,

$ 94.09 100.53

Экономика

Страхование рисков агропромышленного комплекса

Введение

Эффективное развитие отрасли сельского хозяйства во многом влияет на общее состояние экономики государства. Но и эффективность развития самой отрасли преимущественно зависит от государственной поддержки. Одним из инструментов, способствующих осуществлению стабильной поддержки аграрного сектора, является страхование [1, 2].

Страхование позволяет снижать риски потерь различного характера у сельскохозяйственных товаропроизводителей. Рискам отводится достаточно большое внимание, т.к. наибольшая часть территории Российской Федерации из-за природно-климатических условий находится в зоне рискованного сельского хозяйства.

Материалы и методы

Риски по большей части находят свою причину в обстоятельствах природного характера: аномальные температуры, засухи, дожди, град и т.п. Также риски могут возникать вследствие иных происшествий: кража, падеж скота, затопление, пожар и остальное. 25% перечисленных рисков выпадают на долю именно сельского хозяйства в отличие от остальных отраслей [3, 4].

В совокупности возникновение перечисленных рисков ведет к снижению рентабельности сельскохозяйственных производителей. Приведенные доводы в полной степени доказывают необходимость развития страхования сельскохозяйственных производителей, как инструмента стабильной государственной поддержки. Риски также могут носить рыночный характер. К таким рискам относятся следующие риски: финансовые, информационные, политически, ценовые, маркетинговые, риск персонала. Необходимо выделить факторы, подтверждающие высокую необходимость развития страхования в сельском хозяйстве [5, 6].

Факторы, подтверждающие необходимость страхования в сельскохозяйственной отрасли:

1. Достаточная степень рисков аграрного сектора.

Финансово-экономическое положение агрокомплексов находится в прямой зависимости от результатов ведения растениеводческой деятельности. Данный вид деятельности в большой степени зависит от погодных и климатических условий. Каждый год на территории не только Российской Федерации, но и других государств, занимающихся производством растениеводческой продукции, сельскохозяйственные производители несут достаточно большие убытки от стихийных бедствий.

Чаще всего экономический ущерб в результате стихийных бедствий превышает финансовые убытки сельскохозяйственных производителей [7]. Но при этом роль самого страхования убытка в результате подобных происшествий не слишком велика, и не позволяет в достаточной степени восстановить ущерб сельскохозяйственного производства.

2. Недостаточный уровень охвата страхованием сельскохозяйственных производителей.

В настоящее время лишь 15-20% всех сельскохозяйственных посевов застраховано на территории Российской Федерации. Из производителей сельскохозяйственной продукции только 15% страхуют свои риски. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации намерено повысить данный показатель до 60-70% [8, 9].

3. Из-за вступления России в ВТО может быть изменена политика государственной поддержки сельскохозяйственных производителей.

Некоторые меры государственной поддержки в соответствии с правилами ВТО должны быть сокращены, т.к. в свою очередь они могут негативно влиять на международную торговлю и ее эффективность. Данный процесс неблагополучно скажется на существующих проблемах страхования сельскохозяйственных производителей.

4. Инвестиции в сельское хозяйство и их стимулирование.

Объемы инвестиций, предоставляемые сельскохозяйственным производителям, напрямую зависят от рисков [10, 11]. Таким образом, инструмент страхования влияет на успех и эффективность крупных вложений, на их частоту и объемы.

5. В зарубежных странах присутствует собственный опыт страхования агрокомплексов в сельском хозяйстве.

Формы поддержки сельскохозяйственного страхования в зарубежных странах являются различными. Данные формы способствуют повышению финансовой и экономической устойчивости агропромышленных комплексов.

Среди конкретных мер подобной поддержки в развитых странах можно перечислить следующие:
 
— федеральная программа страхования урожаев в США,
— метод прямого возмещения государством убытков сельскохозяйственных производителей в Германии,
— Национальный гарантийный фонд сельскохозяйственного производства во Франции,
— государственное субсидирование по полному пакету рисков сельского хозяйства в Испании.

Результаты и обсуждение

Ситуация со страхованием рисков агропромышленных комплексов в сельском хозяйстве в Российской Федерации подразумевает изменение финансово-кредитного механизма деятельности всех сельскохозяйственных предприятий. Таким образом, сам инструмент страхования является важным составляющим фактором всей реформы в агропромышленных комплексах. Также следует взять во внимание сложную макроэкономическую ситуацию, сложившуюся в 2014 году. К данному аспекту необходимо отнести и пакет санкций, введенных США, странами ЕС, и другими государствами. Таким образом, вся отрасль сельского хозяйства попала под риск кредитования.

