,

$ 77.25 91.92

Экономика

Особенности адаптивного управления сельскохозяйственными организациями

Сельскохозяйственные предприятия и организации составляют основу российского агропромышленного комплекса и во многом определяют экономику региона.

В соответствии с методологией системного подхода [4], охарактеризуем сельскохозяйственные предприятия и организации как социально-экономические системы, чувствительные к колебаниям среды, стремящиеся сохранить свои качественные характеристики и устойчивое состояние при одновременной адаптации к изменениям среды.

Сельскохозяйственным организациям присущи общеотраслевые особенности, определяющие специфику адаптивного управления. В результате исследования [8, 10, 11], автором были выделены наиболее важные для целей адаптивного управления характеристики сельскохозяйственных предприятий:

— зависимость от природно-климатических условий и естественно-биологического цикла роста растений и животных;

— сезонность производства, неравномерное в течение года использование ресурсов, реализация продукции и поступление денег;

— устойчивые общественные предпочтения в отношении специфичной для региона продукции;

— ценовая неэластичность спроса на продукцию и отсутствие товаров-заменителей сельскохозяйственного сырья;

— необходимость рационального использования производственных ресурсов определяет диверсификацию производства.

Специфика сельскохозяйственных предприятий, по мнению автора, определяет низкие адаптационные возможности предприятия. В этом случае возникает проблема эффективного и грамотного осуществления адаптивного управления при перечисленных условиях.

Адаптивное управление в авторском понимании опирается на адаптивность как свойство системы и заключается в гибком регулировании параметров экономической системы адекватно изменениям внешней среды и в соответствии с целями системы. Автором предлагается система адаптивного управления сельскохозяйственным предприятием, опирающаяся на традиционные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, анализ и контроль. В рамках статьи рассмотрим специфику анализа как функции управления с позиции адаптации предприятия к факторам внешней среды.

В общем случае анализ и диагностика — это информационно-аналитический инструмент, его задача заключается в сборе и анализе информации, оценке влияния факторов, выявлении тенденций и постановке диагноза. Специфические характеристики функционирования сельскохозяйственных предприятий учитываются при формировании инструментария и показателей бизнес-анализа. В системе адаптивного управления, предлагаемого автором, в процессе анализа необходимо фиксировать изменения параметров внешней среды и на этой основе формировать информационную базу для последующих этапов стратегического планирования и управления сельскохозяйственной организацией как экономической системой.

Характеризуя внешнюю среду, следует отметить ее многослойность (рисунок 1). Можно выделить целый ряд уровней, подуровней и надуровней внешней среды. Ряд исследователей выделяют глобальную среду (надуровень макросреды), мезосреду (надуровень микросреды), а также субмикросреду (подуровень микросреды).

 

Рисунок 1 —  Структура внешней среды [1]

Глобальный мегауровень (глобальная среда) включает следующие подуровни: экология, глобальная культура, глобальная конкуренция, состояние экономик других стран. [1]

Макросреду традиционно описывают через состояние экономики и общества в целом. Макросреда – это совокупность всех природных и социальных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека и различных социальных групп. В более узком смысле – макросреда представляет собой систему господствующих в стране общественных отношений. [7]

Макросреда включает следующие подуровни: экономика, политика, законодательно-правовая среда, органы государственного контроля (надзора), культура, социум (группы влияния), технология, география. [9]

Понятие мезосреды раскрывается через новую управленческую дисциплину – стейкхолдер-менеджмент.  Стейкхолдер-менеджмент – это  управление отношениями с заинтересованными группами. [6]

 Стейкхолдерами (заинтересованными лицами) являются практически любые субъекты рынка, имеющие отношения (влияющие или зависящие от компании) с компанией (акционеры, средства массовой информации, некоммерческие организации, в том числе общественные и благотворительные организации и др.).

Таким образом, мезосреда – это часть внешней среды, с которой организация имеет конкретные и непосредственные взаимодействия.

Следующий уровень – это микросреда. Микросреда описывается состоянием отраслевого рынка и включает покупателей, конкурентов, инвесторов, предприятия смежных отраслей.

Понятие субмикросреды вводит В.М. Воронина [1], определяя ее фактически как партнерский рынок и включая в нее поставщиков и партнеров по аутсорсингу и сбыту (посредников), а также органы местного самоуправления.

Дальнейшая декомпозиция структурных факторов существенным образом зависит от целей исследования или взглядов исследователя на наличие потенциальной проблемы в тех или иных аспектах внешней среды.

Поскольку функционирование сельскохозяйственных предприятий осуществляется на региональном рынке, изменения его параметров наиболее существенны. В отличие от микросреды, макроокружение как суперсистема, хоть имеет связь с каждым своим компонентом, но определяет достаточно общие условия существования сельскохозяйственных предприятий в контексте региона. Тем не менее, степень и результат воздействия среды в целом на каждую организацию различен и зависит также от внутреннего потенциала организации [3]. Поэтому основное внимание при анализе внешней среды следует направить на непосредственное окружение, в результате получим своевременную реакцию на действия микроокружения, что позволит увеличить внутренний потенциал предприятия и сделает его более устойчивым к изменениям внешней среды.

Необходимо отметить особую роль государства — оно выполняет не только законодательную и административную функции. На аграрном рынке государство выступает в роли регулятора цен путем установления цен госзакупки, а также предоставления субсидий предприятиям. Таким способом государство защищает сельхозтоваропроизводителей от влияния диспаритета цен и гарантирует сбыт.

