,

$ 92.51 98.91

Экономика

Государственная поддержка сельского хозяйства как фактор эффективности экономики России

Введение

Сельское хозяйство играет важнейшую роль в экономике любой из стран мира. Обращаясь к истории, можно сделать вывод о том, что со времен раннего земледелия для удовлетворения растущих физиологических потребностей человек отдавал сельскому хозяйству наибольшее предпочтение. Поэтому в современное время роль и значение сельского хозяйства сложно недооценивать. Сельское хозяйство обеспечивает населения продовольственными продуктами, создавая, таким образом, продовольственную безопасность государства.

Сельское хозяйство в дополнение к своей важной стратегической роли может обеспечивать сырьевыми материалами множество промышленных предприятий различного направления [1]. Более того, сельское хозяйство как бы напоминает человечеству о начале своего существования, сохраняя при этом самобытность национальности и сложившийся традиционный уклад всей жизни. Также сельское хозяйство в силе создавать спрос на продукцию из отрасли тяжелой промышленности. Это достигается за счет внедрения новых технологий и оборудования в процессы сельскохозяйственного производства из-за перехода на интенсивный путь развития в ряде государства.

Определяя для сельского хозяйства в каждой стране достаточно высокую роль, нельзя сказать, что с позиции ведения частного дела или бизнеса значимость аграрного сектора занижается, причем искусственно. Такая зависимость обозначена присутствием специфических природно-климатических условий и достаточно низкой инвестиционной привлекательностью самой отрасли сельского хозяйства. Наличие диспаритета также сильно влияет на развитие сельского хозяйства. Диспаритет возникает из-за неэквивалентности товарообмена в сельском хозяйстве с другими секторами экономики, объясняя это потерей потребительских свойств конечного продукта в результате процесса производства [2]. В результате такой важный стратегическом плане сектор экономики сельского хозяйства встает перед вопрос выживаемости. Данный вопрос можно решить благодаря государственной поддержке.

Под государственной поддержкой понимается система программ и мероприятий, несущих финансовое облегчение для сельскохозяйственного сектора путем снижения налогового бремени, выделением субсидий, применением эффективной системы страхования и т.п. Государственная поддержка сельского хозяйства должна стать практически естественной компенсацией для аграрной отрасли в условиях существования на свободном рынке.

Подводя итоги по предыдущим годам выполнения государственной программы по поддержке сельского хозяйства, можно сказать, что плановый индекс производства сельского хозяйства не был достигнут. В 2008 году плановое значения составляло 103,8, по факту – 110,8. В 2009 году план – 103,9, факт – 101,4. В 2010 году: план 104,1, факт – 88,1 [3].

Чтобы определить значимость государственной поддержки, достаточно знать об особенностях сельского хозяйства, как отрасли. У данной отрасли присутствует фактор слабого финансового состояния наибольшего количества сельскохозяйственных производств. Также стоит учитывать присутствие незавершенности различных институционных  и земельных преобразований в самом аграрном секторе России.

Материал и методы

Сельское хозяйство является стратегически важным сектором экономики России. Поэтому для объективного рассмотрения поставленного вопроса следует определить первоначальные проблемы данной отрасли. Одной из причин появления проблем кроется в наличии действующих законов.

Их введение и исполнение отразилось в региональной дифференциации и достаточно низком качестве почвы. Обострение социальных и бытовых проблем населения на селе стало следствием слабой оперативности и низкой компетенции государственных служащих, разрабатывающих регламентирующие документы к исполнению. В результате, в сельском хозяйстве России используется преимущественно ручной труд и видна достаточно низкая степень автоматизации сельскохозяйственного производства.

Можно сделать заключение  о том, далеко не все проблемы производства с низкой рентабельностью можно решить на микроэкономическом уровне самого предприятия [4]. Также не всегда решение поставленной задачи может зависеть от профессионализма и опыта собственников предприятия или же приглашенных топ-менеджеров. Напрашивающимся решением является только государственная поддержка.

Государственная поддержка сельского хозяйства, осуществляемая в комплексе, может дать дополнительные возможности аграрному сектору для выхода на конкурентоспособный уровень. Как следствие, сельскохозяйственные предприятия потенциально способны выпускать товары и услуги мирового стандарта качества для многих рынков, при этом сохраняя и повышая реальных доходы непосредственно своих граждан.

Чтобы определить приоритеты государственной поддержки, стоит найти индикаторы состояния сельского хозяйства. Под индикатором понимается интегральный показатель, который количественно определяет только качественные характеристики развития аграрного сектора в течение определенного срока. Такие индикаторы в точности отражают настоящую производственную реальность, а также инновационные и экономические показатели. Прежде чем, обозначать индикаторы, следует определить значение понятия эффективность сельского хозяйства.

Часто проблему повышения эффективности сельского хозяйства осуществляют без внимания эффективности введения бюджетных средств. Часто и ошибочно заранее бюджетные средства считают незначительными  и неэффективными, не рассматривая при этом способы их применения [5]. Само понятия эффективности неотделимо от понятия критерий эффективности. Под критерием эффективности понимается показатель, изменение которого дает определение большей или наоборот меньшей эффективности потраченных ресурсов.

Особенность определения понятия эффективности сельскохозяйственного производства заключается в том, что нельзя забывать о природных условиях наряду с уже обозначенными научно-техническими, политическими, социальными и экономическими критериями.

Земля, являющаяся основным средством для сельского хозяйства, имеет абсолютно разные характеристики в каждом регионе России [6]. Поэтому разрабатывая критерии государственной поддержки, нельзя не учитывать данную специфику для получения наибольшей эффективности вложения бюджетных средств. Государственная поддержка сельского хозяйства не может быть отделена от политической составляющей вопроса.

