Совершенствование инвестиционной среды агропромышленного комплекса Российской Федерации

Improvement of the investment environment of the agro-industrial complex of the Russian Federation


УДК 33:332.1

12.10.2017
 

Выходные сведения:
Сираждинов Р.Ж., Околышев Д.А. Совершенствование инвестиционной среды агропромышленного комплекса Российской Федерации // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2017. №10 (22). URL: http://aeconomy.ru/science/economy/sovershenstvovanie-investitsionnoy-/

Авторы:
Сираждинов Р.Ж.1, Околышев Д.А.2

1 к.э.н., доцент, старший научный сотрудник кафедры государственного и муниципального управления института государственного управления и права ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация (109542, Россия, г. Москва, ул. Рязанский проспект, д. 99), e-mail:rifsir@yandex.ru

2 аспирант кафедры государственного и муниципального управления института государственного управления и права ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация (109542, Россия, г. Москва, ул. Рязанский проспект, д. 99), e-mail: d.okolyschev@yandex.ru

Authors:
Sirazhdinov R.Zh.1, Okolyshev D.A.2

1 Ph. D., associate Professor, senior researcher of the Department of state and municipal management Institute of public administration and law of FSBEI "Moscow State University of management", Moscow, Russian Federation (109542, Russia, Moscow, Ryazanskiy prospect, 99), e-mail: rifsir@yandex.ru

2. post-graduate student of chair of state and municipal management, Institute of public administration and law of the "State University of management", Moscow, Russian Federation (109542, Russia, Moscow, Ryazanskiy prospect, 99), e-mail: d.okolyschev@yandex.ru

Ключевые слова:
Инвестиции, лизинг, кредит, ценные бумаги, агропромышленный комплекс, основные фонды, проект

Keyword:
Investment, lease, loan, securities, agriculture, fixed assets, project

Аннотация: 

Данная статья посвящена вопросу совершенствования инвестиционной среды в агропромышленном комплексе на территории Российской Федерации для развития менеджмента предприятия. Рассмотрены современные инвестиционные инструменты: ценные бумаги, кредит, лизинг, проекты, применяемые для развития менеджмента предприятия. Показано, что использование инвестиционных инструментов играет важную роль в процессе выбора наиболее эффективной и подходящей под инвестиционные цели инвестора. Выявлены проблемы использования инвестиционных инструментов для инвестора. Даны предложения совершенствования инвестиционной деятельности предприятия для улучшения инвестиционной среды. Получены результаты применения проектного инструмента инвестирования, как наиболее оптимального для совершенствования инвестиционной среды агропромышленного комплекса Российской Федерации.

Целью исследования является разработка и научное обоснование предложений по совершенствованию инвестиционной среды агропромышленного комплекса на основе анализа закономерностей и особенностей системы инвестиционной деятельности предприятий агропромышленного комплекса. Объектом исследования данной работы является инвестиционная среда агропромышленного комплекса, предметом исследования – инструменты привлечения финансового капитала. В процессе научного исследования для получения основных результатов в работе использовались методы экономического анализа, структурно-логического, статистического, системного анализа и методов сравнительного подхода. Сформулированные предложения по совершенствованию инвестиционной среды агропромышленного комплекса могут использоваться предприятиями агропромышленного комплекса в целях привлечения инвестиций в экономику, органами государственной и муниципальной власти в целях повышения эффективности регулирования и координирующего воздействия заинтересованных органов исполнительной власти и местного самоуправления на процесс реализации инвестиционных проектов агропромышленного комплекса в субъектах Российской Федерации. 

Результаты исследования также могут использоваться в практической деятельности соответствующих инвестиционных компаний, в учебном процессе при проведении семинаров и лекций по инвестиционному менеджменту.Сделаны выводы о целесообразности использования совокупных инвестиционных инструментов в целях диверсификации инвестиционных предложений в агропромышленном комплексе.



