Инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве

Investments in fixed capital in agriculture


УДК 336.645

20.03.2017
 

Выходные сведения:
Старкова О.Я. Инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2017. №3 (15). URL: http://aeconomy.ru/science/economy/investitsii-v-osnovnoy-kapital-v-se/

Авторы:
Старкова О.Я., к.э.н., доцент кафедры «финансов, кредита и экономического анализа», ФГБОУ Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.Н. Прянишникова, Пермь, Российская Федерация(149000, г.Пермь, ул. Петропавловская, 23),e-mail:klimova377@mail.ru

Authors:
Starkova, O. Y., candidate of Economics, associate Professor "Finance, credit and economic analysis", FGBOU Perm state agricultural Academy named after D. N. Pryanishnikova, Perm, Russian Federation(149000, Perm, Petropavlovskaya str., 23),e-mail:klimova377@mail.ru

Ключевые слова:
Собственные источники, привлеченные средства, кредиты, субсидии, государственное стимулирование

Keyword:
Own sources, borrowings, loans, subsidies, government incentives

Аннотация: 
В статье обосновывается необходимость увеличения объемов инвестиций в основной капитал. Определены особенности сельскохозяйственного производства как сферы деятельности с повышенными рисками. Названы причины снижения возможности финансирования инвестиций за счет собственных источников. Уточнены направления поддержки сельских производителей со стороны государства. Перечислены направления снижения налоговой нагрузки на малый бизнес. Уточнено понятие финансовых ресурсов и источников их образования. Рассмотрены источники финансирования инвестиций в основной капитал в Пермском крае. Сделан вывод о значительном увеличении в источниках финансирования собственных ресурсов и сделано предположение о причинах. Проведен анализ банковских кредитов как источника финансирования инвестиций. Выявлен факт появления иностранных источников финансирования инвестиций. Проведен анализ бюджетных средств в структуре источников инвестиций в основной капитал. Сделан вывод о сокращении бюджетных источников финансирования за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы: федерального, регионального и местного. Проведен анализ инвестиций в основной капитал в Пермском крае, в т.ч. в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство.

Annotation: 
The article substantiates the need to increase the volume of investment in fixed capital. The aim of the study is the analysis of investments in fixed capital in agriculture. To achieve this goal in the work an attempt to solve the following tasks:1)to identify the characteristics of investments in fixed capital in agriculture; 2)to assess the sources of investment in fixed capital on the example of Perm Krai. The article defines the peculiarities of agricultural production as a scope of activities with increased risk. These reasons reduce the possibilities of investment financing through their own sources. Refined direction of support to rural producers from the state. Listed reducing the tax burden on small business. The notion of financial resources and sources of their formation. Considered the sources of financing investments in fixed assets in the Perm region. The conclusion about a significant increase in sources of funding own resources and made a guess about the reasons. The analysis of Bank loans as a source of investment financing. Revealed the emergence of foreign sources of investment financing. The analysis of budget funds in the structure of investment sources in fixed capital. The conclusion about the reduction of the budget sources of financing at the expense of budgets of all levels of budgetary system: the Federal, regional and local. The analysis of investment in fixed assets in the Perm region, including in agriculture, hunting and forestry.

Инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве


Введение

Главным средством производства в сельском хозяйстве является земля, обработка которой требует наличия тракторов, комбайнов, навесных орудий и т.д. Для производства животноводческой продукции и переработки сельскохозяйственного сырья также необходимы помещения и техника. Развитие может идти экстенсивным и интенсивным путем [16,c.87]. Интенсивный путь требует  непрерывного обновления основных средств. Изыскания источников финансирования расходов на приобретение новой техники является очень важной проблемой. Сложности финансирования сельского хозяйства после присоединения РФ к ВТО изучали следующие авторы: Крылатых Э.Н. [7], Козлов В.В. [6], Фрумкин Б.Е. [21]. Условия достижения продовольственной безопасности России исследовали: Резго Г.Я. [9], Савицкая Е.А. [10], Ушачев И.Г. [19], Широков Ю.А. [23] Бюджетное финансирование сельскохозяйственного производства рассмотрены в работах Казаковцевой М.А. [3], Гетмана Г.А., Бухвостова Ю.В. [2], Лукьянова Ю.П. [8]. В условиях экономических санкций развитие технических условий деятельности аграрных предприятий должно осуществляться с использованием преимущественно отечественной техники и технологий и внутренних источников финансирования.

