,

$ 75.62 91.31

Экономика

Управление качеством трудовых ресурсов в политической и экономической неопределённости для повышения эффективности сельских территорий

Общая стратегия, приоритеты и методы в сельских территориях являются основной целью государственной политики, поддержки сельскохозяйственных территорий, территориальной целостности государства. Основными действенными мерами государства остаются государственная поддержка роста, эффективность и рост в сельскохозяйственных территориях.

В условиях  нарастания мирового  продовольственного кризиса, интеграции стран ЕАЭС, ВТО, сокращения земельных ресурсов,  рисков нарастающих международных санкций эта цель и меры по её реализации неизмеримо возрастают. Неопределенность в мировой экономике воспринимается сквозь призму растущей непредсказуемости: референдум Brexit в Великобритании, попытка налаживания политических отношений с Турцией, Украиной, присоединение Крыма, обобщаются в глобальной неопределенности экономической политики (Index of Global Economic Policy Uncertainty). Это факторы, которые подтверждают возрастающие риски и неизвестности, влияют на инвестиции, спрос на рабочую силу, стоимость финансирования, цены активов и т.д. Это относится к качеству трудового потенциала в сельских территориях России.


Отношения изменений государственной поддержки в сельскохозяйственной политике проявились в увеличении мер развития трудового потенциала сельских территорий [1; 26-27] (Табл. №1)[1].

Таблица №1.

Средства федерального бюджета, направленные на реализацию  Государственной программы

Наименование программ 

Бюджетные ассигнования, млрд руб.

2013 г.

2014 г.

предусмотрено

исполнение

предусмотрено

исполнение

 ВСЕГО

158,943

197,897

170 ,149

186, 589

Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции

45,868

 69,849

39, 288

57, 367

Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции

57,755

77,053

57, 636

71 503

Развитие мясного скотоводства

6,824

2,543

6 ,738

5, 424

Поддержка малых форм хозяйствования

8,620

8,551

8, 189

8, 093

Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие

2,000

2,430

1, 900

1 570

Обеспечение реализации Государственной программы

21,709

21,820

37, 206

24, 731

Устойчивое развитие сельских территорий 

9,012

9,012

11, 293

10, 177

            

Преодоление нарастающего системного кризиса в сельских территориях идёт крайне медленно: сокращается  число сельских населенных пунктов; уменьшается численность населения; растет разрыв между городскими и сельскими жителями по ожидаемой продолжительности жизни.

Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является обеспечением эффективного использования всего социально-политического потенциала страны. «Устойчивое развитие» сельской территории – это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества. Следовательно, под «устойчивым развитием сельских территорий» понимается развитие сельского сообщества, обеспечивающее:  выполнение им народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других несельскохозяйственных товаров и услуг, а также общественных благ, рекреационных услуг, сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов); расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни.

Основными факторами, которые определяют использование в управлении качеством трудового потенциала в сельскохозяйственных территориях являются:

  • модернизация, переход к инновационной модели развития, ускоренное освоение современных достижений науки и техники, позволяющих повышать производительность труда, снижать ресурсоемкость производимой продукции и формировать кадровый потенциал села, способный осваивать прогрессивные технологии;

  • введение в оборот  неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, в том числе пашен, в целях наращивания сельскохозяйственного производства, а также формирования экспортных ресурсов;

  • диверсификация агропромышленного производства, направленная на создание эффективной занятости сельского населения;

  • повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях создания условий для расширенного воспроизводства, сближение уровня оплаты труда занятых в сельском хозяйстве со средним его значением по экономике страны, а также рост престижности сельскохозяйственного труда;

  • развитие производственной и непроизводственной инфраструктуры, воспроизводство земельных и других ресурсов отрасли, экологизация производства.

Фактором, влияющим на развитие сельских территорий, является повышение мотивации работников села к диверсифицированному, высокопроизводительному труду. Для большинства работников сельского хозяйства их доходы не находятся в прямой зависимости от производительности труда. Недостаточная мотивированность приводит к консервации кризисного состояния сельскохозяйственного сектора, к росту безработицы. Для решения данной проблемы будут использоваться отраслевые программы создания и сохранения рабочих мест в сельской местности, охватывающие сельскохозяйственные и несельскохозяйственные виды деятельности, формирование системы непрерывного обучения кадров, повышением производительности труда, темпы роста которого остаются крайне низкими.

Особое значение имеет экологизация сельскохозяйственных территорий. Важнейшей задачей является доработка и принятие закона РФ «Об экологическом сельском хозяйстве». Необходимо рассмотреть специальные кредиты и субсидии для стимулирования развития производства экологически чистой продукции,  безотходных технологий. Основная проблема состоит в создании принципиально новых процессов, обеспечивающих минимизацию образования отходов, их максимальную их утилизацию.

Улучшение условий жизнедеятельности в сельскохозяйственных территориях положительно сказалось на демографической ситуации села. Но сложившаяся тенденция снижения темпов сокращения численности сельского населения остаётся (Табл. №2 )[2]
[1; 3].

Таблица №2.