Annotation: 

This article focuses on the issue of improving the investment environment in the agricultural sector on the territory of the Russian Federation for the development of the company's management. Deals with modern investment instruments: securities, credit, leasing, projects used for the development of the company's management. It show that the use of investment tools plays an important role in the process of choosing the most effective and suitable for the investment objectives of the investor. Identified problems in the use of investment tools for the investor. The proposal of improvement of the investment activities of enterprises to improve the investment environment. The obtained results of the application of design tool for investing, as the most optimal for improving the investment environment of the agro-industrial complex of the Russian Federation. The aim of the study is the development and scientific substantiation of proposals on improvement of the investment environment of agroindustrial complex based on analysis of regularities and peculiarities of the system of investment activity of agricultural enterprises. The research object of this work is the investment environment of agribusiness, the subject of the study – instruments of attraction of financial capital. In the process of research to obtain, the main results in the work there were used methods of economic analysis, structural and logical, statistical, systemic analysis and comparative approach. Formulated proposals to improve the investment environment of agroindustrial complex can be used by agricultural enterprises to attract investment in the economy, government and municipal authorities in order to improve efficiency of regulating and coordinating influence of the interested Executive authorities and local self-government on the process of implementation of investment projects of the agroindustrial complex in the Russian Federation. The results of the study can also be used in the practical activity of appropriate investment companies in the educational process in seminars and lectures on investment management. The conclusions about the feasibility of using aggregate investment instruments to diversify investment proposals in the agricultural sector.



Совершенствование инвестиционной среды агропромышленного комплекса Российской Федерации


Введение

В Российской Федерации агропромышленный комплекс занимает особое место в экономике и относится к числу основных потребительских отраслей, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Формирование конкурентоспособной инвестиционной среды в условиях нестабильной внешней среды, субъекты Российской Федерации способны обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие на основе инвестиционных стратегий, разработанных с учетом территориальных особенностей и специфики предприятий. Привлечение инвесторов в развитие агропромышленного комплекса, помимо прямого притока финансовых ресурсов в основные фонды для обеспечения текущих и долгосрочных потребностей бизнеса, позволяет максимально расширить возможности роста, предоставляемые рынком. Нехватка финансовых ресурсов может частично, либо полностью парализовать работу предприятия.

На данный момент в агропромышленном комплексе Российской Федерации активно формируется рынок капитала, в том числе и фиктивного капитала (эмиссия ценных бумаг), который готов предоставить инвестиции не только для крупных организаций, но и для частных лиц и начинающих предпринимателей.

Однако следует отметить, что предприятиям агропромышленного комплекса работа по поиску и привлечению необходимого количества финансовых инвестиций обычно оказывается сложнее привлечения заемного финансирования. Основной причиной данного явления является недостаточная укомплектованность инвестиционного инструмента, обусловленная высокой рискованностью. Оценка рискованности инвестиционного инструмента как по ценным бумагам, так и по инвестиционным проектам требует дополнительной проверки инвестором финансовой отчетности предприятия, ее активной работы в средствах массовой коммуникации, в том числе в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, целью исследования работы послужили разработка и научное обоснование предложений по совершенствованию инвестиционной среды агропромышленного комплекса на основе анализа закономерностей и особенностей системы инвестиционной деятельности предприятий агропромышленного комплекса. Объектом исследования данной работы является инвестиционная среда агропромышленного комплекса, предметом исследования – инструменты привлечения финансового капитала. 


Материал и методы исследования

Материалами исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития инвестиционной среды агропромышленного комплекса. Исследованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие инвестиционную деятельность.

В процессе научного исследования данного вопроса использовались методы экономического анализа, структурно-логического, статистического, систематического анализа и методов сравнительного подхода.

 

Результаты и их обсуждение

В ходе исследования на основании последних данных, в 2015 году наблюдался рост объемов прямых иностранных инвестиций (далее – ПИИ) по всему миру, сумма которых увеличилась на 36% по сравнению с 2014 годом и составила 1,7 трлн. долл., что явилось самым высоким показателем после глобального мирового кризиса 2008-2009 гг. [23, 24]

При этом если в развивающиеся страны наблюдался приток инвестиций порядка 5%, то страны с переходной экономикой, наоборот, продемонстрировали сокращение инвестиций на 54%. Наибольшее падение прямых иностранных инвестиций наблюдалось в России и Казахстане, 92% и 66%, соответственно, что было обусловлено конфликтами и сокращением цен на сырьевые товары. Отметим также, что в соответствии с рейтингом инвестиционной привлекательности (Foreign Direct Investment Confidence Index) в 2016 году по данным компании A.T. Kearney наибольший интерес для инвесторов представляли такие страны как США, Китай и Канада, Россия же в первую десятку стран не вошла. Более того, несмотря на беспрецедентный рост инвестиционных проектов на 60,8% в 2015, количество созданных рабочих мест сократилось на 25,1%, а показатель среднего количества созданных рабочих мест на проект упал на 53,4% по сравнению с предыдущим годом (таблица1) [7, 25].