 Импортозамещение делает необходимым преобразование российской экономики из сырьевой в инновационную [15,c.66]. Осуществление инноваций предусматривает внедрение достижений науки и техники в производство. Это касается как сферы производства сельскохозяйственной продукции, так и ее переработки. Например, на рынке хлебобулочных изделий появляется новая продукция, отвечающая изменяющимся предпочтениям потребителей, для производства которой необходимо использовать новые технологии и технику [11, 22]. Аграрная сфера традиционно находиться в более сложной ситуации по сравнению с другими сферами деятельности [19, с.83]. В условиях  снижения покупательной способности населения, приводящей к снижению объема продаж продовольственных товаров, сельскохозяйственные предприятия имеют существенные проблемы в изыскании источников финансирования инвестиций. В Российской Федерации реализуется политика регулирования деятельности сельхозпроизводителей, направленная на их поддержку [14, с.69]. 

Сельскохозяйственное производство является рискованной деятельностью, поэтому при переходе к рыночным отношениям сельхозпроизводители получили существенные налоговые льготы. Значительная часть аграрной продукции производиться малыми предприятиями, и последние годы малый бизнес получает дополнительные льготы. Так в 2016 году были снижены ставки налогов и расширена область применения налоговых льгот [3, с.5]. Кроме того, аграрии могут претендовать на получение государственных субсидий, направляемых на развитие растениеводства и животноводства, в том числе используется субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам. Таким образом, государство прямо или опосредованно, через снижение налоговой нагрузки, принимает участие в финансировании инвестиций, значительная часть которых осуществляется в виде капитальных вложений. Изношенность основных фондов сельскохозяйственных предприятий служит препятствием  для решения задачи   увеличения производства продовольственных товаров и сырья с целью обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения, поэтому изучение инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве необходимо и актуально.

Методика 

Использован монографический метод, что позволило провести комплексный анализ и детализацию категориального аппарата, применяемого в исследовании инвестиций в основной капитал.

Результаты и обсуждения 

Долгосрочные вложения средств в материальное производство, в материально-вещественные виды деятельности называю реальными инвестициями. Сельскохозяйственным предприятиям для осуществления инвестиций необходимы финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы – это совокупность доходов, поступлений и накоплений, используемых для осуществления деятельности и развития [20, с.174]. Источниками образования финансовых ресурсов служат все денежные доходы и поступления -  как внутренние, так и внешние [1,с.14]. Рассмотрим источники финансирования  инвестиций в основной  капитал в Пермском крае в таблице 1 [18, с.355].

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования,  %

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

Всего

100

100

100

Собственные средства

56,9

67,0

72,5

Привлеченные средства

43,1

33,0

27,5

Заемные средства 

3,9

5,8

1,3

Инвестиции из-за рубежа

-

-

0,5

Средства организаций и населения в строительство

2,0

2,4

2,3

Бюджетные средства

10,3

7,6

8,3

Прочие

18,7

8,4

4,4

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в Пермском крае преобладают собственные средства, причем, доля их выросла с 56,9% в 2013 году до 72,5% в 2015 году. В условиях кризиса предприятия вынуждены использовать на развитие производства преимущественно собственные средства, т.к. получение кредитов и займов затруднительно. Как следствие, общий размер привлеченных средств за анализируемый период существенно сократился с 43,1% в 2013 году до 27,5% в 2015 году. Таким образом, по данному показателю Пермский край оказался на уровне 1995-2000 годов, когда среди источников инвестиций в основной капитал преобладали собственные средства (около 70%) [4,с.9].

 В общей сумме привлеченных средств доля кредитов банков, напротив, выросла с 7,8% в 2013 году до 10,5% в 2015 году [18,с. 355]. Можно предположить, что в непростых условиях банки пытаются удержать потенциальных заемщиков,  предлагая им более привлекательные условия кредитования. Сельскохозяйственные производители имеют возможность получения кредита в кредитных кооперативах, которые предоставляют заемные средства на более выгодных условия, по сравнению с банками [5, с.39].

 Представляет интерес появление в 2015 году инвестиций из-за рубежа, которые хотя и составили только 0,5% от общего объема, тем не менее, свидетельствуют о том, представление западных политиков об изоляции РФ явно преувеличены.

Бюджетная поддержка сельского хозяйства в виде субсидий  в период с 2010 года по 2014 год выросла на 22 млрд. руб. (на 16%) [13, с.41]. Однако бюджетные средства в источниках финансирования инвестиций в основной капитал в Пермском крае за период с 2013 года по 2015 год снизились 10,3% до 8,3%. Структура данных изменений отражена в таблице 2.

                                                                                 Таблица 2

Бюджетные средства в источниках финансирования инвестиций в основной капитал в Пермском крае,  %.

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

Всего

100

100

100

Бюджетные средства, в т.ч.

