,

$ 72.72 85.2

Без рубрики

Асбестовый тормоз: история одной детали

Лента новостей

Металлурги: акциз на сталь и НДПИ на железную руду должны быть ниже

В Минпромторге заявили об усилении борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции

В РЖД сообщили о третьей очереди расширения БАМа и Транссиба

Эксперты рассказали, какие страны заинтересованы в запуске «Северного потока–2»

Стоимость гречки в рознице побила десятилетний рекорд

ФАС и ФНС проверят цены на стройматериалы

Эксперты: стоимость нефти Brent может взлететь из-за дефицита газа в Европе

Цена российского газа обновила исторический рекорд в Европе

ФАС инициировала антикартельные проверки в металлургической отрасли

РЖД предложили отменить госрегулирование тарифов на пассажирские перевозки

НКР: металлурги вышли в лидеры по эффективности инвестиций

В Германии раскрыли главные преимущества «Северного потока–2» для России

ВЭБ.РФ выделит 445 млрд рублей на мегапроект «Газпрома»

Японские аналитики восхитились успехами российской экономики

Россия и Китай сообщили о завершении мегапроекта

Кабмин дополнительно выделит на ремонт автодорог в регионах 16,7 млрд рублей

Экономист: 2022 год может начаться с разорения предприятий в регионах

Минсельхоз США обеспокоился урожаем российской пшеницы

РЖД разрешит перевозки грузовых контейнеров в полувагонах

Оператор «Северного потока–2» сообщил о закачке топлива в газомагистраль

ФНС отчиталась по налогам на сверхдоходы россиян в I полугодии

Мишустин: развитие национальной водородной энергетики – приоритет

ЧП на заводе «Газпрома»: цены на газ в ЕС обновили рекорд

Минпромторг сообщил о снижении стоимости «борщевого набора»

Индекс PMI: обрабатывающая отрасль РФ демонстрирует снижение показателей

Экспорт товаров из РФ в США вырос на 26%

«Газпром» отказался от наращивания поставок газа через Украину

В Общественной палате обсудили рекордный рывок экономики РФ

Кабмин увеличит Резервный фонд за счет нефтегазовых доходов бюджета

Россия заняла второе место в Европе по низкой стоимости бензина

Минэнерго ограничит экспорт бензина и дизтоплива

Росстат зафиксировал дефляцию цен

В RFP Group предложили приватизировать русский лес

Путин указал на низкие темпы реализации нацпроектов

В Госдуме предложили меры для снижения цен на продукты из «борщевого набора»

США предложили России закрыть угольные электростанции

Кабмин продлил действие пониженной ставки НДС для авиаперевозчиков

ЕС намерен ввести таможенные и климатические пошлины на импорт российской стали и алюминия

Росстат рассчитал долю доходов от продажи углеводородов в национальном ВВП

«Регуляторная гильотина» аннулировала 90% устаревших актов – Дмитрий Григоренко

Минэкономразвития вертикально повысил прогноз по росту ВВП

Донастройка налоговой системы: Минфин предложил увеличить страховые взносы

В Союзе виноградарей и виноделов РФ прокомментировали скандал с французским шампанским

В ФАС рассказали о способах стабилизации цен на социальные продукты

Страны-участники ОПЕК+ решат дальнейшую судьбу сделки

Минстрой предложил повысить плату за капитальный ремонт жилых домов

В ФАС рассказали, какие изменения ожидают россиян с 1 июля 2021 года

Прямая линия 2021: Владимир Путин пояснил, почему дорожают стройматериалы

Силуанов назвал главные вызовы для экономики России

НЛМК прокомментировал решение кабмина о введении экспортной пошлины на металл

В кабмине заявили о необходимости масштабной реструктуризации экономики РФ

Путин утвердил поручения по развитию Транссиба и БАМа

Семьям с детьми-дошкольниками кабмин дополнительно выделит 55 млрд рублей

«Совет производителей энергии»: эксперты заявили о чрезмерной энергоемкости промышленности РФ

В Калуге состоялся премьерный показ спектакля «Летчик и Маленький принц» с участием Сергея Крикалева

В мире автозапчастей и автомобилестроения существует несколько «острых» тем, которые по уровню накала страстей могут сравниться с некоторыми вооруженными конфликтами. Одним из таких «полей брани» стало применение асбестовых накладок на тормозные колодки. В Европе они запрещены, в России и странах СНГ разрешены, а весь остальной мир колеблется между двумя полюсами.