Таблица 1.

Показатели инвестиционной привлекательности Российской Федерации

Показатели

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Количество проектов ПИИ

201

128

128

114

125

201

темп прироста, %

18,2

-36,3

0,0

-10,9

9,6

60,8

Количество созданных рабочих мест

8058

8362

13356

13621

18248

13672

темп прироста, %

-31,9

3,8

59,7

2,0

34,0

-25,1

Среднее количество созданных рабочих мест на проект

40

65

104

119

146

68

темп прироста, %

-42,9

62,5

60,0

14,4

22,7

-53,4

 

Необходимо отметить, что уровень инвестиционной привлекательности в разрезе регионов Российской Федерации также характеризуется неравномерностью. Так, по оценке рейтингового агентства «Эксперт-РА» в 2015 году всего 18 регионов имели высокий инвестиционный рейтинг (1А-2В), в то время как остальные 66 регионов обладали рейтингом с пониженным потенциалом.

В сельском хозяйстве инвестиции в основном направленны на:

- модернизацию основных фондов;

- внедрение новых технологий;

- расширение производства продукции сельского хозяйства;

- развитие новых видов производств.

Формирование инвестиций в сельское хозяйство осуществляется с учетом скорости возврата вложенных средств. Данный процесс возможен только при условии производства высококачественной продукции и снижения ее себестоимости.

Динамика инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных предприятий Российской Федерации за последние пять лет (таблица 2).

Таблица 2.

Год

Млн. руб.

В % к предыдущему году

В % к общему объему инвестиций

2012 г.

235142,6

93,6

3,5

2013 г.

196530,9

80,4

3,3

2014 г.

201845,5

97,8

3,0

2015 г.

256841,9

116,6

3,1

 

При инвестировании в сельское хозяйство необходимо учитывать факторы, влияющие на перспективу его развития:

1. Право владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами. Землю можно покупать, брать в аренду и продавать. На основании данных, полученных в исследованиях экспертов, около 13% совокупных обрабатываемых сельскохозяйственных земель находится в собственности индивидуальных фермеров, 78% принадлежит аграрным компаниям, 9% - частным лицам. Около 40% владеют региональные администрации и государственные структуры в рамках предприятий агропромышленного комплекса.

Механизм отбора инвестиционных проектов кластерного развития агропромышленного комплекса основан на максимизации полезности для каждого участника проекта при распределении ограниченных ресурсов. В данном случае управление кластером осуществляется согласно стейкхолдерскому подходу, то есть каждый участник стремится к достижению собственных целей и имеет влияние на деятельность проекта согласно размеру вложенного пая. Для иллюстрации стейкхолдерского подхода к управлению кластером в агропромышленном комплексе необходимо отметить, что существуют две крупные группы инвесторов, интересы которых необходимо взаимно увязать: государственные структуры и бизнес структуры. Для государственных структур (финансирование из федерального, регионального и местного бюджета в соответствии с утвержденными государственными программами) важнейшим критерием эффективности является скорейшее достижение целей стратегии развития кластера. При этом цели целесообразно разделить на группы по функциональным сферам: производственные, финансовые, социальные, инфраструктурные и другие. Помимо стратегической значимости, для государства также важны такие критерии, как инвестиционная эффективность (срок окупаемости, IRR, NPV, уровень инвестиций), а также риск по проекту. Для бизнеса критерий стратегической значимости не имеет значения. Инвестиционная эффективность и риск – основные значимые критерии, на основе анализа которых принимается решение о финансировании проекта [8].

