Экономика
Роль маркировки в реализации органической продукции
Лента новостей
В компании «Яков и партнеры» проанализировали основные направления зеленой повестки
В Москве более чем на 40 процентов вырос спрос на обучающие программы для волонтеров
Нотариусы пояснили, кому могут отказать в оформлении завещания
Введение.
В настоящее время отсутствует общий подход к оценке маркировки, отраженной на носителе, ее безопасности и доступности в процессе товародвижения от изготовителя к потребителю. В этой ситуации целесообразна комплексная методология к восприятию информации, размещенной на товаре, что позволит выявить как несогласованность информационного характера, так и отсутствие соответствия требованиям безопасности, сохраняемости и доступности. Разработка критериев оценки качества маркировки, касающихся не только содержания, но и четко определяющих само ее исполнение, является актуальной задачей, решение которой позволит наиболее полно удовлетворить информационные потребности покупателя в отношении товара, предприятию-изготовителю — повысить конкурентоспособность товара, а предприятиям торговли – избежать повышения издержек обращения.
Целью
нашего исследования является выявление роли маркировки в реализации органической продукции.
Методологической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых в области продовольственной безопасности и органического производства. В качестве методов исследования применялись общие и частные методы, включая системный анализ исследуемых явлений и результатов.
Проблемы экологизации сельскохозяйственного производства, развития альтернативных видов земледелия, функционирования рынка продукции органического происхождения основательно раскрыты в работах Ходаковской О. [10], Савон Д. [9], Гассий В.[9], Петруни Ю. [8], Афанасьева С. [1], Минченко Л. [2]и др. Перспективы развития рынка органической продукции рассмотрены и зарубежными учеными: Райтером Р. [13], Виблером Х. [14]. Однако, в силу многомерного предмета исследования, множество вопросов еще не достаточно отражено в научной литературе и требуют дальнейшего исследования.
Результаты. Слово «маркировка» произошло от иностранного слова «markieren» — ставить знак, отмечать. Необходимость в маркировке товара возникла еще в древности, а в третьем тысячелетии до нашей эры впервые обнаружили в Египте надписи на различных емкостях (так, например, на непрозрачные сосуды одинаковой формы наносили информацию о сорте, вкусе, месте производства вина и т.д.).
Сегодня эко-органическая маркировка продукции занимает важнейшую роль при формировании процессов маркетинга и реализации продукции, товаров и услуг.
Следует отметить, что маркировка свидетельствует о высоком уровне экологичности произведенной продукции или услуги, а для ее получения, товар должен сертифицироваться в соответствии с различными экологическими критериями, соответствие которым проверяется независимой организацией [3].
На сегодняшний день содержание маркировки в Российской Федерации регламентируется несколькими нормативными документами[6], а именно: Федеральным законом о защите прав потребителей, Техническим регламентом Таможенного союза на пищевую продукцию в части ее маркировки (ТР ТС 022/2011, ГОСТ Р 51074-2003), а также отдельными стандартами на определенный вид продукции (ТУ, ОТУ), либо конкретно на маркировку, как, например, в отношении пищевых концентратов или консервированных продуктов. Однако, все эти документы устанавливают требования лишь к содержанию маркировки, а в отношении ее исполнения и используемых для носителей материалов регламентирующих документов нет, что неблагоприятно сказывается на ее качестве, поскольку неправильное исполнение не реализует основную информационную функцию. Важно, что в настоящее время на рассмотрении находятся следующие законы [7]:
1. Проект Федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (вариант 1, от 16 ноября 2012 г.);
2. Проект Федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (вариант 2, от 17 июля 2013 г.);
3. Проект Федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (вариант 2, от 10 января 2014 г.);
4. Проект Федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (вариант 3, итоговый, доработанный проект закона, от 5 мая 2014 г.);
5. Проект закона «О производстве органической продукции» (Письмо НФ-13-07-2985 от 11.03.2015 и проект ФЗ).
Таким образом, маркировка органической продукции свидетельствует об её сертификации, некоторые виды которой представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Виды маркировки органической продукции
Источник: [5].
Маркировка товаров, изготовляемая на каждом современном производстве, размещается на упакованных пищевых продуктах, косметике, лекарственных средствах, на биологических добавках к пище и т.д. Она может быть представлена в виде текста, графического изображения, цветового или цифрового обозначения, нанесенного на упаковку или товар [4].
Для успешной реализации требуется стратегия продвижения товаров на потребительский рынок. Одной из форм реализации продукта является ценовая политика, а именно, снижение цены на товар [11, 12]. В поиске решений товаропроизводитель зачастую использует все варианты, в том числе удешевляя исполнение маркировки. В данном случае, например, может применяться носитель меньшего размера, чем необходимо, следовательно, для нанесения всей основополагающей информации, товаропроизводитель вынужден менять размер шрифта на меньший, что негативно сказывается на доступности текста и т.д. Исполнение маркировки для товаропроизводителя связано с затратами, поэтому нередко, пытаясь удешевить продукт любым способом, он экономит на ее качестве.
В связи с тем, что многие недобросовестные производители органической продукции, не соответствующей требованиям, предъявляемым к «эко» товарам, используют лже-маркиковку для завоевания доверия у потребителя и достижения более высоких показателей реализации своих товаров, требуется организовать защиту торговой марки от мошенничества и подделок. В связи с этим применяются невидимые знаки, оригинальные формы упаковки, тисненые штампы и т.д.
Заключение. Таким образом, маркировка является неким гарантом экологичности продукции, а, следовательно, высокого качества и прохождения всех циклов органического производства. Однако, несовершенная законодательная база и наличие недобросовестных производителей на рынке органических товаров сильно препятствуют процессу развития данного вида продукции.