,

$ 53.32 55.96

Бизнес

Авиадоставка и новые условия логистического рынка

Какие тренды в этом сегменте усиливаются в последнее время, рассказали эксперты РБК+

            Во время пандемии отрасль грузоперевозок пострадала, пожалуй, меньше всего – сферу поддержали срочные заказы на доставку медицинских товаров и активное развитие онлайн-торговли. Это коснулось не только перевозок автотранспортом, но и авиадоставки. Так, по данным Росавиации, в начале этого года грузооборот российских авиакомпаний показал прирост на 4,5% — до 210 тыс. т. Рост на международных перевозках составил 5,8%, на внутренних чуть меньше – 0,2%. Если сравнивать с показателями прошлого года, то по отношению к 2020 году рынок увеличился на 25,7% до 1,5 млн т.

            «К началу 2022 года рынок относительно стабилизировался после пандемийных шоков – регулярные грузовые рейсы стабильно выполнялись на наиболее загруженных маршрутах, срочные грузы, появляющиеся на рынке, доставлялись чартерными рейсами, некоторые из которых выполнялись на регулярной основе», — говорит партнер АСЕХ Дмитрий Никулин.

            В ГК «Деловые Линии» подчеркивают, что авиадоставку обычно выбирают, когда требуется быстрая перевозка документов или грузов на расстояние свыше 1,5 тыс. км. Так существенно экономится время: к примеру, если доставка автомобильным транспортом из Санкт-Петербурга в Екатеринбург занимает 5 дней от момента сдачи груза на терминал до готовности к выдаче, то в случае с воздушным транспортом на тот же маршрут уходит всего 2 дня. Цена авиадоставки причем – ненамного дороже автоперевозок.

            По словам президента агропромышленной группы компаний «Кабош» Дмитрия Матвеева, услуга авиадоставки очень востребована в сельском хозяйстве. Крупные независимые поставщики техники зачастую привозят в Россию редкие запчасти именно воздушным транспортом – так не только быстрее, но и надежнее.

            Сейчас многие европейские направления закрыты, как и возможности морских контейнерных перевозок, ж/д и автомобильных маршрутов, поэтому авиадоставка становится, помимо всего прочего, практически единственным вариантом доставки груза из-за границы. Тем не менее, из-за ограничений, в ИА M.A.Research, в частности, прогнозируют, что падение объема перевозок грузов и почты в 2022 году может составить свыше 60%, учитывая высокую долю международных перевозок.

Эксперты международного логистического альянса ACEX дают более утешительные прогнозы по авиадоставке: по их оценке, сокращение объемов может составить всего 10%.

«Логистика постепенно будет смещаться в восточное направление, — уверен Евгений Уткин, руководитель по взаимодействию с отраслевыми и инфраструктурными организациями ГК «Деловые Линии». — Сейчас многие импортеры активно переориентируются на поставщиков из Юго-Восточной и Средней Азии, стран-членов ЕАЭС. В связи с этим Дальний Восток испытывает большую нагрузку от грузопотока из Китая и других азиатских стран, что ведет к перегруженности морских портов и железнодорожных терминалов. Поэтому импортеры стараются найти новые способы оперативной отправки товаров. Мы, зафиксировав кратный прирост запросов на авиаперевозку, оперативно запустили доставки из Китая и крупнейших городов Юго-восточной Азии коммерческих партий товаров от 10 кг для юридических лиц».

Увеличивается число заказов не только с Востока, но и по внутренним направлениям. В «Деловых Линиях» рассказали о кратном росте авиадоставки в Калининград в последний месяц в связи с проблемами на границе у автоперевозчиков.