Механизм оценки проектов пула частными инвесторами совершенно другой. Они рассматривают, как правило, критерии риска и доходности проекта. Оценить наиболее благоприятные для реализации проекты можно по методу «идеальной точки». Каждый проект имеет показатель риска и доходности, они представляют собой координаты точек в соответствующей системе координат. Необходимо выбрать идеальную точку, рассчитать расстояние до неё от каждой точки пула по формуле евклидова расстояния. Проекты с наименьшим отклонением будут наиболее приоритетны (таблица 3).

Таблица 3.

Оценка приоритетности проектов для частных инвесторов

1

2

3

4

Риск, %

15

20

30

25

Доходность, %

30

30

5

25

Отклонение

0

5

29

11

 

Идеальная точка (15; 30). Расчёты показали, что наиболее приоритетными для бизнеса являются первые два проекта. Для государственно-частного партнерства могут быть задействованы 2–4 проекты. Второй проект, скорее всего, будет финансироваться в основном частным инвестором с небольшой долей государства, третий и четвёртый проект, напротив, с большой государственной долей. Для формирования возможных вариантов финансирования инвестиционных проектов предприятию необходимо сформировать функцию максимизации, которой является ценность, значимость проекта для инвестора и оценка. С другой стороны, возникает ряд ограничений, связанных с нехваткой бюджетных средств, производственных мощностей, квалифицированных рабочих и т.п. Основные ограничения, которые могут возникнуть:

1. Бюджетное ограничение.

2. Ограничения на любые другие ресурсы.

3. Ограничение, связанное с реализацией взаимосвязанных ресурсов.

Если в выборке имеются взаимосвязанные проекты, то, включая один из них в портфель, необходимо включить и другой. Учитывая данные ограничения и сформировав функцию максимизации, получаем задачу линейного программирования:

  

где

Vi – совокупная ценность проекта;

Хi принимает значения 1, если проект включён в портфель и 0, если проект не включён;

Сit – затраты на реализацию проекта;

Bt – бюджетное ограничение;

Rit – ресурсы, необходимые для реализации проекта I на стадии t;

Rt – ограничения на ресурсы в момент времени t.

PRpq = 1, если проект p связан с проектом q отношением импликации, то есть при включении в портфель одного проекта второй тоже следует включать, PRpq = 0, если проекты не взаимосвязаны.

Сформированная система уравнений имеет следующее решение – (2, 3, 4). Следовательно, к совместному финансированию, например, в рамках государственно-частного партнерства приняты для реализации проекты № 2, 3, 4. Оптимизация долей финансирования проектов может быть определена с помощью оценки степени достижения поставленных целей [9].

Таким образом, приведенный механизм формирования инвестиционного портфеля проектов в кластерной системе агропромышленного комплекса позволяет взаимно увязать интересы участников кластера и обеспечить максимальную степень достижения поставленных целей в рамках стратегии управления кластерной структурой как частных, так и государственных участников.

Что касается рынка ценных бумаг агропромышленного комплекса России, акции компаний торгуются на внебиржевом рынке. Порог входа на рынок (комиссии) по-разному высокий, наблюдается сильная волатильность. В информационной телекоммуникационной сети «Интернет» и при помощи специализированных торговых программ наблюдается довольно много предложений по облигациям предприятий агропромышленного комплекса. Следует отметить, что процесс эмиссии ценных бумаг требует прохождение определенных процедур, где вновь образованным предприятиям агропромышленного комплекса является довольно трудным для соблюдения. По облигациям основная процентная ставка конкурентоспособныхагропромышленных предприятий в основном доходит до 11%, что является не самым привлекательным для инвесторов решений [11,12,13].

Таким образом, применения проектного инструмента инвестирования, является наиболее оптимальным для совершенствования инвестиционной среды агропромышленного комплекса Российской Федерации. Предприятиям агропромышленного комплекса целесообразно использовать совокупные инвестиционные инструменты в целях диверсификации инвестиционных предложений.

 

Выводы

Основным приоритетом развития агропромышленного комплекса России является совершенствование инвестиционной среды в среднесрочной и долгосрочной стратегии предприятия. Вместе с тем ресурсные возможности многих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для решения задач, касающихся инвестиционной деятельности агропромышленного комплекса, направлены на повышение инвестиционной привлекательности предприятий.

