,

$ 73.7 89.91

Разное

Рыбаки попали в заложники к верфям

Судостроители не справляются с заказами на возведение рыболовецких траулеров по программе «квоты под киль»

ЧП на судостроительном заводе «Пелле» в Ленинградской области получилось громким. Как сообщает «Комсомольская правда», там в конце марта завалился на бок новый (ещё не сданный заказчику) морозильный траулер «Скорпион». Не обошлось без жертв: погибло два человека.  А ведь заказчик – мурманская ГК «ФЭСТ»- очень ждал это судно. Его должны были передать им в этом году, хотя по плану — ещё в 2019-м. Мурманчанам под строительство двух траулеров «Скорпион» и «Лев», который тоже возводился на заводе «Пелле», Альфа-Банк открыл две кредитные линии на 47 млн евро. Теперь «ГК ФЭСТ» принимать судно отказывается. Во-первых, морская вода могла повредить дорогостоящее оборудование, во-вторых, моряки, вряд ли, захотят выходить в море на траулере, где погибли люди. Они — народ суеверный. Мурманчане остались не только без «Скорпиона», но и без квот на вылов рыбы, под которые и выделялись деньги на проектирование и строительство новых судов в рамках государственной программы. Убыток – на лицо.

Программу «квоты под киль», похоже, «штормит» с самого начала.  Судите сами: в её рамках должны построить 53 рыболовецких судна. Под это судостроители набрали кредитов на 172 миллиарда рублей. Но за четыре года с момента старта возвели только 5, ещё 26 строится. Завод «Пелле» взял себе едва ли не больше всех заказов, и если уж он не справляется, то, что говорить об остальных верфях. У них и с финансами, и с кадрами – проблемы. Рыбопромышленникам же остается только минимизировать убытки, сокращать расходы на иные задачи и надеяться на то, что сроки сдачи объектов больше сдвигаться не будут.

А отставания по срокам колоссальные. По информации издания — от 6 месяцев до 2 лет. Именно такие цифры назвал глава Росрыболовства Илья Шестаков на встрече с президентом России Владимиром Путиным 19 октября 2020-го года.

ЧП на «Пелле» обнажило ещё одну проблему — отсутствие судоремонтной базы в России. А, судя по тому, как строят новые суда, это вопрос становится важнейшим. Тут отставание, куда больше, чем на два года. Похоже, на десятилетия. Сайт «КП» приводит данные Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре: специализированная судоремонтная база рыбохозяйственного комплекса сегодня — это всего 30 предприятий, которые способны обеспечить не более 15% потребностей в судоремонте. И то на 80% они устаревшие. И менять что-то в этой области пока не планируют. Куда бедному рыбаку податься? К золотой рыбке? Или на «золотой» по стоимости ремонт к иностранцам?

Сейчас снова будут обсуждать распределение инвестиционных квот на вылов рыбы. Некоторые, несмотря, на проблемы, и дальше предлагают отдавать их под строительство гигантских траулеров. Не стоит ли посмотреть в другую сторону? Под строительство рыбоперерабатывающих заводов государство тоже выделяет квоты. И тут дела обстоят куда лучше: из 25 предусмотренных программой заводов 22 уже построены.