,

$ 69.02 77.32

Экономика

Государственное субсидирование сельского хозяйства в условиях вступления в ВТО

Введение

Российское сельское хозяйство имеет богатый потенциал. Однако его развитие сдерживается под воздействием ряда отрицательных факторов. В существующих условиях сельскому хозяйству необходима мощная государственная поддержка. Основные меры государственной поддержки включают в себя субсидии, льготы и дотации [1].

Для малых форм хозяйствования самой распространённой формой поддержки является субсидирование. Под субсидированием понимаются компенсационные выплаты хозяйствам, не имеющим возможности вести свою деятельность за счёт самофинансирования. Необходимость субсидирования сельского хозяйства обусловлена высокими производственными издержками [2].

 Согласно последнему докладу OECD Agricultural Policy: Monitoring and Evaluation 2013, в Швейцарии государственная поддержка сельского хозяйства в виде субсидий составляет 57%, в Японии —56%, а в Норвегии — 63%. Низкий уровень поддержки присутствует в таких странах как Австралия и Чили. В России уровень поддержки составляет 13,5% и это приносит результаты [3].

Методы и материалы 

Основным документом, регулирующим государственную поддержку сельского хозяйства является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [4].

Первая пятилетка Государственной программы поддержки АПК стартовала в 2008 году. В рамках программы из федерального бюджета было выделено 519,1 млрд. рублей. За время финансирования экономическая ситуация по ряду основных направлений улучшилась [5]. 

Направление

Критерии расчёта

На содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных

Размер субсидии: по ставке на 1 условную голову

На содержание племенных быков-производителей

Размер субсидии:  исходя из ставки на 1 голову

На приобретение племенных быков-производителей

Размер субсидии по ставке за 1 кг живой массы

На приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочного и мясного направлений в племенных стадах

Размер субсидии: по ставке за 1 кг живой массы

На приобретение семени племенных быков-производителей молочного и мясного направления, в том числе по импорту, проверенных по качеству потомства

Размер субсидии: по ставке за 1 дозу

На приобретение эмбрионов племенного крупного рогатого скота молочного направления, в том числе по импорту

Размер субсидии по ставке из расчета за 1 штуку

на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур

Размер субсидии: по ставке за 1 тонну или 1 посевную единицу семян

Таблица 1. Субсидии на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей

Результаты и обсуждение 

В новой программе 2013-2020 года определены новые меры. Основная задача новой программы заключается в том, чтобы обеспечить устойчивое развитие аграрного сектора. Причём особый упор сделан на поддержку растениеводства и животноводства [6]. Приоритетная задача программы направлена на обеспечение продовольственной независимости от импортируемой продукции, что автоматически подразумевает стимулирование развития внутреннего производителя. Основным инструментом государственной помощи является субсидирование [7]. Однако в существующих условиях система субсидирования требует дополнительного пересмотра, что обусловлено присоединением страны к Всемирной торговой организации (ВТО), имеющей собственную систему поддержки сельского хозяйства, которая во многом отличается от российской [8].

В Европе субсидирование используется для отдельных проблемных сегментов деятельности, но постепенно эта тенденция сокращается в пользу субсидий, привязанных к площади возделываемых земель [9]. Снижение государственной поддержки в виде субсидирования должно являться показателем эффективности работы сектора. На момент принятия Единой сельскохозяйственной политики (ЕСХП) в Евросоюзе в 1957 году на поддержку сельского хозяйства выделялось 70% расходов общего бюджета [10]. К 1990 году поддержка сократилась до 50%, в 2010 году размер поддержки составил всего 41%.

В России затраты на поддержку сельского хозяйства составляют 1,4% от общего бюджета, это означает, что общий размер субсидий для фермеров в разы меньше [11]. Основные меры государственной поддержки сельхозпроизводителей приведены в Таблице 2. 

Мера поддержки

Размер

Субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока

Возмещение части на 1 кг реализуемого молока

Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

— по минимальной ставке субсидии на 1 гектар посевной площади

Возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования

50% страховой премии, рассчитанной с учетом ставок

Возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

100 процентов стоимости на 1 гектар

Субсидии за счет средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях

Ежемесячно по краткосрочным кредитам 2010 — 2012 года 

Основные меры государственной поддержки сельхозпроизводителей.