10,3

7,6

8,3

-Федеральный бюджет

5,0

3,3

4,6

-бюджет субъекта РФ

3,3

2,7

2,4

-местный бюджет

2,0

1,6

1,3

-средства внебюджетных фондов

0,4

0,4

0,2

Анализ данных таблица 2 свидетельствует о том, что показатель доли средств Федерального бюджета в источниках инвестиций в основной капитал вел себя разнонаправлено, но за период в целом снизился с 5% до 4,6%, тогда как доли средств регионального и местного бюджета имели тенденцию к снижению. Можно говорить и о снижении доли средств государственных  внебюджетных фондов в два раза. Следовательно, можно утверждать, что одной из причин увеличения доли собственных средств организаций в источниках финансирования инвестиций в основной капитал является снижение доли средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Неблагоприятное изменение структуры источников финансирования инвестиций в основной капитал, тем не менее, не привело к общему снижению таких инвестиций, что отражено в таблице 3.

                                                                         Таблица 3

Инвестиции в основной капитал в Пермском крае, млн. руб.

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

Всего, в т.ч.

183030,3

171289,3

186384,6

-сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2429,6

2474,1

2669,7

Таким образом, за период с 2013 года по 2015 год инвестиции в основной капитал в Пермском крае выросли на 1,8%, хотя в 2014 году наблюдалось снижение этого показателя. Инвестиции в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство выросли более значительно, почти на 10%, что является положительным фактом. Однако в качестве отрицательного момента можно отметить очень незначительную долю сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в общем объеме инвестиций в основной капитал (чуть более 1%) [18,с.351].

Выводы

Инвестиции в основной капитал являются обязательным условием интенсивного развития сельского хозяйства с целью достижения импортозамещения. Несмотря на кризисные явления инвестиции в основной капитал в Пермском крае увеличиваются, в том числе и сельскохозяйственной сфере. Структура источников финансирования инвестиций ухудшается: увеличивается доля собственных ресурсов организаций и сокращается доля  привлеченных ресурсов. В 2017 году упрощена система получения субсидий на компенсацию части процентной ставки по банковским кредитам сельскохозяйственными производителями, что позволяет надеяться на увеличение применения банковских кредитов для инвестиций, что обеспечит  рост объемов аграрного производства.


Библиографический список


1. Бочаров В.В.Корпоративные финансы: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008-272 с.
2. Гетман Г.А., Бухвостов Ю.В. Приоритетные инструменты финансирования дополнительных инвестиций в сельском хозяйстве//Вестник ОрелГАУ.2007.-№5.-с.31-32.
3. Казаковцева М.В. Методологические основы управления бюджетным финансированием агропромышленного комплекса региона//Вектор науки Тольяттинского государственного университета.-2012.-33.-с.140-145.
4. Климова О.Я. Инвестиционные ресурсы развития сельскохозяйственного производства//Экономика сельского хозяйства России.-2004.-№10.-с.9.
5. Климова О.Я.. Радыгин В.А. Кредитование сельских товаропроизводителей в условиях недоступности банковского кредита//Достижения науки и техники АПК.-2002.-№1.-с.38-39.
6. Козлов В.В. ВТО меняет ситуацию в сельском хозяйстве страны, но сможем ли мы «вписаться» в эту ситуацию?//Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий.2012.-№4.-с.21-26.
7. Крылатых Э.Н. Аграрные аспекты присоединения России к ВТО//Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий, 2012.-№5.-с.22-25.
8. Лукьянов Ю.П. Основные направления финансирования государственного и муниципального финансирования крестьянских(фермерских) хозяйств на примере Липецкой области//Качество науки- качество жизни. 2012.-№2.-с.64-65.
9. Резго Г.Я. продовольственная безопасность- одна из проблем развития потребительского рынка России//Товаровед продовольственных товаров.2013.-№6.-с.32-37.
10. Савицкая Е.А. Продовольственная безопасность: исторический, экономический и социальный аспекты//Аграрный вестник Урала.2010.-№3(69).-с.37-39.
11. Cтаркова О.Я., Алабужева М.А. Тенденции развития рынка хлеба в Российской Федерации//Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. 2017.-№1(13).
12. Старкова О.Я., Бухаринова И.А. Изменение в налоговой политике регулирования малого бизнеса//Иннов: электронный журнал.2016.-№4(29).-с.5.
13. Старкова О.Я. Бюджетная поддержка развития сельского хозяйства. Сборник научный трудов по материалам II международной научно-практической конференции 31 августа 2016г «Современные научные исследования в области финансов, денежного обращение и кредитных отношений», НОО «Профессиональная наука».-2016.-с.38-42.
14. Старкова О.Я. ВТО и регулирование сельскохозяйственного производства.//Пермский аграрный вестник.2014.-№1(5). - с. 68-73.
15. Старкова О.Я. Государственное регулирование инновационного развития сельскохозяйственного производства.//Пермский аграрный вестник.2015.-№3(11). - с.65-69.
16. Старкова О.Я. Конкуренция и государственная поддержка как условия развития аграрного сектора экономики//Пермский аграрный вестник.-2015.-№1(9). -с.86-91.
17. Старкова О.Я. Финансирование инновационного развития сельского хозяйства.//Актуальные вопросы современной науки.-2015.-№2(5).- с.83-87.
18. Статистический ежегодник. Пермский край. 2016. /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистика по Пермскому краю (Пермьстат).-Пермь. 2016.-410 с.
19. Ушачев И.Г. Сельское хозяйство как базовый фактор продовольственной безопасности России//Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 2010.-№8.-с.13-15.
20. Финансы: Учебник/Под. Ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. -М.: Финансы и статистика, 2006.-504 с.
21. Фрумкин Б.Е. Обновление общей сельскохозяйственной политики Европейского Союза//Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 2013.-№2.-с.53-55.
22. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Риски инвестора с позиции психолога и экономиста // СтройМного, 2016. №4 (5). URL: http://stroymnogo.com/science/economy/riski-investora-s-pozitsii-psikholo/
23. Широков Ю.А. О некоторых проблемах продовольственной безопасности//Аграрная Россия.2013.-№8.-с.2-4.


