,

$ 91.82 98.95

Экономика

Использование стандарта «Халяль» для мясоперерабатывающих предприятий Республики Беларусь: проблемы и перспективы

Введение

Преобразование в аграрном секторе Республики Беларусь накладывает дополнительную ответственность на современных управленцев в сфере АПК, так как от них зависит изучение передовых достижений в развитии науки, техники, технологии, экологии, стандартизации, и умение использовать полученные знания в комплексе.  Акцент на качество, подтвержденное стандартами ИСО, становится основой стратегии пока только для перерабатывающих организаций АПК РБ. Это направление рассматривается как важнейшая составляющая конкурентного преимущества.

Глобализация, мировые финансовые и экономические кризисы подводят к тому, что придерживаться только одного направления в сфере стандартизации недальновидно. Учитывая то, что мировое сообщество становится мультикультурным, некоторые исторически сложившиеся традиции стали подкрепляться элементами рыночного механизма и переходить в область брендирования, как произошло с «халяль».  В настоящее время для производителей мясной продукции – это индустрия на основании стандарта по безопасности здоровья, продукты питания, выработанные в соответствии с мусульманскими традициями. По мировому объему рынок халяльной продукции представлен 2 миллиардами потребителей. Исследования компании Transparency Market Research оценивают объем этого рынка в 2,1 трлн. долл. США ежегодно, а к 2020 г.  — в 6 трлн. долл. Лидеры  мясного рынка, такие как США, Бразилия, Аргентина, производят продукты по этому стандарту в мировом масштабе. 

 В Республике Беларусь из года в год наращиваются объемы производства мясной продукции, причем экспорт к концу 2017 г. оценивается в 2 млрд. долл. США. Зарубежные эксперты отмечают, что белорусские ландшафты, погодно-климатические условия, местоположение страны идеально подходят для того, чтобы стать мясной державой, а стандарты «Халяль» выступят ключом к азиатским рынкам.

Материал и методы

В процессе  исследования использовались такие  методы  как диалектический, динамический, экономический анализ, системный, ситуационный и процессный  подходы, синтез, индукция и дедукция. Базой для проведения исслдеований послужили первичные данные мясоперерабатывающих предприятий, статистическая отчетность РБ, труды отечественных и зарубежных ученых.

Результаты и обсуждение

За последние десять лет ситуация в сельском хозяйстве Республики Беларусь достаточно динамична, характеризуется положительными тенденциями. Раньше эта отрасль экономики была малоподвижным механизмом, зависящим от государственных заказов, а сегодня она вполне мобильна и самостоятельна. Мясоперерабатывающие предприятия страны  получили дополнительные конкурентные преимущества и дополнительные стимулы к развитию [7].

Наличие системы менеджмента качества на мясоперерабатывающих предприятиях позволяет потребителям не беспокоиться о безопасности существующих пищевых продуктов. Кроме того, это отличная возможность выйти на международный уровень, причем не только с точки зрения получения новых потребителей, но с позиции обмена опытом с европейскими и азиатскими странами.

В настоящее время мясоперерабатывающая отрасль Республики Беларусь включает 27 крупных мясокомбинатов и около 200 субъектов хозяйствования различных форм собственности, большинство из которых небольшие цеха сельскохозяйственных производственных кооперативов, потребкооперации, иностранные и частные предприятия [1].

Основные виды продукции мясоперерабатывающих предприятий в стране и в Гродненском регионе представлено в таблице 1.

Таблица 1 — Основные виды продукции мясоперерабатывающих предприятий, тыс. т.