Динамика темпов снижения (роста) численности 

сельского населения (на начало года, тыс. человек)

Годы

Численность сельского населения

К предыдущему году, %

Темп снижения (роста), %

2012

37314,4

99.7

-0.2

2013

37228,8

99.8

-0,3

2014

37118,2

99,7

 

 

Перспективы и прогноз развития сельских территорий в значительной степени определяются состоянием сельскохозяйственного производства (Табл. № 3)[3]
[1; 18].

Таблица № 3.

 Валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности

(в текущих ценах; в процентах к итогу)

Показатели

2013

2014

1.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

3,8

4,0

2.

Продукция сельского хозяйства:

млрд. руб. (в фактически действовавших ценах)

3687,1

4225,6

3.

в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

в том числе:

105,8

103,7

4.

Продукция растениеводства: млрд. руб.

(в фактически действовавших ценах)

1918,8

2155,7

5.

в процентах к предыдущему году

(в сопоставимых ценах)

111,2

105,0

6.

Продукция животноводства: млрд. руб.

(в фактически действовавших ценах)

1768,3

2069,9

 

в процентах к предыдущему году

(в сопоставимых ценах)

100,6

102,1

 

Одним из основных элементов инвестиционной деятельности остаётся низкая заработная плата в сельском хозяйстве. Финансовое положение основной массы организаций, не позволяет осуществлять в должной мере модернизацию производства. Повысить инвестиционные возможности за счет субсидированных кредитов также невозможно, поскольку они доступны только финансово устойчивым организациям.    Подготовка кадров, способных эффективно руководить,   разрабатывать и внедрять инновационные процессы является приоритетной проблемой. Для её формирования необходимо обеспечить в сельском хозяйстве системные принципы: 

1) развитие профессиональной интеллектуальной творческой личности;

2)  подготовка высококвалифицированных специалистов инновационной деятельности, обучение управлению наукоемких новаций, использованию творческого потенциала коллектива, ускоренному внедрению в практику инновационных разработок; 

3) обучение и подготовка кадров в производственном процессе, в долгосрочных инвестиция; 

4) сотрудничество вузов с предприятиями, реализующими инновационные проекты, их совместная деятельность в области разработки учебных программ, издания учебников, монографий по инновационным технологиям, по подготовке специалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным направлениям.

Реализация  мероприятий «Повышение качества жизни сельского населения» [3; 1-27] позволит с 2013 г. значительно улучшить кадровый состав. На переходном этапе (2015-2020 годы) реализация стратегии будет осуществляться со следующими приоритетами:    

  • формирование механизмов для стабилизации демографической ситуации, обеспечение развития жилищной, инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры сельских территорий;

  • корректировка дисбалансов в обеспечении доступности и качества услуг образования и здравоохранения в сельской местности;

  • разработка и внедрение системы социальных стандартов;  

  • формирование и апробация новых экономически эффективных рыночных механизмов организации сельскохозяйственного производства и сопутствующих видов хозяйственной деятельности, формирование и апробация экономически эффективных механизмов обеспечения доступности ресурсов;

  • совершенствование правового регулирования для решения выявленных проблем устойчивого развития сельских территорий;

  • формирование эффективных механизмов межведомственного взаимодействия и координации деятельности по обеспечению устойчивого развития сельских территорий на федеральном, региональном и местном уровнях.

Решение задач развития инфраструктуры сельских территорий будет продолжено, при одновременной интенсификации деятельности по повышению качества жизни в сельской местности, в соответствии со следующими приоритетами:

  • формирование и внедрение сбалансированной системы механизмов и стимулов по улучшению демографической ситуации в сельской местности с учетом региональной специфики;

  • содействие внедрению новых экономически эффективных механизмов хозяйственной деятельности и предоставления социальных услуг в сельской местности;

  • обеспечение доступности ресурсов развития для жителей сельских территорий;

  • ускоренное развитие инфраструктуры связи и коммуникаций в сельской местности;

  • комплексное обеспечение культурно-досуговых потребностей жителей сельских территорий.

Правительством предприняты меры по регулированию рынка труда в сельском хозяйстве и социально-экономическим преобразованиям. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» определены основные цели государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе, в частности устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения [20, 21, 22]. Эти меры позволяют вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно-ресурсного и историко-культурного потенциала. Инновационное воспроизводство трудового потенциала сельских территорий актуализирует:  расширение спроса на качественные трудовые ресурсы, высокотехнологичные рабочие места; рост подготовки общеобразовательной и профессиональной системы сельской молодежи; формирования и реализации эффективной демографической, трудовой, ресурсной,  миграционной политики; повышения эффективности  использования качества, особенно интеллектуального, кадрового и трудового потенциала.

Государственная поддержка качества трудовых ресурсов, оставаясь в рамках рыночной системы, должна оставлять за собой право устанавливать пределы допустимости либерализации на рынке труда, активно направлять его развитие в соответствии с социальными целями, обеспечивать ответственность за конкретные показатели воспроизводства трудового потенциала. Государственная поддержка должна обеспечивать нарастание в высоком профессиональном уровне трудового потенциала, качества жизни в сельскохозяйственных территориях.           

