Этапы формирования политики заработной платы в организациях АПК

Stages of wage policy formation in agribusiness organizations


УДК 631.158:658.3:331.2

30.05.2018
 

Выходные сведения:
Стебакова Т.А. Этапы формирования политики заработной платы в организациях АПК // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2018. №5 (29). URL: http://aeconomy.ru/science/economy/etapy-formirovaniya-politiki-zarabo/

Авторы:
Стебакова Т.А. аспирант кафедры «Экономика и менеджмент в АПК», Орловского государственного аграрного университета Н.В. Парахина, Орел, Российская Федерация (302019, г. Орел, Генерала Родина ул.,69), stebakovata@mail.ru

Authors:
Stebakova T.A.
post-graduate student of the department "Economics and Management in Agroindustrial Complex", Orel State Agrarian University N.V. Parahina, Orel, Russian Federation (302019, Orel, Generala Rodina st., 69), stebakovata@mail.ru

Ключевые слова:
политика заработной платы, агропромышленный комплекс, оплата труда, мотивация труда, эффективность производства

Keyword:
wage policy, agro-industrial complex, production efficiency, pay, labor motivation

Аннотация: 
Аграрный сектор на сегодняшний день находится в сложной ситуации. Экономическая нестабильность, санкции оказывают негативное влияние на эффективность сельского хозяйства. В тоже время аграрный сектор имеет огромное значение, от него зависит обеспечение продовольствием населения, развитие сельских территорий, здоровье и трудоспособность людей. 90-е годы оказали губительное влияние на сельское хозяйство: снижен уровень механизации, техническая оснащенность является устаревшей, отсутствует по большей части стремление к инновационным разработкам. Данная статья посвящена вопросам формирования политики заработной платы в организациях АПК. Целью данного исследования является дополнение теоретических положений и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности политики заработной платы. Исследование осуществлялось с помощью анализа научных публикаций по выбранной теме. Рассмотрены мнения авторов, приведена собственная точка зрения по данному вопросу. В результате обобщения была создана авторская методика разработки и внедрения политики заработной платы, которая состоит из девяти этапов. Показано, что данный инструмент играет важную роль в повышении эффективности сельскохозяйственного производства и развитии кадрового потенциала отрасли. Сделаны выводы о несовершенстве существующих подходов к разработке политики заработной платы и отсутствии каких либо практических рекомендаций на законодательном уровне, что и определяет актуальность данной темы. Все это снижает темпы роста ключевых показателей производства и уровень жизни населения.

Annotation: 
The agricultural sector is currently in a difficult situation. Economic instability, sanctions have a negative impact on the efficiency of agriculture. At the same time, the agrarian sector is of great importance, the provision of food for the population, the development of rural areas, health and work capacity of people. The 1990s had a disastrous effect on agriculture: the level of mechanization was reduced, the technical equipment was outdated, and for the most part there was no desire for innovative developments. This article is devoted to the formation of wage policy in the organizations of the agrarian complex. The purpose of this study is to supplement the theoretical provisions and develop practical recommendations for improving the effectiveness of wage policies. The research was carried out using the analysis of scientific publications on the selected topic. The authors' opinions are considered, their own point of view on this issue is given. As a result of the generalization, an author's method was developed for the development and implementation of a wage policy, which consists of nine stages.
It is shown that this tool plays an important role in increasing the efficiency of agricultural production and developing the personnel potential of the industry. Conclusions are drawn about the imperfection of existing approaches to the development of wage policy and the absence of any practical recommendations at the legislative level, which determines the relevance of this topic. All this reduces the growth rates of key production indicators and the standard of living of the population.

Этапы формирования политики заработной платы в организациях АПК


Введение

Формирование политики заработной платы является важным процессом в управленческой деятельности организации. Политика заработной платы содержит различные элементы, определение которых может занять определенное время и должно быть подвергнуто тщательному анализу. Как и любой процесс, формирование политики заработной платы должно состоять из этапов, каждый из которых также подвергаться проверке и анализу по завершению.

Материал и методы

Теоретической и методологической базой исследования выступили труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой тематике, периодические издания и различные информационные базы сети Интернет, а том числе электронные библиотеки. В ходе исследования применены такие методы, как анализ, методы абстрактно-логического анализа, монографический метод и т.д.

