Экономика
Основные проблемы социальной инфраструктуры сельской местности (на примере Нижегородской области)
Введение
Россия выбрала путь инновационного развития. Согласно новой стратегии развития, аграрный сектор выполняет ключевую роль в формировании новой промышленной политики. Поэтому активное развитие сектора требует совершенствования инфраструктуры.
На текущем этапе между городом и селом наблюдается огромный разрыв в инфраструктурном развитии, что существенно ухудшает положение сельского хозяйства.
В периоды стагнации экономики, инфраструктуре придаётся меньшее значение, чем при переходе к интенсивным реформам. Однако сейчас наступает именно такой период, сектор требует интенсивных реформ, которые позволили бы аграрному сектора развиваться.
Материал и методы
Инфраструктура сельского хозяйства играет одну из важных ролей в развитии отрасли в целом [1]. Под инфраструктурой понимается совокупность структурных производственных элементов, включающих в себя отраслевые производства, включая основное производство, обслуживающие подразделения и непроизводственную сферу.
Уровень социально экономического развития муниципальных образований можно отследить по рейтинговым оценкам [2]. Гармоничное развитие инфраструктуры является залогом повышения потенциала аграрного сектора. Развитие сельской инфраструктуры снизилось после перехода на рыночную систему экономики. Резкое снижение финансирования региональных бюджетов привело к прекращению развития инфраструктуры.
Вместо этого увеличилась роль личных подсобных хозяйств. На данный момент в Нижегородской области насчитывается 46 тысяч личных подсобных хозяйств, призванных удовлетворить личные хозяйственные нужды жителей в условиях нехватки финансирования [3].
В настоящее время существует необходимость в интенсивном развитии аграрного сектора, поэтому необходимо сформировать благоприятные условия для развития отрасли, которые затрагивают инфраструктурные изменения.
Согласно СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» обслуживающие предприятия должны располагаться в пешеходной доступности не более 30 мин от дома. Расчёт градостроительной инфраструктуры осуществляется исходя из общей численности населения сельской местности, которая рассчитывалась согласно данным колхозов. Расчётный срок развития поселений согласно СНиП составляет 20 лет, а градостроительный прогноз охватывает 30-40 лет [4]. Сразу можно отметить, что сейчас эти нормы сложно считать объективными, поскольку они не учитывают изменения демографических факторов и снижения размеров бюджета.
Показатели численности населения Нижегородской области
Год |
1990г. |
2000г. |
2010г. |
2015г. |
---|---|---|---|---|
Численность |
3780256 |
3628222 |
3310597 |
3260267 |
Результаты и обсуждение
Если в 1990 году население области составляло 3,78 млн. человек, то в 2015 году этот показатель составил всего 3,26 млн. человек [5]. Причём показатели непосредственно численности населения сельской местности сокращаются в первую очередь, поскольку люди стараются перебраться в более крупные города или районные центры с более удобной инфраструктурой.
Тенденция верна для страны в целом. Отток населения является прямым следствием снижением уровня жизни и остановившегося развития инфраструктуры. Таким образом, необходимо пересматривать подходы к развитию инфраструктуры села в целом [6].
Инфраструктурный комплекс представляет собой сложную систему, каждое подразделение в которой выполняет свою роль. Большое значение придаётся социальной инфраструктуре, которая призвана обеспечивать возможность выполнения сотрудниками аграрного сектора своих обязанностей, и предоставлять им комфортный уровень жизни. К социальной инфраструктуре относят жилищно-коммунальное хозяйство, образовательные учреждения и заведения здравоохранения.
Безуглая Е. В. [7] рассматривает социальную структуру сельской местности как две структурных составляющих — социально-бытовую и социально-культурную инфраструктуру. Коварда В. В. выделяет прямую взаимосвязь между уровнем развития инфраструктуры, удовлетворённостью населения качеством жизни и продуктивностью работы [8].
Структурное деление социальной инфраструктуры
Социальная инфраструктура включает в себя несколько структурных подразделений. Структурное деление социальной инфраструктуры осуществляется по отраслям:
· социально-бытовая, затрагивающая обслуживание жилищно-коммунального комплекса, торговлю и бизнес;
· духовной культуры — включает в себя образовательные заведения, объекты культуры и искусства;
· охраны здоровья — заведения здравоохранения.