Опыт мировой практики в целях развития инвестиционной деятельности агропромышленного комплекса показывает, что применение совокупных инструментов привлечения финансовых ресурсов широко используется для эффективного преобразования в среднесрочные и долгосрочные инвестиции предприятия [20, 22].

Опыт использования проектного инвестиционного инструмента агропромышленного комплекса в Российской Федерации применяется относительно недавно. Однако суть самой эффективности организации качественного проекта, приносящей в результате прибыль инвестору, представляется недостаточной.

Для дальнейшего совершенствования инвестиционной среды агропромышленного комплекса России необходимо решить концептуальные проблемы, связанные с формированием адекватного инвестиционного предложения на уровне предприятия. Обеспечение эффективных проектных инвестиционных инструментов для инвесторов в агропромышленный комплекс позволит предприятию в меньшей мере использовать заемные средства кредита, лизинга, тем самым сократит расходы по своим обязательствам.

К основной гипотезе исследования относится существование недостаточно эффективных методов, форм и механизмов инвестиционной деятельности предприятий агропромышленного комплекса, которые предполагают поиск нетрадиционных подходов к решению финансовых проблем, в том числе путем использования зарекомендовавших себя положительной зарубежной практики и достаточно легко адаптируемой в условиях российской экономики механизмов государственно-частного партнерства на основе складывающейся системы институтов и инструментов партнерства государства и частного бизнеса.

В целях совершенствования инвестиционной среды агропромышленного комплекса Российской Федерации необходимо на уровне предприятия сформировать качественную инвестиционную стратегию с учетом применения совокупных инвестиционных инструментов (эмиссия ценных бумаг, структурных продуктов, проектное инвестирование, кредит, лизинг, и др.).

Кроме того, для полноценного развития инвестиционной среды агропромышленного комплекса целесообразно участие общественности в лице независимых общественных коллегиальных органов, например, общественной палате, в рассмотрении инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в целях повышения эффективности использования ресурсного потенциала органов власти государственного (муниципального) уровней управления в части распределения средств на финансирование в том числе инвестиционных проектов предприятия.

По результатам проведения исследования инвестиционной среды агропромышленного комплекса России на основе анализа различных источников аналитической информации, также необходимо на уровне предприятия активно позиционировать деятельность в средствах массовой информации, открыто предоставлять данные на официальных сайтах предприятий, совершенствовать информационно-технические платформы. Хорошая идея повышения информационной-коммуникационной активности предприятия для инвесторов послужит создание собственного мобильного приложения, в котором могут отображаться новости, инвестиционные предложения, отчетности, графики курсовой стоимости акций, облигаций предприятия, его дочерних предприятий, если такие имеются, и др.

Таким образом, поставленное исследование вопроса совершенствования инвестиционной среды агропромышленного комплекса в Российской Федерации концентрируется на предприятии. Выявленные теоретические результаты, практические предложения и рекомендации могут быть использованы в практической деятельности предприятий, научно-образовательной деятельности и институтах гражданского общества для совершенствования инвестиционной среды.