Система государственного кредитования также должна учитывать интересы сельского хозяйства. По итогам 2013 года, к примеру, кредитной организации ОАО «Россельхозбанк» удалось показать наибольший объем выданных кредитов для аграрно-промышленного комплекса страны, равный 553,1 млрд руб. В том числе инвестиционные кредиты составили 249,92 млрд руб. Также общий объем выданных кредитов был создан кредитными организациями: ОАО «Сбербанк России», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Банк ВТБ», ГК «Внешэкономбанк». Общий объем кредитов в 2013 году составил 1156,47 млрд руб [7].

В настоящее время нефинансовые меры поддержки сельского хозяйства определены исполнением и следованию регламенту в рамках Федерального Закона «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 №264-фз (в ред. от 23.07. 2013). При этом основные направления государственной поддержки реализуются через так называемые дорожные карты развития аграрного сектора, а также через государственные программы развития сельского хозяйства и производства. Схематично можно рассмотреть основные принципы государственной поддержки [8].

Рисунок 1. Основные принципы государственной поддержки.

Таким образом, система государственного влияния должна создавать именно благоприятные условия для развития аграрного сектора.Поэтому необходимо решать следующие задачи:

1.      Обеспечивать продовольственную безопасность государства.

2.      Стимулировать рост сельскохозяйственного производства и готовой продукции, преследуя интересы собственной страны.

3.      Создавать специализированные фонды для поддержки сельскохозяйственного производства.

4.      Содействовать развития агропромышленной интеграции и кооперации сельского хозяйства в стадиях переработки, хранения и реализации продукции.

5.      Расширить в области науки исследования рынка сельского хозяйства и создавать действующие жизненные рыночные модели эффективного управления в современных условиях.

6.      Усиливать государственную поддержку как на федеральном, так и на региональном уровне путем внедрения современных технологических процессов в сельскохозяйственное производство.

Результаты и обсуждение

В результате систематического рассмотрения вопроса следует подчеркнуть, что государственная поддержка сельскохозяйственного производства осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов государства. Далее распределение идет по муниципалитетам и городским поселениям.

Для всех регионов на сегодняшний день средства распределяются по одинаковой методике. Форма такой государственной поддержки также едина и предоставляется в виде субсидий. Рассмотрим на схеме направления финансовой поддержки сельскохозяйственным производителям от федерального бюджета [9].

Рисунок 2. Направления финансовой поддержки сельскохозяйственным производителям от федерального бюджета.

Под бюджетным финансированием определяется безвозмездная передача государством средств сельскохозяйственным предприятиям для осуществления деятельности. В свою очередь бюджетное финансирование делится на субсидии, дотации и субвенции.

Субсидирование сельскохозяйственных предприятий в России происходит под определенные процессы и функции предприятий. Среди них можно выделить:

1.      Уплата процентов по краткосрочным займам. Данные займы предоставляются кредитными организациями на приобретение посадочного материала и семян, а также на горюче-смазочные материалы, корма, средства химзащиты и .тд.

2.      Уплата процентов по кредитам инвестиционного характера. Данные займы выдаются на покупку машин, техники и оборудования различного производства, а также под приобретение животных, зверей, молодняка, рыб и посадочного материала исключительно племенной принадлежности.

3.      Государственная поддержка других отдельных отраслей сельского хозяйства, таких как хмелеводство, овцеводство и виноградарство.

Чтобы получить субсидии, сельскохозяйственное предприятие не должно иметь просроченной задолженности по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды государства.

Еще одним аспектом государственной поддержки сельскохозяйственного производства является поддержка экспортного потока продукции. Необходимо укрепить экспортный потенциал России, т.к. это является фактором развития всей экономики государства[10]. Государство должно иметь интерес к развитию и поддержке компаний-экспортеров. Результатом такой поддержки является непосредственный рост объемов производства сельскохозяйственной продукции. Соответственно произойдет и прирост налоговых отчислений в бюджет.

Выводы

В итоге рассмотренного вопроса следует отметить, что подход к решению проблем сельского хозяйства должен осуществляться комплексно. Поэтому и государственная поддержка сельского хозяйства должна происходить не по узким направлениям, а также комплексно [11]. Очевидно, что производство высококачественной  сельскохозяйственной продукции выведет страну и экономику в частности на новый уровень благосостояния граждан. При этом благоприятные условия будут реализованы и для сельскохозяйственных производителей. Одновременно будет сформирован перечень преимуществ страны перед другими странами на уровне мирового рынка.

При современных условиях усиленное регулирующее и поддерживающее государственное влияние на сельское хозяйство даст больше положительных тенденций к развитию отрасли. Т.к. безвозмездная помощь будет направлена на быстрое внедрение и применение результатов научно-технического труда [12, 13]. Под этим понимаются современная техника и технологии сельскохозяйственного производства: замена ручного труда на механизированный и автоматический. Таким образом, сельскохозяйственная отрасль должна быть переведена инновационную основу.

Отечественные товаропроизводители должны получать по большей части заслуженное поощрение со стороны государства за поддержку и развитие сельскохозяйственных видов деятельности [14]. Тем самым, добиваясь повышения конкурентных качеств сельскохозяйственной продукции, можно решить задачу увеличения объема  экспорта продовольственных российских товаров.

Подводя итог, нельзя отрицать, что при современных условиях государственная поддержка является важным и неотъемлемым фактором успешного и эффективного развития сельского хозяйства [15, 16]. Одновременно государственная поддержка становится важнейшей задачей для современной политики аграрной сферы. Без проведения комплексной государственной поддержки сельское хозяйство России может приблизиться к кризисному состоянию или же войти в него окончательно [17, 18]. Государство не должно допускать данного исхода, т.к. сельское хозяйство является стратегически важным сектором экономики, обеспечивающим продовольственную независимость и благополучие граждан.