Результаты и обсуждение

Рыночная экономика формируется под действием спроса и предложения, поэтому любое явление, которое развивается под действием рынка, принимает также спрос и предложение, как важные факторы. Заработная плата не является исключением, она формируется под действием спроса и предложения, которые влияют на цену, которую получает работник за использование его труда.

Рабочая сила иногда понимается, как особая форма товара, которая имеет свою стоимость, зависящую от условий производства, квалификационных навыков работника, внешних факторов самой рыночной экономики.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата труда работника – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных и на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера), стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) [1].

К.Маркс представляет заработную плату как цену труда, как определенное количество денег, уплачиваемого за определенное количество труда [2].

Тюрина А.Д. определяет заработную плату как материальное вознаграждение за труд, денежное оценка рабочей силы и непременное существование человека [3].

На создание политики заработной платы влияет не только государство, но и различные факторы, которые оказывают воздействие на производственную деятельности организации.

Здесь мы придерживаемся мнения Сабировой Л.Т., которая выделяет следующие факторы формирования внутрифирменной политики оплаты труда:

- Внутриполитические факторы;

- Факторы системы управления персоналом

- Внутриорганизационные факторы

- Факторы внешней по отношению к организации среды [4].

Как замечает д.э.н, профессор Прока Н.И.: «Политика заработной платы – это системный подход к решению широкого спектра вопросов, это своего рода методологическая основа механизма оплаты труда, хотя и носит переменный характер» [5].

Опираясь на мнения авторов, предложим собственную систему этапов формирования политики заработной платы (Рисунок 1).


Источник: разработано автором

Рисунок 1 – Этапы формирования политики заработной платы

 

На первом этапе руководство должно решить существует ли потребность в создании новой политики заработной платы. Желательно опираться не только на собственное мнение, но и учитывать мнение самих работников. Для этого может быть проведен опрос или анкетирования, где должны быть отражены вопросы, касающиеся желаемой формы организации труда, нормирования труда и уровня заработной платы. Потом данные должны систематизироваться и анализироваться, чтобы политика заработной платы могла отражать интересы не только работодателя, но и работника. Если все же потребность в новой политике заработной платы есть, то можно приступать ко второму этапу.

Организация является не изолированной от внешнего мира системой, она постоянно взаимодействует с государством, различными фондами, кредитными институтами и другими организациями. Поэтому создавая политику заработной платы, надо также учитывать рыночные условия, ведь любое изменение может повлечь серию других со стороны внешней среды. Особенно тщательно необходимо провести анализ рынка труда, то есть сколько существует вакансий на различные специальности, каковы предложения других организаций работникам, средняя заработная плата и условия труда. Это позволит создать в организации оптимальные условия для своих работников, чтобы сохранить ценные кадры и привлечь еще более квалифицированные.

Важный этап в создании политики заработной платы является оценка финансового положения самой организации. Ведь разработка и внедрение политики заработной платы может потребовать значительные средства. И часто на этом этапе становиться видно, сможет ли организация повысить уровень труда и заработной платы работников или нет. И также на этом этапе проанализировав свое положение, руководство организации должно четко для себя решить, готово ли оно вкладывать средства в изменение политики заработной платы или внести только некоторые изменения в существующую.

Следующий этап заключается в анализе трудовых ресурсов самой организации. Здесь должны быть проанализированы такие показатели, как численность работников, профессиональный состав, средняя заработная плата и т.д. за несколько лет. Это позволит выявить те проблемы, которые существуют в организации, касающиеся трудовых отношений, наметить те результаты, которые необходимо получить после внедрение политики заработной платы.

Далее необходимо проанализировать факторы, которые влияют на политику заработной платы. Например, с помощью факторного анализа, можно выявить степень влияния всех имеющихся факторов в организации, и оставить только те, влияние на которых может повысить эффективность политики заработной платы.

Следующий этап самый важный и трудоемкий – непосредственная разработка политики заработной платы. При этом следует учитывать мнение работников, желание работодателя и внешние условия. Политика заработной платы должна также служить текущим целям организации. Особенно тщательное внимание следует уделить совершенствованию условий труда, формированию фонда заработной платы, систему оценки профессионального уровня и вклада каждого работника в общее дело, а также нормированию труда.

