,

$ 73.17 86.65

Экономика

Влияние трансфертного ценообразования на устойчивое развитие сельских территорий

Лента новостей

Минпромторг сообщил о снижении стоимости «борщевого набора»

Индекс PMI: обрабатывающая отрасль РФ демонстрирует снижение показателей

Экспорт товаров из РФ в США вырос на 26%

«Газпром» отказался от наращивания поставок газа через Украину

В Общественной палате обсудили рекордный рывок экономики РФ

Кабмин увеличит Резервный фонд за счет нефтегазовых доходов бюджета

Россия заняла второе место в Европе по низкой стоимости бензина

Минэнерго ограничит экспорт бензина и дизтоплива

Росстат зафиксировал дефляцию цен

В RFP Group предложили приватизировать русский лес

Путин указал на низкие темпы реализации нацпроектов

В Госдуме предложили меры для снижения цен на продукты из «борщевого набора»

США предложили России закрыть угольные электростанции

Кабмин продлил действие пониженной ставки НДС для авиаперевозчиков

ЕС намерен ввести таможенные и климатические пошлины на импорт российской стали и алюминия

Росстат рассчитал долю доходов от продажи углеводородов в национальном ВВП

«Регуляторная гильотина» аннулировала 90% устаревших актов – Дмитрий Григоренко

Минэкономразвития вертикально повысил прогноз по росту ВВП

Донастройка налоговой системы: Минфин предложил увеличить страховые взносы

В Союзе виноградарей и виноделов РФ прокомментировали скандал с французским шампанским

В ФАС рассказали о способах стабилизации цен на социальные продукты

Страны-участники ОПЕК+ решат дальнейшую судьбу сделки

Минстрой предложил повысить плату за капитальный ремонт жилых домов

В ФАС рассказали, какие изменения ожидают россиян с 1 июля 2021 года

Прямая линия 2021: Владимир Путин пояснил, почему дорожают стройматериалы

Силуанов назвал главные вызовы для экономики России

НЛМК прокомментировал решение кабмина о введении экспортной пошлины на металл

В кабмине заявили о необходимости масштабной реструктуризации экономики РФ

Путин утвердил поручения по развитию Транссиба и БАМа

Семьям с детьми-дошкольниками кабмин дополнительно выделит 55 млрд рублей

«Совет производителей энергии»: эксперты заявили о чрезмерной энергоемкости промышленности РФ

Администрация Петербурга проигнорировала потенциальных инвесторов Апраксина двора

Введение

В условиях рыночной экономики ценообразование имеет важное значение для всех хозяйствующих субъектов сельских территорий. Цена является основным источником информации, необходимым для принятия решений по устойчивому развитию. В силу этого проблемы формирования цен, ценовой политики, принципы финансовой отчетности организаций представляют большой практический интерес для муниципальной администрации. Цена обеспечивает прибыль от реализации, конкурентоспособность продукции, и при  этом активно влияет на жизнедеятельность в сельской местности. Через цену реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев научных, производственных и сбытовых структур [1]. Цена также является фактором  прогресса.  Если в цену инновационной продукции не заложен определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала организация будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге скажется и на объемах производства, и на финансовом состоянии. И в этом случае именно цена определяет  первичные факторы политики производства и принятия управленческих решений [2].

Насчитывается немало научных статей в современной литературе, посвященных различным аспектам трансфертного ценообразования. Это теоретические работы, посвященные анализу использования трансфертных цен в системе внутренних отношений. Данные исследования посвящены в структуре организаций с целью выявления универсальных зависимостей между уровнем трансфертной цены, позволяющим увеличить совокупную прибыль, и различными внутренними и внешними факторами. Основным достоинством данных работ является учет множества факторов, которые могут влиять на трансфертное ценообразование. В более поздних по времени научных исследованиях выводы делаются на основе сложных математических выкладок с введением большого количества ограничений. В этой связи интересны эмпирические изыскания применения различных подходов трансфертного ценообразования, в которых выводы делаются на основе оценки данных, полученных путем опроса организаций расположенных в сельской местности. Данные исследования выявляли факторы, влияющих на выбор метода трансфертного ценообразования [3]. Фундаментальные исследования в отечественной литературе, несмотря на актуальность вопросов, насчитываются лишь единицы, рассматривающих трансфертные цены как один из инструментов повышения эффективности производства организации, которое активно влияет на устойчивое развитие сельских территорий. При этом большинство исследователей проявляют интерес в свете проблем налоговой оптимизации при помощи внутренних расчетных цен без проведения необходимого комплексной оценки, включающей как исследование природы трансфертного ценообразования, сферы его распространения, так и государственного регулирования в данной области, непосредственно влияющего на практику применения [4].