История вопроса

Асбестовые накладки на тормозные колодки начали массово производить еще в первой трети XX века на заре автомобилестроения. Их использовали все передовые промышленные экономики периода, и не зря. Асбест – это коммерческое название нескольких видов волокнистых минералов, обладающих уникальным комплексом полезных свойств. Асбестовое волокно выдерживает нагрев до 1 500°С, а его прочность на разрыв составляет до 300 Мпа, что превышает показатели многих марок стали. Для детали, созданной для трения и высоких температур, лучше решения вряд ли можно найти.

Правда, есть нюансы. В конце прошлого столетия большинство европейских стран начали массово отказываться от применения асбеста, а вслед за ними от «горного льна» ушла Япония, а в США его использование существенно ограничили. Причиной поразительного единодушия стала массовая акция, развернувшаяся на страницах газет, на телевидении и даже на уличных демонстрациях. Инспирированная антиасбестовая кампания вылилась в запреты и ограничения – естественно, зарубежные автомобильные концерны отреагировали единственным возможным образом — сняли асбестовые колодки с производства. Удивительно, правда, что в странах СНГ, а также Юго-Восточной Азии этого не произошло. Там что, другой асбест? Как выяснилось – да.

О нашем и зарубежном

В мире существует два вида асбеста – хризотиловый и амфиболовый. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат, в составе которого есть железо (формула одного из его видов, крокидолита — (Na2Fe32+Fe23+) Si8O22(OH)2). Он выглядит как миниатюрные, около 5мкм, иголки, обладающие высокой летучестью и устойчивостью к кислотам. Последнее очень важно – при попадании амфиболового асбеста в легкие альвеолярные макрофаги, клетки-уборщики, не смогут растворить волокна. Долгие годы амфиболовые волокна травмируют ткани, что приводит к тяжелым болезням. Хризотиловый асбест добывали на территории СССР.  Он представляет собой гидросиликат магния (3MgO•2SiO2•2H2O) и обладает устойчивостью к щелочам, а в кислоте растворяется. Таким образом, хризотиловое волокно выводится из организма человека за короткий промежуток времени, не нанося ущерба его здоровью. Об этом говорит работа Д.М. Бернштейна «Биоперсистенция волокон хризотила» и труд ученых К.Поланда и Р.Даффина «Токсикология асбестосодержащих тормозных накладок: роль в развитии мезотелиомы». 

Тормоз для экономики

Проснувшись в один прекрасный день, европейцы оказались в неудобном положении. Синтетические аналоги асбеста дороже природного минерала, покупать у СССР, а затем и России продукцию они не хотят, значит… надо просто запретить им добывать их хризотиловый асбест! К счастью, пока это не удалось – до сих пор почти половина планеты использует «горный лен», а наша страна является мировым лидером по его добыче и обработке. Тормозным колодкам же повезло чуть меньше. Поскольку ведущие производители легкового транспорта находятся как раз в странах, принявших запрет асбеста, они наложили негласное «вето» на «горный лен». Сегодня любое упоминание этого минерала в сочетании с техникой ведет к громкому скандалу. Западные производители всеми силами борются против хризотилового асбеста, и потому тормозные колодки на его основе регулярно подвергаются нападкам в медиа, а на уровне рынков – запретам. Поскольку на территории Таможенного союза они разрешены, и российский потребитель может законно пользоваться преимуществами своего положения, «крестовый поход» развернулся в голове обывателя, накачиваемого разнообразными страшилками с единственно коммерческой целью.