В процессе формирования политики заработной платы возникает потребность в определении размера фонда заработной платы. Для этого существует ряд способов, среди которых мы выделяем следующие:

- корректировка размера фонда предшествующего периода на индекс роста объема производства;

- метод прямого счета (используются данные о плановой численности работников и предполагаемый уровень заработной платы);

- нормативный метод;

- поэлементный метод, где расчет фонда заработной платы производится по каждой категории работников.

Каждый отрезок работы на этом этапе должен проверяться на эффективность. Так как в конце данного этапа должна сформироваться политика заработной платы, которая будет отвечать потребностям организации и приносить максимальную эффективность в процессе ее реализации.

После того, как эффективность политики заработной платы теоретически доказано, можно приступать к ее практическому внедрению. Политика заработной платы должна обрести форму документа, который обязателен к исполнению на всех уровнях в организации. В процессе внедрения может появляться необходимость в исправлении или дополнении политики заработной платы.

Последним этапом можно считать оценку результатов от внедрения новой политики заработной платы. При этом необходимо опять провести опрос или анкетирование работников, по результатам которых будет видно реакцию работников на внедрение, как изменились условия труда и их собственная мотивация. Также следует проанализировать производительность труда и затраты до внедрения и после. Это поможет выявить эффективна ли политика заработной платы и на сколько улучшились показатели производства организации.

Выводы

На данных этапах складываются структурные элементы политики заработной платы, которые могут быть представлены определенной системой оплаты труда, премирования и материального стимулирования, а также степень участия работников в разработке политики заработной платы.

Формирование политики заработной платы считается трудоемким и долгим процессом, который требует гибкости от руководства организации. Политика заработной платы должна не только отвечать потребностям менеджеров в получении прибыли, но и потребностям сотрудников в повышении своего благосостояния и социальных гарантиях.


Библиографический список


1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. №197-ФЗ (ред. от 05.02.2018)
2. Маркс К. Капитал [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital1/kapital1-17.html#d6(05.08.2017)
3. Тюрина А.Д. Теория организации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika/o004/index.html (18.05.2017)
4. Сабирова Л.Т. Факторы формирования внутрифирменной политики оплаты труда [Текст] // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2014. - №4. – С.138-142.
5. Прока Н.И. Оценка эффективности политики заработной платы в аграрном секторе экономики // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2015. №3. С. 45-50
6. Прока Н.И. Экономика труда в организациях АПК [Текст]. – М.:КолосС, 2009. – 440 с.: ил.
7. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 – 2016 годы.
8. Соглашение между правительством Орловской области, федерацией профсоюзов Орловской области и объединением работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области» на 2017 – 2019 годы.
9. Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2015 – 2017 годы.
10. Заработная плата в мире в 2016 – 2017 гг. Неравенство в оплате труда на предприятиях / Доклад Международной организации труда / Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/---publ/documents/publication/wcms_544096.pdf (18.02.2018)
11. Адуков Р.Х. Эффективность и перспективы аграрной политики России/ Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова// Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. -2010. - №4(5). – С. 35-43
12. Антропов В.А. Методологические и методические подходы к организации заработной платы персонала в современных условиях [Текст] / В.А. Антропов, Л.М. Зеленская/ Вестник ЮУрГУ. – 2010. - №26. – с. 10-15.
13. Ахмедов А.Э. Сравнительный анализ организации оплаты труда работников в зарубежной и отечественной практике / А.Э. Ахмедов, О.И. Ахмедова // Территория науки. Т.5. – 2014. - №5. – С.88-91.
14. Болтенков А.А. Факторная модель для определения размера оплаты труда [Текст] // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2011. - №6. – С. 100-102.
15. Галустян А.Б. Возможности изменения системы оплаты труда на предприятиях космической отрасли на основе использования зарубежного опыта // Актуальные проблемы авиации и космонавтики Т.2. – 2016. - №12 – С. 774-776.
16. Голованова Е.Н. Мотивация и оплата труда ведущих стран мира / Е.Н. Голованова, И.Е. Жаббарова // Сборнике ЭКОНОМИКА И ПРАВО: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х ч.. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. – 2016. – С.112-121.
17. Ефимова Е. А. Установление минимальной заработной платы: зарубежный опыт и российская практика // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. - №2. – С. 24-35.
18. Зайцева Т.Ф. Взаимосвязь оплаты труда и результатов хозяйствования в аграрном секторе [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/vzaimosvyaz-oplaty-truda-i-rezultatov-hozyaystvovaniya-v-agrarnom-sektore (15.06.2016)
19. Захаров А.Н. Особенности и проблемы мотивации труда в сельском хозяйстве// Вестник НГИЭИ. – 2014. - №1(32). – С. 27-37
20. Захаров А.Н. Проблемы мотивации и производительности труда работников сельского хозяйства// Вестник НГИЭИ. – 2013. - №7(26). – с. 51-62

