,

$ 78.67 91.48

Экономика

Дело тарифов: почему понижение ставок на транспортировку нефти вредит всей отрасли

После недавней встречи президента Владимира Путина с главным исполнительным директором компании “Роснефть” Игорем Сечиным в правительстве обсуждаются меры поддержки нефтегазового сектора бизнеса. Сделать это предлагается за счет снижения транспортных тарифов компании “Транснефть”. Как пишут СМИ, Минэнерго и ФАС уже выступили против этой инициативы, однако обсуждения всё ещё продолжаются. Информационное агентство “Росбалт” опубликовало статью, в которой спорит с тезисами исследования, опубликованными Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН в пользу снижения тарифов.

ИНП РАН оперирует несколькими тезисами, среди них и уменьшение инвестиций компании в новые проекты, и отсутствие рисков, связанных с падением цен на нефть, и увеличение доли ренты в эти периоды.

Как пишет “Росбалт”, инвестиционные затраты действительно планируется снизить, однако капитальные затраты при этом останутся на том же уровне, поскольку эти деньги будут вложены в модернизацию уже существующей инфраструктуры.

Сегодня около половины трубопроводов “Транснефти” нуждаются в модернизации, поскольку они эксплуатируются уже более 30 лет. Если добавить к этому тот факт, что компания не закладывает в тарифы компенсацию капитальных затрат, как это сделано в электроэнергетике, и несет на себе все риски, связанные со стабильностью работы транспортной инфраструктуры, после ЧП даже выплачивая убытки нефтедобывающим компаниям (так произошло, по информации СМИ, после инцидента на нефтепроводе «Дружба» в 2019 г.), а сама протяженность трубопроводов “Транснефти” более 67 тыс. км., становится понятно, что снижение тарифов не представляется возможным.

По информации ИА “Росбалт”, выводы ИНП РАН, свидетельствующие о росте прибыли “Транснефти” на фоне сырьевого кризиса и ухудшения финансовых результатов нефтяных компаний, не совсем корректны, поскольку сделаны на основе аномального, первого квартала 2020, на который помимо конфликта в ОПЕК+ пришелся разгар эпидемии коронавируса и неизбежное снижение цен на нефть. Как говорят специалисты, “Транснефть” действительно не несет рисков при падении нефтяных цен, однако во времена подъема нефтяного сектора она также не получает сверхприбылей, характерных для других компаний. К примеру, по данным “Росбалта”, за 2016 — 2019 годы чистая прибыль компании “Лукойл” увеличилась на 207%, а “Транснефти”, напротив, — снизилась на 23%.

Издание отмечает, что несмотря на свою принадлежность к нефтяному рынку, “Транснефть” получает существенно меньший доход, по сравнению с другими компаниями, и рост тарифов до рыночного уровня позволит компании осуществить ремонт существующей инфраструктуры и исправить существующие дисбалансы.

По мнению экспертов, важно понимать, в чью пользу принимается это решение, ведь с понижением тарифов “Транснефти”, прибыль, а соответственно, и выплаты дивидендов акционерам, в основном — частным, вырастет, в то время как дивиденды “Транснефти” государству упадут. “Росбалт” сообщает, что несмотря на то, что такие компании, как “Газпромнефть” и “Татнефть”, принято считать госкорпорациями, прямая доля государства в них меньше половины — 48% и 34% соответственно, в то время как в “Транснефти” доля государства гораздо выше — 79%. С этой точки зрения, любое снижение доходов компании приведет к снижению доходов в бюджет страны и в условиях нормализации цен на нефть, наблюдаемых в мире на данный момент, разумнее повышать тарифы для увеличения поступлений в бюджет и восстановления баланса на рынке.