Экономика
Модернизация логистических систем: новые горизонты
Лента новостей
В Москве подписана декларация о создании Международной модной федерации БРИКС
Уличные программы Центра национальных конных традиций на ВДНХ посетили 120 тысяч человек
ВЦИОМ: россияне уверены в компетентности нотариусов
Около тысячи экскурсий, мастер-классов и тренировок пройдет в столичных парках этой осенью
Более 20 мероприятий пройдет на ВДНХ в рамках Всемирной недели космоса
В ландшафте автотранспортных перевозок виден значительный рост, что демонстрирует, в частности, отчет M.A. Research: аналитики подсчитали, что к концу 2023 года объем сектора достигнет 1,3 триллионов рублей, что на 30,6% больше, чем в прошлом году. Увеличивается также и число регистраций новых компаний в данном сегменте, как отмечено в исследовании, представленном Calltouch совместно с банком «Точка» и HeadHunter, что свидетельствует о более острой конкурентной борьбе и, как следствие, важности улучшения сервиса и производственных процедур. Подробности об инновациях в деле переосмысления текущих практик изложила редакция РБК+ Петербург.
Так, под воздействием экономических санкций и ограничений внутренние грузовые потоки начали усиливаться: в M.A. Research прогнозируют, что рынок логистических услуг в РФ подскочит еще более существенно в последующие годы: 11,4% в 2024, 9,8% в 2025 и 9,3% в 2026. Развитию будет способствовать система импортозамещения, активизация электронной торговли, инвестиционные проекты и снижение собственных непрофильных активов компаниями, а также возрастающий интерес к аутсорсингу.
Стимул для ускорения прогресса дает интеграция информационных технологий. В «Деловых Линиях», к примеру, отмечают, как важно цифровизировать операции – от переключения на внутренние программные продукты до усовершенствования складских факторов и ускорения точности доставки благодаря использованию унифицированных платформ.
Для логистических предприятий автоматизация является ключевым элементом стратегии сокращения издержек и оптимизации деятельности. Интеграция автоматизированных систем охватывает распределение грузов, управление запасами, обработку больших данных и оперативности колл-центра.
«Благодаря системе автоматизации ЛИСАД нам удалось, в частности, увеличить число выполнения заказов в рамках одного маршрута на 30%, на 10% — сократить транспортные расходы и снизить нагрузку на логистов: только 10-15% рейсов требуют ручной корректировки», — говорит заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» Дмитрий Хрущалев.
«Сегодня, учитывая динамику отрасли, автоматизация обязательна по множеству причин», — добавляет Дмитрий Баранов, эксперт из «Финам Менеджмент». – Снижение затрат, ускорение грузоперевозок и избегание штрафов за невыполнение нормативов — только некоторые из преимуществ. Но для начала необходима детальная подготовка, включая аудит, планирование процессов и внедрение решений на основе российского программного обеспечения».
По последним данным, примерно 53% крупных российских организаций используют искусственный интеллект. К 2025 году, как утверждает вице-премьер Дмитрий Чернышенко, это может добавить до 2% к ВВП страны. ИИ помогает предугадывать потребность в товарных запасах, совершенствовать их управление и сокращать напрасные затраты. Также ИИ способен усовершенствовать маршрутизацию поездок и автоматизировать повторяющиеся задачи, как, например, работа колл-центров и обработка данных.
Эксперты полагают, что применение ИИ может позволить компаниям снизить транспортные издержки на 50% в ближайшие 5-7 лет. Однако это становится реальностью лишь при наличии обширной базы данных для анализа и прогнозирования.
Для контроля и управления складской работой широко применяется система WMS. Благодаря ей производительность сборки заказов значительно возрастает: если ранее сборщик мог обрабатывать 40-50 строк в час, то с WMS этот показатель увеличивается в несколько раз.
«По моему опыту, процесс оптимизации и автоматизации в наших компаниях происходит тяжело, — говорит эксперт по логистике Ассоциации экспертов «Школа практических бизнес технологий» Николай Лобанов. — Причины больше психологические — они в «головах» как сотрудников, так и владельцев компаний».
Автоматизация также требуется для распределения трудовых ресурсов, особенно в компаниях с сезонными нагрузками и ротацией персонала.
«Когда компании нужно сформировать список сотрудников на подработку, простая задача по подбору превращается в затяжной рутинный процесс, — отмечает директор продуктового офиса BIA Technologies Дмитрий Владимиров. — Оптимизация работы со складским персоналом с платформой «Удобная смена» помогает распределять нагрузку в пиковые сезоны и в 20 раз снижает трудозатраты на подбор сотрудников, а также сокращает на четверть стоимость таких работ за счет выбора подходящих исполнителей с учетом их ставки».
Создание виртуальных копий реальных складов помогает экономить на этапе тестирования и принятия решений. «Цифровым двойником» можно заранее моделировать все необходимые параметры нового объекта, что в разы дешевле реального эксперимента. Дмитрий Хрущалев из «Деловых Линий» подчеркивает, что использование данной технологии позволило оптимизировать временные показатели и снизить операционные издержки. Группа компаний часто пользуется таким методом при переезде терминала на новый адрес – для проецирования и проверки новой локации.
Эксперты подчеркивают, что сегодня примерно до 80% производственных процессов можно автоматизировать, что приведет к освобождению кадров для усиления сервиса и развития бизнеса.