References


1. Trud kodex Russian Federation 30.12.2001г. No 197-FZ (red. 05.02.2018)
2. Marx K. Capital , Access mode: http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital1/kapital1-17.html#d6(05.08.2017)
3. Tyurina A.D. Teoriya organization, Access mode: http://be5.biz/ekonomika/o004/index.html (18.05.2017)
4. Sabirova L.T. Factory formirovaniya vnutrifirmennoy politiki oplati truda. Vestnik Omsk university. Seriya Economy. 2014. No4. p. 138-142
5. Proka N.I. Evaluation of the effectiveness of wage policy in the agricultural sector of the economy Economics, labor, management in agriculture. 2015. No3. p.45-50.
6. Proka N.I. Economy truda v organizations APK. M.:Kolos, 2009. 400 p.
7. General agreement between all-Russian associations of trade unions, all-Russian employers' associations and the Government of the Russian Federation for 2014 - 2016.
8. Agreement between the government of the Oryol region, the federation of trade unions of the Oryol region and the employers' association "Association of Industrialists and Entrepreneurs of the Oryol region" for 2017 - 2019.
9. Industry agreement on the agro-industrial complex of the Russian Federation for 2015 - 2017.
10. Zarabotnaya plata v mire v 2016-2017 g. Neravenstvo v oplate truda na predpriyatiyah. Doklad MOT, Access mode: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/---publ/documents/publication/wcms_544096.pdf
11. Adukov R.H. Effective and perspective agrarian policy Russia. Economy, trud, upravleniye v selskom hozyastve, 2010, No 4(5), p. 35-43
12. Antropov V.A. Metodologicheskiye i metodicheskiye podhody k organizacii zarabotnoy platy personala v sovremennih usloviyah , Antropov V.A. Zelenskaya L.M., Vestnik YUUrGU, 2010, No26, p. 10-15
13. Ahmedov A. E. Sravnitelniy analysis orgaanizacii oplaty truda rabotnikov v zarubezhnoy i otechestvennoy praktike, A.E. Ahmedov, O.I. Ahmedova, Territiriya nauki. T.5, 2014. No5, p. 88-95
14. Boltenkov A.A. Faktornaya model dlya opredeleniya razmera oplaty truda, Vestnik Altayskogo gosudarstvemnnogo agrarnogo university, 2011, No6, p. 100-102
15. Galustyan A.B. Vozmozhnosty izmeneniya system oplaty truda na predpriyatiyah kosmicheskoy otrasly na osnove ispolzovaniya zarubezhnogo opita, Aktualnie problemy aviacii i kosmonavtiky T.2, 2016, No 26, p. 774-776
16. Golovanova E.N. Motivaciya i oplata truda veduchih stran mira, E.N. Golovanova, I.E. Zhabbarova, Sbornik Economy i pravo: Analyz tendenciy i perspective rasvitiya: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii: v 2-h c. Nizhegorodskiy gosudarstvenniy arhitecturno-stroitelniy university, 2016, p. 112-121
17. Efimova E.A. Ustanovleniye minimalnoy oplaty truda: zarubazhniy opit i otechestvennaya praktika, Mirovaya economy i mezhdunarodniye otnosheniya, 2011, No2, p. 24-35
18. Zayceva T.F. Vzaimocvyaz oplaty truda I rezultatov hozyastvovaniya v agrarian sector, Access mode: https://cyberleninka.ru/article/v/vzaimosvyaz-oplaty-truda-i-rezultatov-hozyaystvovaniya-v-agrarnom-sektore (15.06.2016)
19. Zaharov A.N. Osobennosty i problem motivacii truda v selskom hozyastve, Vestnik NGIEI, 2011, No 1(32), p. 27-37
20. Zaharov A.N. Problemy motiacii i proizvoditelnosty truda rabotnikov selskogo hozyastva, Vestnik NGIEI, 2013, No 7(26), p. 51-62


Возврат к списку