,

$ 92.51 98.91

Экономика

Малый и средний бизнес в секторе АПК

Введение

Несмотря на всю государственную поддержку, развитие малого бизнеса осуществляется только в городах. В сельской местности малый бизнес представлен преимущественно малыми формами хозяйствования. Общая численность малого бизнеса в стране включает в себя 253 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и порядка 32 тыс. индивидуальных предпринимателей [1].

Это обусловлено целым рядом причин, связанных как с развитием сельского хозяйства, так и не отлаженными механизмами поддержки предпринимательства непосредственно в России. Сама предпринимательская деятельность в России имеет относительно небольшую историю [2]. Первые кооперативы появились в конце 1980-х годов и развивались в очень сложный для государства период.

Материал и методы

Определим наиболее значимые проблемы малого и среднего бизнеса агропромышленного комплекса Российской Федерации. Среди прочих выделим основные проблемные вопросы:

• отсутствие материально-технической базы для развития предпринимательской деятельности на селе;
• противоречивая законодательная база, которая не может защитить интересы малого предпринимательства;
• низкая координация между службами и низкий уровень развития инфраструктуры, который затрудняет развитие сельскохозяйственного бизнеса;
• отсутствие каналов сбыта продукции;
• отсутствие возможности качественной подготовки кадров.
• сложные юридические перспективы;
• слабая информационная поддержка.

Одной из главных проблем сельской местности является её отставание в отраслевом развитии от города. Из-за этого большинство новых инструментов, облегчающих развитие малого бизнеса в сельской местности остаются не востребованными. З.Т. Вахитова, наряду c основными функциями, отмечает отличие малого бизнеса на селе от городского [3].

Малый бизнес в сельской местности направлен преимущественно на обеспечение собственных нужд и касается преимущественно пищевого снабжения. Поскольку большинство областей Российской Федерации являются аграрными регионами, поэтому деятельность малого бизнеса на селе сосредоточена непосредственно на обслуживании аграрного сектора. Таким образом, возможности малого и среднего бизнеса на селе ограничиваются аграрным сектором.

В тоже время, на селе существует необходимость в развитии социальных услуг. Существует острая необходимость в привлечении к агробизнесу квалифицированных кадров, которые будут повышать конкурентоспособность отрасли за счёт улучшения качества сервиса.

Развитие малого бизнеса позволит насытить внутренний рынок товарами и наладить социальную сферу обслуживания, создавая дополнительные рабочие места. Одна из сфер, требующих активного развития на селе — социальные услуги [4].

Малые формы бизнеса имеют целый ряд преимуществ перед крупным бизнесом, но в условиях сельской местности они слабо развиты, поскольку отсутствует достойная конкуренция. Крупные производители слабо адаптированы к региональным нуждам, но за активной рекламной кампанией местных производителей практически не заметно [5].

Крупный и малый бизнес в регионах зависимы друг от друга — при наличии в субъекте хотя бы одного крупного предприятия развивается и малый бизнес, поскольку появляется устойчивый спрос на сопутствующие услуги. Основная проблема заключается в том, что в сельской местности практически не осталось крупных предприятий. Практически весь малый и средний бизнес представлен малыми формами хозяйствования и представляет собой семейный бизнес.

Корнилов Д.А. подчёркивает особенность малых форм хозяйствования и их неустойчивость по сравнению с крупным бизнесом [6]. Нужно отметить, что несмотря на то, что крупные предприятия менее уязвимы для экономических колебаний, малый бизнес более приспособлен к рыночным изменениям и обладает потенциалом к переустройству согласно новым рыночным требованиям.

Результаты и обсуждение

На данный момент страна переживает переходный период — с рынка уходят крупные иностранные производители, поэтому у малого бизнеса появляется отличный шанс заполнить эту нишу товарами собственного производства и сформировать благоприятную экономическую среду внутри регионов.