Выводы и предложения научной статьи

1. Социально-экономическая, политическая политика в области управления качеством трудовых ресурсов в сельскохозяйственных территориях России остаётся непредсказуемой по причине возрастающих экономико-политических факторов риска, которые и формируют неопределённость. Мерами государственной поддержки для устойчивого развития  сельскохозяйственных территорий остаются бюджетные расходы, направленные на комплексное развитие сельского хозяйства.  Комплексное решение проблем в сфере сельского хозяйства, особенно в долгосрочной перспективе, способно сохранить, приумножить сельское хозяйство в России, качественно улучшить положение жителей села, поднять престиж сельскохозяйственного труда, сохранить село как основу экономики, культуры и экологии общества.

2. Стратегический подход к развитию сельских территорий состоит в двух факторах государственной поддержки: в отраслевом подходе, ориентирующем основные меры на развитие сельской экономики; в  территориальном подходе, предполагающем комплексное развитие сельских территорий с учетом их различий: природно-климатических, демографических, социальных, экономических, личностных и т.д.  В настоящее время в России доминирует отраслевой подход,  где под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий. В этом определении основные акценты сделаны на объемах производства продукции, а не на сельских жителях, упускается мультипликативная, временная составляющая процессов развития, регулирующая роль государственной поддержки.

3. Выход сельскохозяйственных территорий на качественно новый уровень развития становится одной из важных государственных задач, но для этого нет научно обоснованной методологии управления. Каждый регион руководствуется своими подходами к развитию сельских территорий, т.е. не учитывается сложившиеся социально-экономические ситуации, особенности сельских поселений, что тормозит процесс устойчивого развития, снижает результативность эффективности управления территорией. Отсутствие системности в развитии сельских территорий привело к нерациональному размещению производительных сил, неразвитости социально-бытовой инфраструктуры, другим диспропорциям, что отрицательно сказалось на эффективности  и условиях проживания в сельской местности.

4. Качество жизни населения сельскохозяйственных территорий России отражает единство субъективной и объективной оценок условий трудовых ресурсов: состояние природной среды, обеспеченность материальными средствами и условиями, безопасность, доступность и качество медицинской помощи, получение всех видов образования, начиная с дошкольного, заканчивая высшим образованием, интернет и развития способностей, социальные отношения в обществе,  и т.д. Качество жизни трудового потенциала — степень удовлетворения важных личных потребностей и интересов работника посредством его трудовой деятельности. Поэтому, социально-трудовые отношения  следует рассматривать как совокупность законодательно-нормативных положений, функций управления, направленных на эффективное использование трудового потенциала сельскохозяйственных территорий.

5. Проблема занятости трудовых ресурсов в сельскохозяйственных территориях сохраняется. Крупные предприятия не заинтересованы в местном населении как источнике трудовых ресурсов. У них отработаны другие типы трудовых отношений — вахтовый метод, наем временных и сезонных работников и т.д. Местное население остается без низкооплачиваемой работы. Они вынуждены искать работу на стороне — уезжают на работу в более экономически развитые регионы страны, при этом надолго отрываются от домашнего хозяйства. Молодежь оседает на постоянное место жительства там, где есть работа, село теряет трудовые и воспроизводственные ресурсы.

6. Концепция повышения качества жизни работников сельскохозяйственных территорий, должна базироваться на использовании методологии системного, комплексного, индивидуального подходов, на применении экологического и инновационного подходов. Наиболее серьезными проблемами остаются: низкий уровень заработной платы, неэффективные механизмы ее организации; сокращение рабочих мест на селе, высокий уровень безработицы населения.

7. Необходимы более эффективные меры по преодолению дифференциации жизни между городом и селом. Внедрение современных технологий в сельское хозяйство объективно будет выталкивать значительную часть работников сельского хозяйства в другие сферы. Чтобы минимизировать человеческие потери, следует разработать и реализовать на практике государственные программы добровольного переселения трудоспособного сельского населения, не имеющего эффективной занятости.

8. Формирование эффективной системы социально-трудовых отношений на высоком инновационном уровне возможно при условии внедрения на государственном уровне программ поддержки сельскохозяйственных территорий. Это позволит обеспечить развитие социальной инфраструктуры, повысить эффективность и прибыльность сельскохозяйственных предприятий, обеспечить рост конкурентоспособности сельскохозяйственной отрасли в России.

9. Уровень развития институциональной среды определяет эффективность осуществления поддержки развития сельских территорий, достижение целей устойчивого развития. Институциональная среда рассматривается как совокупность политических, социальных и правовых норм. Основные институциональные ограничения, которые снижают эффективность реализации программ это: существующий механизм реализации политики не учитывает разнообразия сельских территорий России, экологическую составляющую устойчивого развития; мероприятия государственной поддержки, элитообразования направлены на решение проблем в краткосрочной перспективе, не предусматривают ожидания возможных рисков для решения перспективных задач, включая международную сферу.


[1]     Рассчитано автором  из Российских статистических показателей (1; с. 26-27).


[2]     Рассчитано автором


[3]     Рассчитано автором