Вступление страны в ВТО отрицательно отразилось на внутренних производителях, поскольку снижение пошлин на ввоз продукции привело к увеличению импорта зарубежной продукции. В результате отечественные производители понесли убытки, поскольку в отдельных сегментах цены снизились на 25-30%.

Следовательно, для обеспечения дальнейшего развития поддержку должно оказывать государство [12]. Однако в соответствии с правилами ВТО, государство имеет право использовать только те меры поддержки, которые не будут искажать торговлю согласно «Зелёной корзине». К этому приоритету стремятся все члены ВТО и хотя в ряде стран ещё используются меры искажающие торговлю, наблюдается снижение этой доли. Самую сильную финансовую поддержку от Евросоюза получает Франция, объём импорта продовольствия из страны составляет 40 млрд. евро, при этом в стране имеется профицит [13]. На данный момент организация постепенно отходит от практики прямого субсидирования по производственным направлениям и заменяет его субсидированием по гектарам.

Система субсидирования по гектарам предусматривается в рамках «зелёной корзины» при условии страхования урожая. Погектарные субсидии включены в государственную поддержку в Государственной программе поддержки АПК на 2013-2020 год [14]. Данная мера призвана заменить прямые субсидии по направлениям, как меру искажающую торговлю. На программу выделено 267 млрд. рублей, то есть порядка 1 тыс. рублей на 1 га в зависимости от региона. В пересчёте Разумеется, данную меру нельзя назвать достаточной.

Для примера, в Греции субсидии выделяются из расчёта 527 евро на 1 гектар, а средняя годовая величина субсидий составляет 12 200 евро [15]. В России средние расходы сельхозпроизводителей составляют около 7 тыс. рублей на 1 гектар.  Таким образом, образом мера в 500-1000 рублей на один гектар не может считаться  удовлетворительной [16].

Основное назначение погектарного субсидирования — привлечение в сельское хозяйство инвесторов и приведение отрасли в конкурентоспособное состояние по сравнению с другими странами ВТО [17]. 

Между государственной поддержкой сельского хозяйства в России и странах Евросоюза имеются существенные качественные различия, поскольку начисления финансирования поддержки осуществляются по разным принцип. В Евросоюзе содержание сельского хозяйства полностью возлагается на фермера, в то время как в России средства направляются на развитие инфраструктуры, повышение плодородности почвы и погашение сельскохозяйственного долга [18]. Объём задолженности сельхозпроизводителей составляет порядка 72 млрд. рублей, из них около 2 млрд. просрочены по кредитам, поскольку фермеры склонны оформлять сразу несколько кредитов [19] для приобретения сельскохозяйственной техники. В рамках данной тенденции сокращение субсидирования сельского хозяйства было бы не разумным. В тоже время, у страны сохраняется возможность осуществления субсидирования «депрессивных» регионов, которые требуют всесторонней поддержки. В России таких регионов насчитывается около 40% территорий.

Выводы

Система субсидирования крайне важна для дальнейшего развития сельского хозяйства, поскольку на неё возлагается функция модернизации и стимулирования повышения активности внешних инвесторов. Без данных факторов инвестиционное развитие сельского хозяйства темпы модернизации отрасли снизятся.

Низкая инвестиционная привлекательность не позволяет предприятиям сельскохозяйственной промышленности технологически развиваться [20].  Она напрямую связана с высокой степенью риска отрасли и отсутствием системы страховки.

Роль внешних инвесторов призвана компенсировать потери от ограничений, вызванных условиями ВТО [21]. В тоже время, инвесторы не заинтересованы в финансировании бизнеса с потенциально высокими рисками [22, 23].

Таким образом, помимо субсидий необходимо развивать систему страхования урожая. По причине высокой стоимости ведения сельского хозяйства, число рентабельных фермерских хозяйств постепенно снижается. Тенденция верна как для России, так и для Европы. В России число хозяйств с 340 тыс. сократилось до 209 тыс.

В тоже время в России необходимо оставить субсидирование кредитов, поскольку на данный момент кредиты являются основным источником финансирования развития фермеров. Наряду с развитием субсидий необходимо развивать альтернативные варианты помощи фермерам, которые сделают более доступной покупку современной техники.