По итогам 2014 года зафиксирован объем просроченной задолженности сельскохозяйственными производителями в размере 30%. Общий уровень данной задолженности за год увеличился с 4,3% до 6% [12]. По итогам 2014 года зафиксирован 21% убыточных сельскохозяйственных предприятий с общим объемом убытка, оцененным в 72 млрд рублей.

Департамент экономики и государственной поддержки АПК Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в настоящее время занимается решением поставленных задач в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 [13].

В задачах департамента также присутствует разработка порядка и правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию сельскохозяйственных животных, урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений.

В соответствии с государственной программой установлена цель повышения финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса. В соответствующих мероприятиях программы установлены ожидаемые результаты относительно вопроса страхования агропромышленного комплекса: увеличение доли застрахованного поголовья сельскохозяйственных животных. Стоит отметить и запланированное мероприятие «Управление рисками в подотраслях растениеводства», на которое в 2013 и 2014 годах было выделено из федерального бюджета 9997000 тысяч рублей.

На мероприятие «Управление рисками в подотраслях животноводства» за аналогичный период было выделено 1950000 тысяч рублей. Благодаря проведению указанных мероприятий будет достигнуто снижение вероятности потери дохода при производстве продукции, что связано с увеличением валового сбора сельскохозяйственных культур и производства скота и птицы.

Для российских агропромышленных комплексов на сегодняшний день существует действующий механизм предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного страхования [14]. Сельхозтоваропроизводителю необходимо заключить договор страхования и оплатить 50% страховой премии. После заключения договора страхования сельхозтоваропроизводитель должен сформировать пакет документов и уведомить орган управления АПК в своем субъекте на получение соответствующей субсидии [15].

В результате рассмотрения предоставленных документов соответствующий орган управления АПК данного субъекта РФ принимает решение об удовлетворении или отказе по заявке. В случае положительного решения на счет страховой компании, с которой был заключен договор агрокомплексом перечисляются оставшиеся 50% страховой премии. Средства складываются из регионального и федерального бюджетов. По окончанию страхового периода органы управления АПК всех субъектов РФ должны отчитаться перед Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Не смотря на приведенные действующие меры по государственной поддержке и страхования рисков агропромышленного комплекса, необходимо введение дополнительных инструментов, подразумевающих полное возмещение ущерба сельскохозяйственным производителям при наступлении риска определенного характера. К таким рискам можно отнести стихийное бедствие, которое, как правило, вызывают глобальные ущербы [16, 21]. Функцию полного возмещения ущерба при наступлении стихийного бедствия необходимо закрепить за специальными резервными фондами страхования.

Данные учреждения должны стать общегосударственными, т.к. их создание предопределено неравномерностью распределения страховых капиталов между регионами по ряду географических и климатических факторов. В целях осуществления оперативного вливания страховых средств необходимо кооперировать страховые средства регионов между собой [17, 18]. Общая мобилизация страховых средств позволит своевременно, равномерно и целесообразно распределять поддержку между пострадавшими сельскохозяйственными производителями в разных регионах.

Общее совершенствование системы страхования агропромышленного комплекса должно происходить сразу в нескольких направлениях.

1. Необходимо сформировать в каждом из субъектов Российской Федерации органы контроля за использованием страховых средств, которые идут на поддержку пострадавших сельскохозяйственных производителей.

2. В каждом регионе в свою очередь должны быть созданы свои программы и предложения по развитию и поддержке страхования сельскохозяйственных производителей.

3. Законодательно необходимо закрепить аспекты, определяющие порядок страхования, а также процедуру установления ущерба от того или иного риска в зависимости от климатического и географического признака каждого региона [19, 20].

Выводы

Благополучное завершение перечисленных мероприятий в совокупности с реализацией программы государства по развитию сельского хозяйства, рассчитанной к выполнению на 2020 год, позволит создать комфортные условия для процессов по развитию системы страхования сельскохозяйственных производителей агропромышленного комплекса.

Сопутствующим образом в результате применения перечисленных мер возможно не только адресно распределять страховые средства, но и целесообразно использовать государственные финансовые ресурсы.

Самым необходимым и ожидаемым результатом является повышение финансовой и экономической устойчивости всей отрасли сельского хозяйства.