в опросах практикующих целевых выпускников вуза, с целью выявления наиболее актуальных вопросов науки и практики, которые требуют углубленного научного и расширенного освещения в учебных программах;

— в выявление существования и содержания недостатков в учебных программах по всем направлениям и специальностям целевого обучения в вузе, на факультете, кафедре;

— в коллективной экспертной оценке наиболее перспективных научных направлений развития целевой подготовки специалистов для профильных для вуза отраслей экономики;

— в определении и уточнении кадровой потребности в целевой подготовке различных отраслей и регионов по определенным специальностям и направлениям подготовки;

— государственного и общественного контроля уровня инклюзивности и качества целевого образования, включая оценку компетентности выпускников вузов с учетом реального экономического эффекта от использования их компетенций в организации, отраслях экономики, в частности, с применением методики контроля и диагностики компетентности персонала инновационных организаций [11,с.12-17].

В целом при прогнозировании эффективности концепции развития ценностного целевого образования в нашей стране могут быть осуществлены такие концептуальные подходы:

1)  концепция развития ценностного целевого образования как части функционирования социального государства (в рамках ст.7 Конституции России), оказания социальных услуг населению, которая может характеризоваться такими чертами: инклюзивность (равнодоступность) высшего образования; приоритет ценностных характеристик образования с точки зрения устойчивого развития общества; учет ценностей и мнения бизнес-сообщества и профессорско-преподавательского состава при формировании и корректировке этой стратегии и другое;

2) концепция развития ценностного целевого высшего образования как структурного элемента концепции обеспечения устойчивого индустриального развития и геополитической устойчивости страны, которая может характеризоваться такими чертами: приоритет ценностям образования, обеспечивающим конкурентоспособность и устойчивое развитие государства; максимальный  учет запросов национальной экономики с целью обеспечения потребностей отдельных организаций, отраслей экономики и регионов квалифицированными специалистами, повышения темпов экономического роста, ускорения внедрения инноваций, создания квалификационных условий для функционирования социальных лифтов, снижения социальной напряженности и уменьшения рисков социальной дестабилизации.

Следует учитывать, что при реализации концепции развития ценностного целевого образования возможна и комбинация этих концептуальных подходов, формирование новых тенденций.

Прогнозом положительных эффектов в ценностном целевом образовании можно считать вероятное более полное совпадение ценностей организации и сотрудника, что улучшает характер их взаимодействия. Прогнозом недостатков ценностного образования можно назвать вероятность имитационного характера не только отдельных ценностей, но и организационной культуры и культуры индивида в целом. 

Следует отметить, что прогнозная эффективность целевого образования связана и с возможностью применения маркетингового подхода в ходе развития и инноваций в целевом образовании [12, с. 303-313]. Кроме того при прогнозировании процессов развития целевого образования рекомендуется учитывать происходящие инновационные изменения в мышлении обучающихся и образовательных технологиях [13, с. 322-312].

Одновременно при прогнозировании эффективности и рисков (недостатков) целевого образования должно учитываться и то, что при любом из этих концептуальных подходов должно учитываться, что образование относится к сфере социальных услуг в сельском хозяйстве [14, с. 4].

Нужно учитывать, что анализ научных трудов показал, что внимание авторов в основном сосредоточено на процессе закрепления молодых специалистов в сельской местности, выявлении факторов, оказывающих влияние на процесс трудоустройства, и предложении способов социального, экономического и юридических методов улучшения ситуации [15]. Это тоже важное направление дальнейших исследований проблемы повышения эффективности целевой подготовки персонала в сельском хозяйстве.

Кроме того исследователи считают, что нужно говорить о новой идеологии подготовки кадров для отечественного сельского хозяйства [16].

Поэтому актуальна дальнейшая разработка проблем формирования, развития и формализации философии и культурологии высшего образования [17, с.30] и, в частности, философии и культурологии целевой подготовки специалистов для отечественного сельского хозяйства.

Важным аспектом повышения эффективности целевой подготовки специалистов для АПК может стать развитие теории и практики экономики труда этого важного сектора экономики, в частности развитие систем мотивации персонала в сельском хозяйстве [18, с.95].

При этом должно учитываться и то, что сельское хозяйство является сегментом геополитической экономики и от его функционирования зависит продовольственная безопасность и устойчивость не только экономики, но и социальной сферы страны [19, с.54].   

В целом результаты этой статьи позволяют сделать вывод о том, что качественное логическое прогнозирование развития и эффективности целевого образования показывает, что такое образование выступает как важный и перспективный (особенно в условиях кризиса) элемент среднего и высшего профессионального образования, описаны основные факторы (организационные и методологические), влияющие на эффективность развития различных концепций целевого образования.