Для изучения влияния трансфертного ценообразования на устойчивое развитие сельских территорий были поставлены следующие задачи: на основе изучения динамики применения и исследования трансфертных цен раскрыть экономическую природу трансфертного ценообразования в системе внутренних отношений организаций, расположенных на сельских территориях и описать альтернативные подходы к трансфертному ценообразованию; определить и сгруппировать основные функции трансфертной цены как инструмента внутреннего управления, влияющего на устойчивое развитие сельских территорий; проанализировать и систематизировать факторы, влияющие на выбор определенной модели трансфертного ценообразования; исследовать практику применения трансфертного ценообразования современными инновационными организациями Пермского района: проанализировать основные тенденции, мотивы, методы трансфертного ценообразования; выявить условия, необходимые для построения эффективной внутренней политики по трансфертному ценообразованию на примере «Агротехнопарка Пермский» [5].

Материалы и методы исследовательской работы

Научной основой работы явились исследования зарубежных и отечественных авторов по теме трансфертного ценообразования, включая теорию и практику управленческого учета, налогообложения и предпринимательского права. Несмотря на существующие многочисленные теоретические и эмпирические работы, посвященные вопросам трансфертного ценообразования, данная проблематика в большей степени разрабатывается специалистами по бухгалтерскому и управленческому учету [6]. Основательных исследований пока все еще мало, в особенности это касается отечественных работ. Уделено внимание работам, проведенным учеными экономического факультета Пермской ГСХА в данной области. Для достижения цели исследования были применены следующие общенаучные методы: наблюдение, анализ, синтез, сравнение, исторический метод, группировка, индукция, дедукция, полевые изыскания, квалистоимостной подход в оценке конкурентоспособности. Кроме того, были использованы специальные научные методы микро- и макроанализа, экономико-статистические и графические методы.

Информационной базой исследования послужили материалы как отечественных, так и зарубежных периодических и научных изданий; данные государственной статистики; информационно-аналитические исследования и тематические обзоры международных и российских организаций; нормативные документы министерств и ведомств, законодательные акты; Web-сайты зарубежных и российских компаний. Кроме того, в процессе исследования были использованы данные управленческого учета хозяйствующих субъектов «ЗАО НПП «ЗападУралФонд», ЗАО «ЭКАТ», ООО (МИП) НЭЛА, экспертные данные «Агротехнопарк Пермский», Птицефабрика «Пермская», результаты авторских разработок.

В растущих экономических комплексах крупных организаций (каковым является агротехнопарк)  также возникает немало противоречий и конфликтов интересов, что побуждает их постоянно быть в поиске оптимальных форм и методов стимулирования и мотивации как руководящего, так и всего наемного персонала [7]. Грамотно построенная система трансфертных цен способна пробуждать в управляющих чувство ответственности за результат работы как своих подразделений, так и всей организации в целом. Она вместе с тем дисциплинирует руководителей, приучая их к тому, что никаких бесплатных услуг не существует и что высокие издержки в конечном итоге скажутся и на их благополучии. Однако, несмотря на позитивный аспект использования трансфертных цен, связанный с повышением эффективности администрирования и конкурентоспособности, в том числе и сельских территорий, многие организации прибегают к манипулированию трансфертными ценами с целью оптимизации своих налоговых обязательств. Закон о трансфертном ценообразовании не только устанавливает новые правила для бизнеса, но и определяет философию государственной политики в сфере налогообложения в целом. Следует отметить, что трансфертное ценообразование как система методов определения справедливых рыночных цен для целей налогообложения уже давно используется в мировой практике, и это абсолютно обоснованно. Закон о трансфертном ценообразовании полностью соответствует мировым стандартам [8]. Налог должен выплачиваться на той территории, где генерируется прибыль. Новые правила о трансфертном ценообразовании – продолжение наметившейся тенденции по усилению налогового бремени, без изменения ставки по налогу на прибыль возможно существенное увеличение платежей в муниципальный бюджет в отношении наиболее крупных и платежеспособных организаций. Следует отметить, что проблема установления внутренних цен организации является наиболее близкой к теории издержек, однако в последней наблюдается недостаточная изученность самой природы трансфертной цены, существующих подходов трансфертного ценообразования и выбора установления трансфертной цены [9]. Отсутствие комплексного подхода в оценке данных проблем в научной литературе предопределил выбор исследования. Применение трансфертных цен интегрированными структурами сегодня становится одним из основных каналов утечки бюджетных муниципальных средств. Эту проблему пытаются решить практически все муниципальные образования в стране. Поэтому изучение данных вопросов является необходимым условием при оценке практики применения внутренних цен.

