,

$ 77.46 89.85

Общество

65% россиянин считает, что наставник помогает профессионально расти

12 ноября в пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция представителей Центра знаний «Машук» и АЦ ВЦИОМ. На мероприятии эксперты организаций рассказали о проведенном ими всероссийском исследовании по вопросам наставничества. Участниками онлайн-опроса стали жители из разных регионов страны в возрасте от 8 до 60 лет — всего 4005 человек. Главный итог исследования: практически каждый второй россиянин — 44% — хотел бы иметь наставника.

Особенно выражена потребность в наставничестве среди молодежи: 68% россиян в возрасте до 30 лет сказали, что им важно иметь ментора для профессионального роста и личностного развития. Среди граждан 45–60 лет о таком желании заявили 59% респондентов.

Как отметил Константин Абрамов, генеральный директор Фонда содействия изучению общественного мнения и председатель Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ, опыт взаимодействия с наставниками есть у 77% россиян. Участники опроса рассказали: как правило, роль наставника берут на себя коллеги по работе (60%), помогая подопечным адаптироваться и улучшать профессиональные компетенции, еще для 38% наставниками становятся родители или опекуны, для 37% — преподаватели или учителя, достаточно многие респонденты (27%) назвали наставниками своих родственников, среди психологов их выбирают 6%, причем чаще женщины, чем мужчины (8% против 4%).

Эксперты выделили тройку наиболее популярных наставников среди россиян: коллеги, родители и учителя — 60, 38 и 37% соответственно. Только 18% опрошенных считают приемлемым иметь наставника из числа друзей.

В наставнике, по словам Антона Серикова, генерального директора Центра знаний «Машук» и заместителя генерального директора Российского общества «Знание», для профессионального роста нуждаются 65% россиян, 36% ищут их для эмоциональной поддержки и помощи в принятии решений. Есть также люди, которым нужен наставник, добившийся определенных высот в спорте, а кому-то требуется советчик по семейным и личным вопросам.

Большинство россиян (94%) выбрали бы в качестве наставника человека старше себя: в каждой возрастной группе доля подобных мнений превышает 90%. Не будут иметь ничего против наставников своего возраста 16% опрошенных. Относительно пола 85% респондентов заявили, что это не имеет значения. Однако статистика свидетельствует об ином: на практике мужчины чаще выбирают наставников своего пола (50%), а женщины — своего (42%).

Среди главных качеств, которыми должен обладать идеальный наставник, участники исследования назвали следующие: стремление к развитию (74%), коммуникабельность (70%), терпение (56%) и практический опыт (55%). Высокий уровень дохода как обязательный критерий не назван.

О развитии наставничества в стране рассказал Артем Метелев, председатель Комитета Госдумы по молодежной политике и член наблюдательного совета Центра знаний «Машук». Он сообщил: институт наставничества закреплен в одной из статей Трудового кодекса РФ, а для работодателей трёхсторонняя комиссия по трудовым отношениям составляет рекомендации по внедрению программ наставничества.