,

$ 64.47 71.53

Экономика

Как «Транснефть» стала крупнейшей в мире компанией по транспортировке нефти

Профильный ресурс «Нефть и капитал» опубликовал статью о ПАО «Транснефть», в котором автор  попытался разобраться, как компании удалось добиться лидирующих позиций на рынке не только в России, но и в мире.

В статье рассказывается, что становление предприятия прошло в достаточно сложный период 90-х годов прошлого века: «Транснефти» досталась система из 44,5 тыс. км советских магистральных нефтепроводов. За 25 лет компании удалось увеличить протяженность трубопроводов до 68 тыс. км: грузооборот в системе вырос на 40%. При этом, стоит понимать масштаб: объем грузооборота «Транснефти» в 8,4 раза больше, чем у любого российского или зарубежного конкурента.

Один из ключевых проектов компании, по мнению «Нефти и капитала», – это строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). По сути, проект, начатый в 2000-х годах, стал основой сложившейся единой системы трубопроводов в России. При этом, несмотря на гигантские расстояния, «Транснефти» удалось добиться высокой энергоэффективности нефтепровода. «Нефть и капитал» приводит следующие цифры: «удельное потребление электроэнергии составило по итогам 2017 г. 11,34 кВт-ч/1000 ткм. Для сравнения: средняя энергоэффективность крупных международных компаний сектора составляет 13,36 кВт-ч/1000 ткм.»

При этом, как отмечают авторы материала, «Транснефть» не стоит на месте: за последние годы компании удалось снизить удельное потребление электроэнергии на 16%, а снижение удельных затрат на 100ткм только за 2015-2017 годы составило 6,5%.

«Нефть и капитал» отмечают ключевую роль Президента компании Николая Токарева и Председателя Совета директоров Министра энергетики РФ Александра Новака в трансформации «Транснефти» в одно из самых эффективных предприятий в энергетическом секторе. Немного статистики:

«По итогам 2017 г. величина удельных операционных расходов на транспортировку нефти ПАО «Транснефть» (0,32 долл./100 ткм) в 3,9 раза ниже медианного значения по компаниям-аналогам (1,24 долл./100 ткм), а также ниже аналогичного показателя Enbridge — крупнейшей по грузообороту среди 57 зарубежных компаний-аналогов (0,38 долл./100 ткм).»

Еще одно ключевое направление работы Новака и Токарева – это повышение эффективности капитальных затрат компании. Как сообщает «Нефть и капитал», «Транснефть» в октябре 2017 года озвучила возможность оптимизации капиталовложений на 94 млрд рублей за 2018-2022 годы, хотя в начале того же года речь шла об оптимизации на 24,3 млрд.

Авторы материала отмечают, что для «Транснефти» операционная эффективность всегда была продиктована исторически низким уровнем тарифов на транспортировку и их индексацией ниже уровня инфляции в последние годы. В результате, средний уровень тарифа «Транснефти» существенно ниже, чем у компаний-аналогов ($0,89 против $2,12/100 ткм соответственно за 2017 г.). Однако высочайшая производительность труда в натуральном выражении (17,3 млн ткм/чел. против медианного значения у компаний-аналогов 7,8 млн ткм/чел.) позволяет удерживать рентабельность компании по EBITDA на уровне 40-50%.

«Нефть и капитал» отдельно указывает на то, что «Транснефть» не экономит на надежности и безопасности окружающей среды: удельная аварийность нефтепроводов компании – 0,06 аварий на 1000 км при среднем показателе у международных аналогов в 1,39. Существенно лучше у российской компании и показатель по количеству разливов на 1000 км трубопроводов: 0,13 куб. м против 2,78 куб. м у компаний-аналогов.

Автор статьи отмечает, что компании удалось добиться существенных результатов и на международной арене: «Транснефть-Диаскан», к примеру, – признанный в мире центр внутритрубной диагностики, выпускающий продукцию, не имеющую аналогов. К примеру, специалисты компании создали комбинированный дефектоскоп и ультразвуковой прибор по выявлению произвольно ориентированных дефектов, который стал новой вехой в конструировании внутритрубных приборов.

Все вышеперечисленные показатели отражаются на финансовых показателях компании, резюмирует «Нефть и капитал». Издание приводит такие данные:

«Чистая прибыль по МСФО с 2008 по 2017 г. выросла с 73 до 192 млрд руб., дивиденды – с 1,2 до 82,5 млрд руб. (с 2% до 43% чистой прибыли). Ожидается, что дивиденды за 2018 г. составят около 100 млрд руб. (50% от чистой прибыли 2018 г.).»

Благодаря оптимизации программы капитальных затрат, росту внутренней эффективности и свободного денежного потока, компания сможет продолжить выплату дивидендов в размере более 50% чистой прибыли и в последующие годы. Такие показатели делают «Транснефть» привлекательной инвестицией как для российских, так и для иностранных вкладчиков: за последние несколько лет доли в компании приобрели суверенный фонд королевства Саудовской Аравии, Китайская инвестиционная корпорация, Японский банк международного сотрудничества, а также РФПИ. В современных экономических условиях – это большой успех, подчеркивает автор статьи.