Сосредотачиваясь на рассмотрении трансфертной цены как инструмента налоговой оптимизации, многие исследователи забывают о природе трансфертной цены, появившейся в результате усиления процессов децентрализации как одного из способов повышения эффективности постоянно укрупняющихся организаций.  Кроме того, актуальность темы исследования обусловлена еще и недостаточной изученностью применения трансфертных цен в системе экономических отношений агротехнопарков. Для них интересно договорное трансфертное ценообразование. Это метод ценообразования, при котором внутренние цены устанавливаются на основании переговоров и консультаций между руководителями подразделений организации [10]. Базой для таких переговоров, как правило, является информация о рыночных ценах, уровне затрат на производство продукции. Эффективность договорного метода ценообразования зависит, прежде всего, от управленческой культуры и возможностей получить подобную информацию о рынке. Договорной метод трансфертного ценообразования можно представить в виде формулы: P= TC + MRalt, где: MRalt — маржинальный доход на единицу продукции в виде упущенной выгоды поставляющей организации. Установление трансфертных цен на договорной основе наиболее целесообразно в ситуациях, когда проявляется несовершенство рыночного механизма в отношении наукоемких продуктов. Для эффективности подобных переговоров необходимым условием является равенство возможностей сторон. Это, прежде всего, касается возможностей сбыта или приобретения научно-технической продукции и консультационных услуг, а также размера зависимости одного подразделения от другого по вопросам сбыта или закупок. Так, подобный подход к трансфертному ценообразованию невозможно применять в случае, когда трансферты составляют большую долю закупок или продаж одного подразделения и малую долю другого. Нельзя также не отметить роль поведенческих и личных аспектов ведения переговоров о размерах трансфертных цен, которые могут повлечь конфликтную ситуацию. Договорные трансфертные цены хороши для оплаты заказчиками и потребителями инновационной продукции, условия определения и размеры которых, указываются в  договорах, контрактах, соглашениях или государственных, муниципальных заказах. Договорная трансфертная цена устанавливается совместно заказчиком и разработчиком одновременно с техническим заданием до начала выполнения работ. При установлении цен руководствуются принципом экономической выгодности как для разработчика, так и для заказчика. Трансфертная цена научно-технической продукции определяется в конкретном договоре купли-продажи и является, как правило, свободной [11]. Общие правила о договорах подряда, договорах на выполнение НИОКР и технологических работ установлены законом. Ими руководствуются при заключении и реализации договоров в инновационной сфере, учитывая особенности конкретных ситуаций, которые при необходимости отражаются в тексте договора.

Важно отметить, что трансфертное ценообразование — это часть внутренней деятельности, которая во многом влияет на конкурентоспособность организации. Поэтому оно нередко относится к коммерческой тайне и становится доступным для исследования лишь спустя некоторое время. Договорное трансфертное ценообразование имеет ряд существенных недостатков, среди которых чрезмерная либерализация деятельности структурных единиц может привести к отсутствию координации функционирования группы компаний в целом и игнорированию общих целей и задач [12].

Новизна исследования заключается в том, что выделено два альтернативных подхода к трансфертному ценообразованию: налоговый подход и подход, рассматривающий трансфертную цену, как элемент внутренних отношений. Вся совокупность факторов, рассмотренных в многочисленных эмпирических исследованиях, разделена на две основные группы: организационные факторы и факторы внешней среды; раскрыты функции трансфертного ценообразования. Трансфертная цена выполняет распределительную, координирующую и стимулирующие функции как в организации, так и в муниципальных образованиях [13]. Несмотря на то что реформа российского законодательства по трансфертному ценообразованию представляет собой серьезный шаг по модернизации регулирования в данной сфере, на сегодняшний день пока еще не создано специализированных органов, регулирующих именно трансфертное ценообразование, четко не определен порядок проведения проверок и разрешения споров. При предположении, подтвержденном предшествующими эмпирическими исследованиями, укрупнение организации, в том числе за счет расширения своего присутствия, на международной арене, стимулирует их децентрализовать управление, выделять в своей структуре центры ответственности, взаимодействие между которыми происходит по трансфертным ценам. Проведены опросы организаций, работающих на договорной основе по внедрению инновационных проектов в сельской местности, с целью выявления специфики применения трансфертного ценообразования. Опрос показал, что на сегодняшний день понятие «трансфертной цены» в российской практике приобретает несколько негативный характер, а в системе экономических отношений внутренней цене отводится недостаточное внимание, забывается о ее координирующих и стимулирующих функциях; на основе анализа природы трансфертного ценообразования и сферы его распространения, разработаны практические рекомендации по внедрению и построению системы внутреннего руководства с помощью трансфертного ценообразования. Процесс внедрения и построения системы взаимодействия между подразделениями и сельскими территориями по трансфертным ценам должен включать как минимум два этапа. На первом, подготовительном этапе в организации должны быть выделены центры ответственности с четким разграничением функциональных обязанностей с муниципальными образованиями. На втором этапе необходимо наладить систему информационного сообщения между выделенными центрами ответственности, а также систему контроля муниципальной администрацией. Кроме того, в организации, применяющей трансфертное ценообразование, должен быть создан специализированный орган, координирующий построение, процесс внедрения и поддержания системы трансфертного ценообразования [14]. Что касается процесса установления трансфертной цены, то на сегодняшний день существует пять основных методов, более или менее применимых на практике: метод рыночной цены (сопоставимой неконтролируемой цены), метод последующей реализации, затратный метод (на основе полной, нормативной себестоимости, на основе переменных издержек производства), метод распределения прибыли, метод маржи сделки, каждый из которых имеет как свои достоинства, так и недостатки. Применение каждого из них зависит как от внутренней политики организации, от ее стратегии, от характеристики производимого продукта, так и от влияния на них внешних экономических условий, в том числе от действующего законодательства сельских территорий по трансфертному ценообразовании. Оценка практики применения трансфертного ценообразования показал, что трансфертная цена все больше рассматривается современными организациями и муниципальной администрацией как эффективный механизм внутреннего управления и развития сельских территорий. Больше организаций начинают применять трансфертное ценообразование, все серьезнее становится оценка важности данного механизма. Установление оптимальной трансфертной цены позволяет организации достигать не только большего уровня прибыли, в том числе за счет налоговой оптимизации, но координировать действия подразделений, тем самым также достигать устойчивого развития сельских территорий [15].