Страна / регион

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Мясо и субпродукты пищевые

Республика Беларусь

830,4

906,8

998,5

947,4

1010,6

647,5

Гродненская область

156,6

169,7

187,9

174,8

178,5

160,9

Колбасные изделия

Республика Беларусь

289,8

296,1

291,7

288,8

264,3

241,3

Гродненская область

54,0

53,1

51,0

54,1

55,5

59,0

 

В 2016 г. удельный вес предприятий Гродненской области в производстве мяса и субпродуктов составил 24,8 % от всего республиканского производства.  Следует отметить, что это существенно больше уровня прошлых лет, так как в 2015 г. этот показатель составил – 17,6%,  а в 2014 г. -18,5%.  Также, несмотря на снижение общереспубликанского производства колбасных изделий, доля для мясокомбинатов  Гродненской области   увеличилась и составила в 2016 г.  24,4 %, что  на 5,7 % больше по сравнению с 2011 г.

Структура промышленного комплекса определяет высокую степень открытости экономики Республики Беларусь, ее ориентированность на внешние рынки. В структуре экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия в

Республики Беларусь на долю экспорта мясопродуктов приходится около 20 %. Несмотря на небольшую долю экспорта мясных продуктов в общем экспорте страны, внешняя торговля данной продукцией является важной для белорусских производителей, поскольку составляет основную прибыль белорусских производителей мяса и мясных продуктов. За счет экспорта покрываются убытки, возникающие по причине отрицательной рентабельности продаж предприятий на внутреннем рынке [6].

Такие тенденции вынуждают белорусских производителей мясной продукции охватывать новые географические рынки, в частности азиатские. Поэтому все больше производителей обращается в ОАО «БелХаляль» за сертификацией. Для того чтобы получить сертификат необходимо, чтобы предприятие, его деятельность соответствовала НАССР, в том числе оборудование и сырье. Далее составляется руководство по халялю и выдается сертификат на год. Через год  аудиторская комиссия осуществляет проверку, и при соблюдении условий, продлевает сертификат. Необходимо отметить, что требования достаточно четкие и конкретные, они определяются условиями той страны, с которой планируется сотрудничество. Например, животное должно убиваться по канонам ислама, убой осуществляет мусульманин, говядина не должна соприкасаться со свининой и ее производными, быть без примесей и добавок. Для стран Малайзии допускается перерабатывать мясо на одном оборудовании, однако после переработки свинины должен быть совершен  ритуал очищения. Чтобы попасть на рынок таких стран как ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия, Оман необходимо, чтобы свинина в цехах не перерабатывалась.

Но на большинстве белорусских мясокомбинатов используется смешанное производство свинины и говядины. По этой причине ОАО «Гродненский мясокомбинат» не смог получить соответствующий сертификат. В гродненском регионе ОАО «Слонимский мясокомбинат» получил сертификат «Халяль» в 2011 г. в Международном центре стандартизации и сертификации в Российской Федерации. В тот же период была установлена перегородка между двумя линиями, следовательно, основное условие о не пересечении различных видов мяса и субпродуктов было выполнено. Стратегия в области стандартизации позволила осуществлять сотрудничество ОАО «Слонимский мясокомбинат» с Вьетнамом и другими азиатскими странами. К примеру, в 2017 г. в Узбекистан было поставлено 20 т замороженной говядины и 12 т охлажденной говядины через российскую компанию. Предприятие посетили делегации из Египта, Ирака, Китая. Зарубежные специалисты тщательно изучали технологию производства, оборудование, документацию и дали высокую оценку деятельности мясокомбината, что в перспективе может быть началом долговременного сотрудничества [5].

Выводы

Таким образом, необходимо отметить, что халяль – это не только продукты питания, но и легкая промышленность, банковская сфера, гостиничный бизнес, образование, фармакология, косметология, то есть это жизненная философия, которая позволит получать дополнительный доход различным секторам экономики страны, но первопроходцами в этой сфере пока выступают мясоперерабатывающие предприятия. На экспорт оправляется чуть более половины производимого в Беларуси мяса КРС, что связано  низкой рентабельностью продаж данного вида продукции на внутреннем рынке. Ключевым рынком сбыта для белорусских производителей мяса долгое время являлась Российская Федерация, на которую приходилось около 97% всего экспорта. Данный показатель за трехлетний период  претерпел кардинальные изменения, так как  белорусская мясная продукция стала экспортироваться во многие азиатские страны.