,

$ 78.5 90.14

Экономика

Группа компаний ЛАНИТ активно развивает комплаенс-направление

В группе компании ЛАНИТ комплаенс стал отдельным направлением в 2016 году. Позже был сформирован комплаенс-комитет, главой которого стал президент компании Филипп Генс. В 2020 году было решено усилить комплаенс-функцию. Для этого была введена должность штатного комплаенс-офицера и расширен состав комитета, в который вошли директора основных структурных бизнес подразделений.

В России становление комплаенс-культуры находится на начальном этапе. Первыми комплаенс-функцию включили в свою структуру финансовые, инвестиционные, медицинские и фармацевтические компании. В финансовом секторе образование комплаенс-структур было обязательным этапом. Представители же других областей развивали его, опираясь на реальные потребности компаний.

Развитие комплаенса на российском рынке определяют следующие факторы: минимальная правовая база и отсутствие стандартов обучения комплаенс-специалистов. Так, российское законодательство обязало компании принимать меры по борьбе с коррупцией (Федеральный закон “О противодействии коррупции”, ст. 13.3), однако не были приняты во внимание возможные последствия введения комплаенс-подразделений. Второй фактор проявился в том, что обучение в сфере комплаенса возможно только в виде повышения квалификации.

Российский ИТ-рынок представлен тремя категориями компаний: российские компании, которые имеют иностранную материнскую компанию, российские компании, чьи акции размещены на иностранных биржах, и российские частные компании с российскими собственниками. У каждой категории свои причины и временные этапы внедрения комплаенса.

Компании первой категории получили комплаенс-политику в готовом виде “сверху” и подстроили под особенности российского рынка. Эти компании уже имели базу, наработки и понимание процессов внедрения, заимствованное у зарубежных коллег. В таких компаниях управление комплаенс-процессами осуществляет руководитель-иностранец, стоящий над российской комплаенс-командой.

Основная цель внедрения комплаенс-решений второй категории компаний — выход на международный листинг. Для построения комплаенс-системы привлекаются консультанты, предоставляющие готовые решения. Таким образом комплаенс оказывается формальным элементом, который впоследствии подстраивается под реальные потребности компании. Ответственными за комплаенс-функции являются юристы или финансисты.

Третья категория компаний приступила к построению комплаенс-системы позже остальных. Российские частные компании осознавали необходимость комплаенс-политики для грамотной коммуникации с западными вендорами, формирования репутационной политики и “экономии на рисках”. Инициатива построения системы приходит сверху, однако часто действующие комплаенс-инструменты не объединены в единое целое. Формирование комплаенс-подразделения делает комплаенс-инструменты более организованными, создает локальную нормативную базу и усиливает рычаги влияния. Руководство комплаенс-функциями осуществляется советом директоров или собственниками компаний.

О традиционных и новых формах работы в сфере комплаенса рассказала Татьяна Журба, комплаенс-офицер ЛАНИТ: “На этапе становления функции традиционным способом остается «выявить и пресечь», но рынок уверенно движется в сторону другого подхода — “научить, внедрить и предотвратить”.

К традиционным инструментам относятся проверки. Однако даже их коснулось современное веяние — автоматизация. DLP-системы, которые раньше использовались исключительно службами безопасности, органично слились в некоторых продуктах с технологиями e-discovery. В результате такого слияния родились новые комплаенс-продукты и решения, которые условно окрестили e-compliance. Подобные инструменты позволяют не только анализировать большой пласт данных «по факту» и обнаруживать там уже допущенные нарушения, но и делать такой мониторинг в режиме реального времени, тем самым предотвращая правонарушения (например, не давая отправить письмо или сообщение, содержащее запретный “тэг”). Однако стоит отметить, что эффективность таких систем во многом зависит от корректных настроек, выполненных человеком и применимых к конкретной компании и обстоятельствам. Поэтому эти системы пока запускаются исключительно в «проектном» формате. Хочется надеяться, что в эпоху алгоритмизации и машинного обучения они станут более глобальными, универсальными и смогут закрывать больше вопросов”.

Также, по словам Татьяны Журба, цифровизация проявляется в переходе от бумажного формата согласований и ознакомлений к электронному. Так, используются электронная цифровая подпись, электронные анкеты, платформы, курсы и т.п. Это позволяет более оперативно подписывать документы, рассылать оповещения и напоминания.

Комплаенс объединяет в себе функции службы безопасности, внутреннего контроля, юридической службы и кадрового подразделения и использует методы работы, характерные для данных подразделений. Это позволяет изменить качество коммуникации с сотрудниками, сделать ее более человечной и дружелюбной.

Татьяна Журба также рассказала об обучающих проектах внутри компании ЛАНИТ. Так, на корпоративной образовательной платформе был запущен обновленный видео-курс по комплаенс, основой которого послужили кейсы. Игровая подача материала курса, в съемках которого приняли участие как профессиональные актеры, так и сотрудники, вызвала повышенный интерес у специалистов компании.

Для сотрудников, занимающихся продажами, проводятся углубленные оффлайн-сессии.

Комплаенс-офицер ЛАНИТ сообщила о ближайших планах развития компании: “Как молодая комплаенс-служба, сейчас мы движемся по тому пути, по которому идут многие, — к автоматизации отдельных комплаенс-процессов. В наших планах – вступление в Национальную ассоциацию комплаенс и Антикоррупционную хартию российского бизнеса. Комплаенс в ИТ-компаниях будет развиваться в тех же направлениях, что и в других отраслях. Но в силу специфики своей деятельности ИТ-компании будут стремиться представить на рынок решения, которые позволят автоматизировать комплаенс-функцию, по максимуму исключить человеческий фактор и сделать контроль совершеннее”.