Выделяя совокупность факторов для анализа внешней среды, установим в качестве критерия отбора признак влияния на конкурентоспособность сельскохозяйственного предприятия, поскольку в описанных условиях функционирования объекта данная характеристика определяет возможности развития. Объективно конкурентоспособность обозначает экономическое положение предприятия [12], информация о котором должна быть актуальной.

Предположим, что существует причинно-следственная связь между адаптивностью и конкурентоспособностью предприятия. В подтверждение мысли обратимся к Минакову [8], который определяет конкурентоспособность как характеристику возможности и динамики приспособления предприятия к условиям рыночной конкуренции. При этом конкурентоспособность — это показатель, меняющийся со временем и зависящий как от внешних, так и от внутренних факторов. Завгородняя А.С. [5] предполагает, что уровень конкурентоспособности предприятия и уровень адаптивности находятся в прямо пропорциональной зависимости — чем выше уровень адаптивности по всем параметрам (скорость, адекватность), тем выше уровень конкурентоспособности.

Согласно Портеру [12], базовые факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, это конкуренция в отрасли, поставщики, покупатели, появление продуктов-заменителей и новых конкурентов. Считаем необходимым обозначить особенности выделенных факторов с учетом специфики внешней среды существования и функционирования предприятия в сельском хозяйстве.

Далее рассмотрим адаптивные возможности предприятий сельского хозяйства, основываясь на модели М. Портера, для чего проанализируем все пять конкурентных сил посредством контент-анализа.

1 Конкуренция в отрасли. В рамках регионального рынка конкуренты — это сельскохозяйственные организации, обладающие теми же отраслевыми и организационными особенностями, что и рассматриваемые сельскохозяйственные предприятия, а также индивидуальные предприниматели, фермерские и личные подсобные хозяйства. Наличие большого числа производителей однородной продукции обуславливает высокий уровень конкуренции [8, 10, 11].

Анализ статистических данных [9] показал, что объем производимой продукции хозяйств населения превышает показатели производства сельскохозяйственных организаций ИП, фермерских хозяйств и (рисунок 2).

За последние годы в Оренбургской области заметно выросла роль личных подсобных хозяйств. В 2014 году доля хозяйств населения в общем объеме продукции сельского хозяйства области составила более 55% (в 1990г. – 21,0%). [9]

Рисунок 2 – Структура производства сельскохозяйственной продукции в Оренбургской области по категориям хозяйств  в 2014 году [9]

Таким образом, из всей совокупности организаций-конкурентов мы объективно выделяем сельскохозяйственные организации и хозяйства населения. Возникает вопрос, почему результаты деятельности схожих предприятий, сосуществующих в единой среде, сильно рознятся. Мы придерживаемся мнения, что это обусловлено различием в потенциале предприятий, а также эффективности и гибкости управления и принимаемых решений.

Появлению новых конкурентов будет препятствовать низкая скорость оборота капитала и высокая фондоемкость производства [8]. Ранее конкуренцию отечественным производителям составляли импортные продовольственные товары. В свете последних политических и экономических событий этот фактор конкуренции заметно потерял свою силу и государство оказывает все большее внимание вопросам импортозамещения, что оказывает огромное положительное влияние на развитие отрасли АПК в целом.

2 Поставщики и покупатели оказывают наибольшее влияние в отрасли. Известно, что поставщики таких ресурсов, как топливо, минеральные удобрения, машины — это крупные предприятия, зачастую иностранные, которые являются монополистами по отношению к сельскохозяйственным предприятиям. Что касается покупателей продукции сельскохозяйственных предприятий, являющейся по своей сути скоропортящимся и труднотранспортируемым сырьем, это крупные перерабатывающие предприятия. Вследствие обозначенных причин, предприятия сельского хозяйства вынуждены односторонне адаптироваться к воздействию поставщиков и покупателей. [5]

3 В отношении продуктов-заменителей АПК обладает следующей особенностью: на этапе производства сельскохозяйственного сырья товары-заменители практически отсутствуют, а по мере приближения к конечному покупателю, вместе с увеличением ассортимента товаров, увеличивается и число товаров-заменителей [11]. В связи с тем, что в роли объекта исследования выступают производители сельскохозяйственного сырья, данный фактор не значителен.

Таким образом, модель конкурентных сил М. Портера для сельскохозяйственных организаций имеет вид, представленный на рисунке 3.

    

Рисунок 3 — Силы конкуренции по М. Портеру для сельскохозяйственных организаций

Согласно Минакову [8], конкурентоспособность предприятия определяется эффективностью управления, ресурсов, продукции. Применив систему адаптивного управления на практике, конкурентоспособность сельскохозяйственных предприятий дополнится таким свойством, как возможность и динамика адаптации к изменениям рыночной среды.

С помощью учета факторов внешней среды организация сможет повысить уровень собственных адаптационных возможностей, проводить двустороннюю адаптацию, т.е. не только сама адаптироваться к изменившимся условиям, но и воздействовать на конкурентные силы и создавать благоприятные условия для своего развития.

Таким образом, специфика сельскохозяйственных предприятий, низкие адаптационные возможности требуют разработки такой системы адаптивного управления, которая с учетом всех рассмотренных факторов внешней среды, позволит повысить эффективность управления организацией в целом.