Библиографический список


1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Электронный ресурс] – СПС «Консультант-Плюс»;
2. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – СПС «Консультант-Плюс»;
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – СПС «Консультант-Плюс»;
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант-Плюс»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 г. № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы» [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант-Плюс»;
6. Околышев Д.А. Проблемы реализации федеральных целевых программ развития территорий. Вестник Государственного университета управления. 2015. № 9/2015. С. 203-207;
7. Околышев Д.А. Совершенствование инвестиционной привлекательности регионов на основе государственно-частного партнерства. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2016. Том 8, №6;
8. Околышев Д.А. Повышение эффективности инвестиционной деятельности региональных систем на российском фондовом рынке. ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», актуальные проблемы социоэкономики в XXI веке. Москва. 2017. Выпуск 5. С. 222-226;
9. Околышев Д.А. Механизм формирования портфеля проектов ГЧП в кластере. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2017. № 2. С. 131-136;
10. Околышев Д.А. Развитие дорожного хозяйства в проектах государственно-частного партнерства. Журнал «Муниципальная академия» № 4. 2916;
11. Семкина О.С., Сираждинов Р.Ж. О государственной экономической политике. Вестник Государственного университета управления. 2012. № 17. С. 74-78;
12. Вахитова З.Т. Развитие малого бизнеса в сельской местности.Проблемы современной экономики. Новосибирск. 2014. № 17. С. 51-54;
13. Гетман Г.А., Бухвостов Ю.В. Приоритетные инструменты финансирования дополнительных инвестиций в сельском хозяйстве. Вестник ОрелГАУ. 2007. №5. С.31-32;
14. Лукьянов Ю.П. Основные направления финансирования государственного и муниципального финансирования крестьянских(фермерских) хозяйств на примере Липецкой области. Качество науки- качество жизни. 2012. №2. С.64-65;
15. Старкова О.Я. Финансирование инновационного развития сельского хозяйства. Актуальные вопросы современной науки. 2015. №2(5). С.83-87;
16. Звоноренко А.С. Банковское кредитование сельхозпроизводителей как инструмент повышения эффективности сельского хозяйства страны. Вестник Волгоградского Института Бизнеса. 2014. №2(27). С.212-216;
17. Романенко И.А. Теория и практика лизинговой деятельности в сельском хозяйстве. Международныйтехнико-экономическийжурнал 2009. №2. С.71-76;
18. Нечаев В. Проблемы аграрного образования в России. АПК: экономика, управление. 2015. № 3. С. 2632;
19. Голубев А.В., Голубева А.А. Внутренние резервы повышения эффективности аграрной экономики. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 3. С. 12–14;
20. Хабибулаев Х.М. Меры государственного стимулирования инновационной деятельности в АПК. Актуальные проблемы и перспективы развития АПК в связи с вступлением в ВТО: российский и международный опыт: Материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. И.П. Глебова. Саратов: Издательство «КУБиК», 2013. С. 123-126;
21. Добрынин, В.А. Актуальные проблемы экономики АПК. Уч. Пособие. В.А. Добрынин. М.: Издательство МСХА, 2015. С. 280;
22. Сильванович, В.И. Сельскохозяйственное производство в Республике Беларусь: базисные факторы, основные результаты и условия инновационного развития: монография В.И. Сильванович; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Учреждение образования «Гродненский государственный аграрный университет». Гродно: ГГАУ, 2013. С. 210;
23. Федоров В.Г., Проваленова Н.В., Якимов М.Я., Федорова Н.В. Искусство управления. Из истории менеджмента. Княгинино, 2013. 156 с.
24. Балдов Д.В., Суслов С.А. Методика расчета уровня продовольственной безопасности // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 13-26.
25. Шавандина И.В., Шамин Е.А. развитие Организаций потребительской кооперации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4 (13). С. 67-73.
26. Савицкий С. И. Программно-целевое управление и развитие региона. Инновационнаянаука. 2016. № 9 (21). С. 147-150.