На практику регулирования и применения трансфертных цен серьезное влияние оказал мировой финансовый кризис, в результате которого участились налоговые проверки, ужесточились требования, возросли штрафы, что в свою очередь заставило организации еще более серьезно относиться к разработке политики ценообразования, к расширению использования методов предотвращения налоговых проверок [16, 17, 18]. Для повышения эффективности функционирования системы трансфертного ценообразования в организации в первую очередь необходимо совершенствование существующих «правил игры», а именно национального законодательства по регулированию трансфертного ценообразования. Кроме того, необходимо решить возникающие  информационные проблемы. Внутри организации должна быть налажена единая система управленческого и финансового учета, что  обеспечит централизованный доступ к информации  всеми подразделениями. Современное развитие технологий позволяет сделать данную базу данных  сетевой и работающей в режиме реального времени. Для решения проблем асимметрии информации внутри организации также необходима эффективная система настройки стимулов [19]. Помимо материального стимулирования и внедрения технических систем контроля, необходимо построение благоприятной социальной и психологической среды как внутри организации, так и в сельской местности. В России действует новое законодательство по регулированию внутренних сделок, серьезно приближенное к международным стандартам. Но несмотря на то что реформа российского законодательства по трансфертному ценообразованию представляет собой серьезный шаг по модернизации регулирования в данной области, все равно до сих пор остаются серьезные упущения в правоприменении данных норм. На сегодняшний день пока еще не создано специализированных органов, регулирующих именно трансфертное ценообразование, четко не определен порядок проведения проверок и разрешения споров.

Выводы

Трансфертное ценообразование представляет собой один из возможных механизмов внутреннего управления организации, которое активно влияет на устойчивое развитие сельской территории, применение которого обуславливается делением организации на отдельные подразделения (бизнес-единицы), между которыми постоянно возникают экономические отношения по поводу купли-продажи товаров, услуг, ресурсов и других объектов. Посредством трансфертного ценообразования организация удается не только распределить имеющиеся ресурсы, полученные финансовые результаты, а также ответственность, но и скоординировать действия входящих в организацию подразделений, находящихся в сельской местности. Трансфертная цена может выступать эффективным механизмом стимулирования добросовестного поведения руководителей путем установления трансфертной цены выше себестоимости производства. Кроме того, при помощи трансфертной цены можно анализировать деятельность каждого подразделения, выявлять наиболее слабые из них или проблемные, а иногда даже закрывать неэффективные. Однако применение данного метода связано с серьезными трудностями. Дополнительным и в то же время необходимым условием при построении эффективной системы трансфертного ценообразования является наличие грамотного персонала, разбирающегося как в тонкостях применения трансфертной цены, так и в законодательных требованиях. Это позволит организации не только построить грамотную внутреннею политику, но и избежать налоговых проверок и штрафов. У организации должно быть четкое понимание того, что трансфертное ценообразование представляет собой эффективным механизмом управления. Осознание этого позволит организации и муниципальным образованиям не только добиться улучшенных финансовых показателей, но и достичь конкурентных преимуществ.