References


1. Bocharov V. V. Corporate Finance: study guide. SPb.: Peter, 2008.272 p.
2. Hetman G. A., Bukhvostov Yu. V. Priority financing tools and additional investment in agriculture. Vestnik Orelgau.2007.No. 5.p. 31-32.
3. Kazakovtseva M. V. Methodological foundations of management of budget financing of the agroindustrial complex of the region//Vector science of Togliatti state University. 2012.-33.p. 140-145.
4. Klimova O. Y. Investment resources for the development of agricultural production. Economics of agriculture of Russia. 2004. No. 10.p.9.
5. Klimova O. Y., Radygin V. A. Loans to rural producers in terms of unavailability of Bank credit. Achievements of science and technology of agriculture. 2002. No. 1.p. 38-39.
6. Kozlov V. V. WTO changed the situation in agriculture of the country, but if we "fit" in this situation?Economics of agriculture and processing enterprises.2012.- No4.-pp. 21-26.
7. Winged E. N. Agricultural aspects of Russia's accession to WTO. Economics of agricultural and processing enterprises. 2012. No 5.p. 22-25.
8. Lukyanov, Yu. p. the Main directions of financing state and municipal financing of peasant(farmer) farms on the example of Lipetsk region. Quality of science - quality of life. 2012.-No 2.p. 64-65.
9. Rezgo G. Y. food security is one of the problems of development of consumer market of Russia. Merchandiser of food products.2013. No 6.-p. 32-37.
10. Savitskaya, E. A. food security: an historical, economic and social aspects.Agrarian Bulletin of the Urals.2010. No 3(69).p. 37-39.
11. Starkova O. J., Alabuzhev M. A. Tendencies of development of bread market in the Russian Federation. Economica: Economics and agriculture. 2017. No 1(13).
12. Starkova O. J., I. A. Bojarinova Change in tax policy regulation of small business. Innov: electronic journal.2016. No 4(29).p.5.
13. Starkova O. J. Budgetary support for the development of agriculture. Collection of scientific works on materials of the II international scientific-practical conference 31 August 2016 "Modern scientific researches in the field of Finance, money circulation and credit relations", "Professional science".2016.p. 38-42.
14. Starkova O. Y., the WTO and the regulation of agricultural production.The Perm agrarian Bulletin.2014. No 1(5). pp. 68-73.
15. Starkova O. Y. State regulation of innovation development of agricultural production. The Perm agrarian Bulletin. 2015. No 3(11). p. 65-69.
16. Starkova O. Y. Competition and state support as a condition of development of agrarian sector of economy. Agrarian Bulletin of the Perm. 2015. No 1(9). p. 86-91.
17. Starkova O. I. Financing of innovative development of agriculture. Topical issues of modern science.2015. No 2(5). p. 83-87.
18. Statistical Yearbook. Perm Krai. 2016. Territorial body of Federal service of state statistics in the Perm region (PERMSTAT).Perm. 2016.410 p.
19. Ushachev I. G. Agriculture as the basic factor of food security of Russia Economy of agricultural and processing enterprises. 2010, no.8.p. 13-15.
20. Finance: The Textbook/Under. Ed. A. G. Gryaznova, E. V. Markina. M.: finances and statistics, 2006. 504 p.
21. Frumkin B. E. Update of the common agricultural policy of the European Union Economy of agricultural and processing enterprises. 2013. No 2.p. 53-55.
22. Kiseleva I.A., Simonovich N.E. Riski investora s pozicii psihologa i jekonomista StrojMnogo, 2016.No 4 (5). URL: http: stroymnogo.com.science.economy.riski-investora-s-pozitsii-psikholo.
23. Shirokov Yu. About some problems of food security//Agrarian Russia.2013. No 8.p. 2-4.

Возврат к списку