References


1. Federal'nyj zakon ot 25.02.1999 № 39-FZ «Ob investicionnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii, osushchestvlyaemoj v forme kapital'nyh vlozhenij» [EHlektronnyj resurs]. SPS «Konsul'tant-Plyus»;
2. Federal'nyj zakon ot 09.07.1999 № 160-FZ «Ob inostrannyh investiciyah v Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs]. SPS «Konsul'tant-Plyus»;
3. Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs]. SPS «Konsul'tant-Plyus»;
4. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29.12.2006 g. № 264-FZ «O razvitii sel'skogo hozyajstva» [EHlektronnyj resurs]. SPS «Konsul'tant-Plyus»;
5. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14.07.2012 g. № 717 «O gosudarstvennoj programme razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013 – 2020 gody» [EHlektronnyj resurs]. SPS «Konsul'tant-Plyus»;
6. Okolyshev D.A. Problemy realizacii federal'nyh celevyh programm razvitiya territorij. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta upravleniya. 2015. № 9/2015. Pp. 203-207;
7. Okolyshev D.A. Sovershenstvovanie investicionnoj privlekatel'nosti regionov na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE». 2016. Tom 8, №6;
8. Okolyshev D.A. Povyshenie ehffektivnosti investicionnoj deyatel'nosti regional'nyh sistem na rossijskom fondovom rynke. FGBOU VO «Rossijskij gosudarstvennyj universitet turizma i servisa», aktual'nye problemy socioehkonomiki v XXI veke. Moskva. 2017. Vypusk 5. Pp. 222-226;
9. Okolyshev D.A. Mekhanizm formirovaniya portfelya proektov GCHP v klastere. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: EHkonomika. 2017. № 2. Pp. 131-136;
10. Okolyshev D.A. Razvitie dorozhnogo hozyajstva v proektah gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. ZHurnal «Municipal'naya akademiya» № 4. 2916;
11. Semkina O.S., Sirazhdinov R.ZH. O gosudarstvennoj ehkonomicheskoj politike. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta upravleniya. 2012. № 17. Pp. 74-78;
12. Vahitova Z.T. Razvitie malogo biznesa v sel'skoj mestnosti.Problemy sovremennoj ehkonomiki. Novosibirsk. 2014. № 17. Pp. 51-54;
13. Getman G.A., Buhvostov YU.V. Prioritetnye instrumenty finansirovaniya dopolnitel'nyh investicij v sel'skom hozyajstve. Vestnik OrelGAU. 2007. №5. Pp.31-32;
14. Luk'yanov YU.P. Osnovnye napravleniya finansirovaniya gosudarstvennogo i municipal'nogo finansirovaniya krest'yanskih(fermerskih) hozyajstv na primere Lipeckoj oblasti. Kachestvo nauki- kachestvo zhizni. 2012. №2. Pp.64-65;
15. Starkova O.YA. Finansirovanie innovacionnogo razvitiya sel'skogo hozyajstva. Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki. 2015. №2(5). Pp.83-87;
16. Zvonorenko A.S. Bankovskoe kreditovanie sel'hozproizvoditelej kak instrument povysheniya ehffektivnosti sel'skogo hozyajstva strany. Vestnik Volgogradskogo Instituta Biznesa. 2014. №2(27). Pp.212-216;
17. Romanenko I.A. Teoriya i praktika lizingovoj deyatel'nosti v sel'skom hozyajstve. Mezhdunarodnyjtekhniko-ehkonomicheskijzhurnal 2009. №2. Pp.71-76;
18. Nechaev V. Problemy agrarnogo obrazovaniya v Rossii. APK: ehkonomika, upravlenie. 2015. № 3. Pp. 2632;
19. Golubev A.V., Golubeva A.A. Vnutrennie rezervy povysheniya ehffektivnosti agrarnoj ehkonomiki. EHkonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. 2014. № 3. Pp. 12–14;
20. Habibulaev H.M. Mery gosudarstvennogo stimulirovaniya innovacionnoj deyatel'nosti v APK. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya APK v svyazi s vstupleniem v VTO: rossijskij i mezhdunarodnyj opyt: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod red. I.P. Glebova. Saratov: Izdatel'stvo «KUBiK», 2013. Pp. 123-126;
21. Dobrynin, V.A. Aktual'nye problemy ehkonomiki APK. Uch. Posobie. V.A. Dobrynin. M.: Izdatel'stvo MSKHA, 2015. Pp. 280;
22. Sil'vanovich, V.I. Sel'skohozyajstvennoe proizvodstvo v Respublike Belarus': bazisnye faktory, osnovnye rezul'taty i usloviya innovacionnogo razvitiya: monografiya V.I. Sil'vanovich; Ministerstvo sel'skogo hozyajstva i prodovol'stviya Respubliki Belarus', Uchrezhdenie obrazovaniya «Grodnenskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet». Grodno: GGAU, 2013. Pp. 210;
23. Fedorov V.G., Provalenova N.V., Jakimov M.Ja., Fedorova N.V. Iskusstvo upravlenija. Iz istorii menedzhmenta. Knjaginino, 2013. 156 p.
24. Baldov D.V., Suslov S.A. Metodika rascheta urovnja prodovol'stvennoj bezopasnosti. Vestnik NGIJeI. 2016. No 1 (56). P. 13-26.
25. Shavandina I.V., Shamin E.A. razvitie Organizacij potrebitel'skoj kooperacii. Azimut nauchnyh issledovanij: jekonomika i upravlenie. 2015. No 4 (13). P. 67-73.
26. Savickij S. I. Programmno-celevoe upravlenie i razvitie regiona. Innovacionnayanauka. 2016. № 9 (21). Pp. 147-150.

Возврат к списку