,

$ 62.55 69.86

Экономика

Аспекты антикризисного управления сельскохозяйственной отраслью

Введение

Развитие сельского хозяйства остановилось после того, как страна перешла от плановой экономики к рыночной. Оснащение предприятий за счёт бюджетных средств прекратилось, а действующие предприятия справляются со своими задачами не всегда успешно. Можно выделить несколько основных факторов, влияющих на кризис:

1) провал аграрной реформы 1990-х годов, и как следствие — низкий уровень обеспечения фондов сельского хозяйства, что отражается непосредственно на оперативности и эффективности производства [1].

2) неэффективные модели управления производством на предприятиях;

3) высокая зависимость сельскохозяйственного комплекса от внешних обстоятельств, включая государственную поддержку.

Материал и методы


Низкую эффективность сельского хозяйства связывают с недостаточными мерами финансового обеспечения. У сельскохозяйственных предприятий имеются задолженности перед государством и кредитными организациями. Задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по Нижегородскому региону на начало 2015 года (после реструктуризации) составляла 2,1. млрд. рублей из них сумма основного долга составила 801 млн. рублей.

Участниками программы финансового оздоровления и программы реструктуризации кредиторской региона на 1 января 2015 года являлись 460 товаропроизводителей, но 281 производитель был исключён по причине неисполнения обязательств перед должниками и процедуры банкротства [2].

В сельскохозяйственных предприятиях используется антикризисное управление, но применяемые методы приносят плоды лишь в краткосрочном периоде. Под антикризисным управлением понимаются оперативные меры, направленные на предупреждение кризисных ситуаций [3].

Сельское хозяйство относится к тем отраслям, в которых невозможно предусмотреть всех обстоятельств, поскольку велико влияние внешних факторов, таких как экономическое положение рынка, или климатические изменения. Кроме того, среди антикризисных стратегий отсутствует методология, адаптированная под специфику сельского хозяйства. Сельскохозяйственные предприятия предпочитают действовать по старым сценариям, придерживаясь стратегии сокращения или диверсификации производства.

Как следствие, используемые антикризисные стратегии не приносят должной эффективности [4]. Вместо повышения прибыльности, предприятия направляют усилия на то, чтобы поддерживать текущее положение, что для антикризисного менеджмента неприемлемо.

Основная цель антикризисного управления заключается в создании благоприятного фундамента для дальнейшего развития предприятия и повышения эффективности предприятия за счёт гармоничного взаимодействия всех подразделений. Ввиду этого необходим выбор другой антикризисной стратегии.

Поскольку, по одиночке предприятия не всегда справляются со своей задачей, существует необходимость в тесной кооперации предприятий внутри отрасли [5]. Таким образом, возрастает важность государственного регулирования. Однако стоит учитывать временные и экономические изменения, а также влияние внешних факторов. На текущем этапе существующие модели антикризисного управления нуждаются в адаптации к современным условиям.

Результаты и обсуждение

По мнению авторов, решением проблемы может стать выбор стратегии в пользу модернизации производства путём внедрения средств НИОКР. Можно выделить несколько ключевых аспектов, которые могли бы в корне повлиять на управленческий аппарат и преобразование отрасли в целом:

Модернизация производства

Износ производственных фондов — одна из основных проблем низкой эффективности производства. В крупных кооперативах используется морально устаревшее оборудование. В Нижегородском регионе используется морально устаревшая техника, при этом 85% тракторов, 41% кормоуборочных комбайнов и 58% зерноуборочных комбайнов уже превысили свой срок эксплуатации и подлежат замене [6].

Ежегодно на обновление запчастей в тратится порядка 1 млрд. рублей в год. Таким образом, высока вероятность выхода техники из строя, что является одним из факторов риска сокращения производства. Морально устаревшее оборудование провоцирует деструкцию почвы, что снижает её плодородность. Кроме того, в России до сих пор используются фосфорные удобрения, которые загрязняют почву.

Отказ от использования фосфорных удобрений в пользу бесфосфорных технологий позволит повысить плодородность почвы. Практика использования фосфогипса требует дополнительной утилизации опасных геохимических отходов, но государственный бюджет не предусматривает субсидирование рециклинга фотогипса [7]. Альтернативой использованию фотогипса может стать внедрение новых технологий обработки почвы на базе мелиорации, которая способствует постепенному очищению почвы от промышленных отходов.