Сочетание этих факторов затрудняет развитие структурных элементов обслуживающей инфраструктуры. На схеме 1. Представлены элементы социальной обслуживающей инфраструктуры, которая зависит непосредственно уровня развития социальной инфраструктуры в целом.
Схема 1. Социально-бытовая инфраструктура
Социальная инфраструктура выполняет роль инструмента воздействия, определяющего качество жизни в селе, формирует стабильные условия для продуктивной работы, поскольку повышает мотивацию населения [10].
Для социальной инфраструктуры села характерны несколько факторов, замедляющих его развитие:
· низкая обеспеченность непроизводственными фондами. Низкое качество обеспечения жителей села основными потребностями и отсутствие дальнейшей перспективы развития.
· слабый уровень развития индустрии услуг. Практически все объекты социальной инфраструктуры в селе являются монополистами — бывшими государственными компаниями.
· сильные качественные отличия социальной инфраструктуры села от городской на разных структурных уровнях с преобладанием заведений низкого уровня.
· большая степень удалённости основных объектов социальной инфраструктуры от населения.
· сезонный характер трудовой деятельности, обусловленный неравномерной спецификой аграрной отрасли.
Проблемы сельской социальной инфраструктуры
Одной из главных проблем сельской социальной инфраструктуры является удалённость объектов непосредственно от места проживания и работы.
Инфраструктура города имеет более плотную застройку, согласно СНиПам, объекты социальной инфраструктуры района, такие как школы, детские учреждения, поликлиники и другие заведения [4, 11]. Под районом и микрорайоном в городах понимаются структурные элементы жилой застройки не более 80 га, в которых располагаются учреждения повседневного использования. Внутри района объекты располагаются в радиусе не более 500 метров от зон проживания людей, а средний радиус расположения объектов городского значения составляет не более 1500 метров.
За структурную единицу селитебной территории в городах принимаются районы. В то время, как в малых городах и сёлах в качестве жилого района может выступать вся селитебная территория .
Сёла находятся в ведении муниципальных районных центров [12]. Постепенное сокращение численности населения в сельской местности приводит к нехватке кадров и сокращению элементов социальной обслуживающей инфраструктуры. Таким образом, некоторые важные структурные элементы находятся на удалённом расстоянии друг от друга. Например, сельская школа может располагаться в другом населённом пункте.
Порядка 20% жителей сельской местности находятся в более чем в 2 часах езды от городской инфраструктуры, поэтому все организационные моменты, требующие выезда в город, осуществляются в рабочее время [14, 15]. Нерациональное использование времени отражается на производительности труда и снижает кадровую привлекательность работы в сельской местности [13].
В городах выше плотность застройки и у людей лучше благоустроено жильё. Средняя высотность жилых домов варьируется от 5 до 9 этажей. В сельской местности преобладают постройки с высотой 2-3 этажа, 83% жилого фонда составляет частный сектор. Городское жилищно-коммунальное хозяйство полностью обустроено, поскольку канализация и водопровод включались в генеральные планы домов.
Благоустройство сельской местности осуществлялось значительно более низкими темпами, поскольку требовало проведения коммуникаций. С переходом на рыночную экономику благоустройство личного хозяйства легло на плечи непосредственно жителей сёл, а обслуживание инфраструктуры — выполняют местные предприятия. Поэтому на данный момент процентное соотношение благоустроенных квартир к жителям неблагоустроенного хозяйства составляет 1 к 9 [16].
Таким образом, необходимо развивать благоустройство инфраструктуры. В сложившейся ситуации эту задачу могут выполнять предприятия малого бизнеса.
Выводы
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что для улучшения качества жизни в сельской местности и развития инфраструктуры необходим комплексный подход.
Перечень мер должен быть направлен на развитие непосредственно сферы услуг, которая будет способствовать улучшению качества жизни в селе и повышать его кадровую привлекательность для высококвалифицированных кадров.
Среди приоритетных направлений развития социальной инфраструктуры в сельской местности стоит выделить развитие транспортной отрасли, сферы здравоохранения и образования.
Большую роль в развитии сферы услуг играет малый бизнес, поэтому необходимо формирование условий для развития малого предпринимательства.