Комплексные исследования социальных и кадровых показателей сельской местности показывают, что самими перспективными направлениями развития малого бизнеса в регионах могут стать социальные услуги [4, 7]. Однако для этого необходимо сформировать подходящую среду непосредственно на уровне местных властей и муниципальных образований.

Необходимо проведение грамотной налоговой политики, которое сможет снизить налоговую нагрузку на бизнес и уничтожить коррумпированные механизмы, которые в большинстве случаев являются сдерживающим фактором [8].

На данном этапе в России утверждена «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года», в которой содержится несколько ключевых положений, ориентиров [9]. Действие стратегии сосредоточено в тёх направлениях:

• маркетинговое планирование и разработка кампаний, стимулирующих развитие малого бизнеса;
• адаптация мер поддержки малого и среднего предпринимательства согласно специфике регионов;
• борьба с коррупцией.

Несмотря на относительно небольшую историю развития малого бизнеса в России, для экономики страны характера динамичная способность приспосабливаться к новым условиям. Поэтому при наличии доступных новых инструментов, их можно успешно внедрять в действие, используя в качестве базы иностранный опыт [10, 11].

Если рассматривать иностранный опыт, то в США порядка 40% валового продукта приходится на малый бизнес. Поддержкой бизнеса занимается Администрация Малого Бизнеса США (The U.S. Small Business Administration – SBA), которая является независимой правительственной организацией. Деятельность организации сфокусирована на оказании помощи малому предпринимательству, защите интересов малого бизнеса и поддержании конкуренции [12]. В организации имеются отработанные механизмы помощи бизнесу, в частности, предусматривающие повышение качества услуг и профессиональный рост.

Поскольку основным рыночным ориентиром в США является качественное обслуживание, в организации имеется шкала стандартов обслуживания, на основе которой осуществляется постоянный мониторинг деятельности предприятий [13]. С клиентами предприятий поддерживается двустороння связь. SBA занимается разработкой локальных программ технической помощи малому бизнесу, поиском путей снижения себестоимости сервиса и упрощения обслуживания. Это касается как бизнеса в мегаполисах, так и в сельской местности.

В Германии на долю малого бизнеса приходится 99,7% коммерческих предприятий, причём порядка 1500 из них входят в список лидирующих мировых экспортёров. Таких высоких показателей Германия добилась за счёт мощной государственной поддержки на всех структурных уровнях [14]. В стране действует свыше 200 государственных программ поддержки бизнеса, причём приоритет отдаётся наукоёмким отраслям.

Регулированием малого бизнеса занимается Генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий. Кредитную политику регулирует Кредитный банк, который принимает решение о выдаче льготных кредитов на основе бизнес-плана [15, 16].

В нашей стране вопросами развития малого и среднего бизнеса занимаются Министерство Экономики и Развития Российской Федерации, Корпорация МСП, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Министерство Сельского Хозяйства [17]. Действуют федеральные и региональные программы. Однако этого мало.

Кроме того, существует проблема информирования населения о федеральных программах. Например в Нижегородской области из 112 тысяч объектов малого бизнеса в программу обратились всего несколько тысяч человек, а реальную помощь получили только 456, из них 240 индивидуальных предпринимателей и 216 юридических лиц [6, 21].

Выводы

Комплекс мер по развитию малого бизнеса в сельской местности должен включать в себя поддержку всех отраслей сельского хозяйства, отдавая приоритет развитию и обслуживанию социальной инфраструктуры и сферы услуг.

Одна из основных проблем государственной поддержки сельскому хозяйству заключается в неправильной оценке важности отраслей. Как правило, дотации получают только приоритетные отрасли, связанные непосредственно с обеспечением региона сельскохозяйственной продукцией.

Помимо этого, необходимо проводить информационную поддержку малого бизнеса, устраивать информационные семинары и другие мероприятия, стимулирующие развитие малого бизнеса. Между предпринимателями необходимо развивать кооперацию, которая позволит привлечь инвестиции в те отрасли, которые государство не считает приоритетным.