Модернизация фондов за счёт внедрения современных технологий и научных разработок позволит повысить эффективность производства, улучшить качество почвы с целью повышения плодородия и поголовье животных.

Эффективность такого подхода можно проследить на базе Нижегородской области. С 2010 года в Нижегородском регионе действует программа модернизации сельского хозяйства, в рамках которой улучшаются условия содержания и повышение качества рогатого скота. Улучшения поголовья сельскохозяйственных животных добились за счёт искусственного осеменения от ценных производителей. Количество осеменённых таким путём животных составляет 85% (110 тысяч коров). В результате, по состоянию на 1 января 2015 года регион стал рекордсменом по производству молока в Поволжском округе. Всего было произведено 47,3 тыс. тонн молока [8].

Привлечение специализированных кадров

В сельском хозяйстве используется преимущественно неквалифицированный труд. Основные приоритеты кадровой политики сельского хозяйства остались такими же, как и во времена плановой экономики, когда на первый план выходило обеспечение населения занятостью. С переходом на рыночную систему экономики основные приоритеты сектора изменились — на первый план вышла эффективность производства, которую неквалифицированный труд обеспечивает не в полном объёме [9].

Можно выделить несколько изменений, которые повлияли на перераспределение кадров: низкий уровень заработной платы и отток населения в город. На текущем этапе сельскохозяйственные предприятия не заинтересованы в привлечении неквалифицированного труда из-за сокращения производственных фондов и в необходимости модернизации. Неквалифицированный труд может заменить машинный, но для работы с современной техникой возрастает необходимость в привлечении квалифицированных кадров.

Эффективность такого подхода можно проследить на использовании роботизированного доильного оборудования можно проследить на базе Вологодского «Племзавода Родина». В 2007 году племзавод внедрил автоматизированный доильный комплекс VMS компании DeLaval. Один комплекс позволяет обслуживать 500-600 голов скота при численности штата в 4-5 человек [11]. В задачи персонала входит наблюдение за работой системы и её обслуживание.

Основная проблема внедрения таких комплексов в производство заключается в дороговизне оборудования.

В рамках программы импортозамещения необходимо налаживание собственных производственных комплексов. На территории Нижегородской области такие комплексы планирует запустить в производство «ООО «Промтехника-Приволжье». Сборка комплексов будет производиться по бельгийской технологии [12]. Внедрение таких комплексов в производство потребует привлечения специалистов, которые смогут не только обслуживать оборудование, но и следить за здоровьем поголовья скота, самостоятельно выявлять проблемы и устранять их.

Повышение прозрачности учёта урожая

Одна из основных проблем управленческих структур сельского хозяйства — несогласованность и отсутствие прозрачности в процессе. На финансирование сельского хозяйства ежегодно выделяются крупные суммы, но отсутствие прозрачности создаёт почву для коррупции и отмывания средств.

Главной причиной этой тенденции является отсутствие учёта и предоставления информации в полном объёме, в особенности это касается предприятий, работающих по госзаказу. Отсутствие информации позволяет скрывать фактические объёмы урожая и бюджетный расходы [13, 14].

Решить проблему позволит внедрение систем учёта, интегрированных с государственной платформой электронного правительства. Система учёта позволит контролировать количество получаемого урожая на участках. Такая практика используется в таких развитых странах как Япония и Южная Корея [15, 16]. Существует несколько вариантов внедрения системы учёта. основанных на использовании геолокационных сервисов на базе систем GSM:

1) использование электронных приложений для внесения данных непосредственно во время сбора урожая;
2) оснащение весов электронными датчиками, которые будут отвечать за передачу информации на сервер.

Выводы

В условиях стратегии импортозамещения стратегическая важность сельского хозяйства повысилась.

В текущем состоянии сельскохозяйственная отрасль не может обеспечить основных потребностей производственной безопасности [17]. Поэтому важным шагом является смена антикризисной стратегии.

Важным фактором повышения перспективности сельского хозяйства является его модернизация за счёт внедрения средств НИОКР.

Внедрение современных средств позволит отрасли повысить свою продуктивность и соответствовать основным мировым тенденциям [18]. Однако возрастает необходимость финансовой поддержки со стороны государства и привлечении инвесторов.