,

$ 92.59 100.27

ТЭК

Условные наказания не пугают топливных воров

Троих подозреваемых во врезке в нефтепровод компании «Транснефть-Балтика» задержали полицейские в райцентре Всеволожского района Ленобласти. Троица закопала на полметра в землю шланг длиной примерно в километр, который вёл к замаскированной ёмкости, рассказали 24 декабря изданию 47news в правоохранительных органах.

Подобные задержания происходят в стране почти каждый день. Только в декабре сообщения о врезках пришли из Башкирии, Нижегородской, Самарской и Оренбургской областей. В суды ушли дела по врезчикам в Самарской, Брянской и Свердловской областях. Почти каждый день на территории страны совершается хотя бы одна врезка в магистральный трубопровод.

Активность топливных воров стимулирует гуманное законодательство и еще более гуманные решения судов. Только повторная врезка в магистральный трубопровод по закону наказывается лишением свободы, и то лишь в крайнем случае, закон допускает за повторную врезку штраф до 80 тысяч рублей. За первую врезку обычно дают условный срок, даже если преступники успели до задержания украсть топливо.

Спасский районный суд Рязанской области, например, недавно приговорил к условному наказанию трех мужчин, вина которых в устройстве криминальной врезки в магистральный нефтепровод «Транснефти» была стопроцентно доказана. Аналогично в Пензенской области условные сроки за неоднократное хищение топлива путем криминальной врезки в нефтепровод «Пенза — Саранск» получили четверо братьев Малаховых.

Суды не принимают во внимание факты организации преступного сообщества (до 12 лет заключения по ст. 210 УК РФ), выбирая гораздо более безобидную статью 158 («Кража»), причем требуя от следствия представить в качестве обязательного доказательства украденное и давно проданное топливо.

Используя несовершенное и запутанное российское законодательство, суды порой умудряются отпускать на свободу целые банды топливных воров, как это сделал судья Дмитрий Петров из Тосненского районного суда Ленинградской области в отношении преступной группировки, известной как «спортсмены». Много лет «спортсмены» были известны в области как одни из самых крупных продавцов на теневом рынке дизельного топлива, которое они похищали из МНПП «Транснефть — Балтика». Следствие в течение трех лет собирало доказательства преступной деятельности участников группировки, однако Дмитрий Петров нашел способ оставить преступников практически безнаказанными. К двум обвиняемым судья применил наказание в виде колонии на срок 1 год 6 месяцев и 1 год 8 месяцев, сроки были выбраны с таким расчетом, чтобы по новой редакции ст. 72 УК «день в СИЗО за полтора колонии общего режима» осужденные были освобождены в зале суда. Другие члены ОПГ были отпущены под условные сроки или оправданы. Двое членов ОПГ, опущенных в начале следствия под домашний арест, давно скрылись с территории России.

Доход от воровства топлива позволяет ворам предлагать правоохранителям миллионные взятки, как это имело место в Самарской области. В Киришах (Ленинградская область) группировку топливных воров вообще возглавлял начальник районного отделения полиции. О сращивании правоохранительных органов и топливных воров открыто пишут СМИ.

В сети правоохранителей обычно попадают только мелкие сошки. Например, 26 декабря пришло сообщение, что в Башкирии задержаны три жителя Татарстана. По версии следствия, задержанные подозреваются в краже топлива из магистрального нефтепровода «Транснефти» на территории Ермекеевского района Башкирии. Через криминальную врезку в декабре 2017 года они похитили 50 т нефти на более чем 750 тыс. руб.

Но в целом по стране обороты нелегального дизельного топлива достигают 4 млн тонн в год. Группировкам, которые воруют десятки и сотни тонн дизеля и нефти, таких масштабов не достичь, работает система.