,

$ 94.09 100.53

Экономика

Кооперация в сельском хозяйстве, как инструмент повышения экономической эффективности отрасли

Введение

Сельское хозяйство Российской Федерации имеет ряд актуальных проблем, решение которых чаще всего кроется в недостаточной поддержке со стороны государства. Но как альтернатива их решения могут выступить совместные эффективные действия отдельных субъектов сельского хозяйства.

Один из таких экономически целесообразных вариантов является кооперация. Под кооперацией субъектов сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой понимается привлечение отдельных фермерских хозяйств в добровольное равноправное партнерство с сохранением своей хозяйственной самостоятельности, а также ответственности за принимаемые управленческие решения.

Одновременно кооперативы способны защитить интересы отдельных фермеров и повысить степень их конкурентоспособности на рынке, не смотря на наличие более сильных субъектов агропромышленного комплекса [1, 2]. В Российской Федерации под сельскохозяйственным кооперативом понимается кооператив, который создан для совместной деятельности по производству, переработке и реализации собственной сельхозпродукции.

Материалы и методы

Со стороны государства созданы специальные акты, касающиеся деятельности подобных кооперативов, т.к. те в свою очередь регулируют деятельность фермеров. Но в разных странах данный подход к кооперации сельскохозяйственных субъектов не является одним и тем же. Страны Западной Европы в контексте данного вопроса отличаются наличием документов, подробно регламентирующих деятельность сельскохозяйственных кооперативов. Стоит отметить опыт Финляндии, где сельское хозяйство практически на 100% определено сельскохозяйственными кооперативами [3, 4].

Одновременно в США следует отметить наличие лишь обобщенных рекомендаций и правил относительно их деятельности. Но более подробные программы по работе кооперативов существуют на уровне каждого отдельного штата.

В США зарегистрировано порядка 2,2 млн фермерских хозяйств, объединенных в те или иные кооперативы, которым принадлежит 89% всех сельскохозяйственных угодий.

В соответствии с таблицей «Индексы производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств по Российской Федерации» (табл. 1) можно увидеть, что в Российской Федерации на долю фермерских хозяйств также приходится значительная часть производимой сельскохозяйственной продукции.

Таблица 1 — Индексы производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств по Российской Федерации

 

Основная правовая база деятельности сельскохозяйственных кооперативов отражена в специальных отдельных законах, посвященных кооперации, которые в свою очередь определяют статус кооператива как исключительно добровольного содружества фермеров, деятельность которых основана на демократических отношениях.

Отметим настоящий опыт, оформленный и закрепленный отдельными документами, в различных странах мира [5]:

1. Отражение в Конституции. В Конституции деятельность и правовые основы кооперативов закреплены у таких стран как Португалия и Италия.

2. Законы и нормативные акты. Подобные виды документов о кооперативах существуют в большинстве стран: Португалия, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Бельгия, Швейцария, Австрия, Россия. Как правило, в каждом из государств существует отдельно взятый закон.

Результаты и обсуждение

В Российской Федерации деятельность сельскохозяйственных кооперативов регламентируется Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Вне зависимости от вида документа, регламентирующего деятельность кооператива, его содержание подразумевает наличие аспектов, определяющих исключительный статус кооператива [6, 7]. В зависимости от этого также определяются и цели сельскохозяйственных кооперативов.

1. Защита интересов фермеров.

2. Прирост дохода объединений.

3. Удовлетворение материальных потребностей участников.

4. Развитие сельскохозяйственного сектора.

Управление в сельскохозяйственных кооперативах закрепляется уставными документами, регламентирующими внутреннее поведение всех участников. Устав регламентирует такие положения кооператива как количество участников, условия для вступления в объединение, структуру управления, размер и период взносов, общие правила производственной деятельности.

Сельскохозяйственные кооперативы, созданные посредством объединения малых форм хозяйствования, обеспечивают 50% всего отечественного продовольствия. Прирост фермерских хозяйств в год составляет 20 тысяч объединений.

Данные периодических социологических опросов также оптимистичны, т.к. в результатах отражено 38% согласных и готовых респондентов к созданию собственного фермерского хозяйства [8, 9, 10]. Необходимо подчеркнуть основную проблему сельскохозяйственных кооперативов, заключающуюся в необходимости усиления государственной поддержки.

Во многих странах сельскохозяйственные кооперативы ведут деятельность за счет собственных и заемных денежных средств. Первый вид относится к внутреннему финансированию, а второй к внешнему. Значительную долю внешнего финансирования целесообразно осуществлять посредством государства.

Государство со своей стороны рассматривает сельскохозяйственные кооперативы как важный механизм в экономике сельскохозяйственной отрасли [11, 12]. Поэтому нельзя отрицать наличие осуществляемых мер по стимуляции развития сельскохозяйственных кооперативов. Данные меры реализованы в предоставлении налоговых льгот, субсидий, а также наличие монопольного права на некоторые виды импортируемых товаров.

Чаще всего государственные субсидии выделяются на приоритетные виды сельскохозяйственной продукции, производимой кооперативами. Данная особенность определена современным положением Российской Федерации в условиях создавшихся внешних ограничений продовольственных поставок [13]. Таким образом, кооперативы должны выполнять соответствующие условия для получения субсидий. Также субсидирование может осуществляться на особенные направления деятельности сельскохозяйственных кооперативов. К таким можно отнести строительство хранилищ или создание целых перерабатывающих предприятий. Также одним из направлений субсидирования является субсидирование кредитов, выдаваемых сельскохозяйственным кооперативам.

Удельный вес данных кредитов, частично субсидированных государством, снизился в 2014 году по сравнению с 2010 годом: с 8,8% до 5,2% [14]. Всего 14% хозяйств получает средства, рассчитанные в рамках государственной поддержки. Сельскохозяйственные кооперативы могут добиться защиты интересов фермерских хозяйств, оперируя тем фактом, что за последние 10 лет рост производства крупных сельскохозяйственных организаций составил 1,75 раза, а у фермерских хозяйств – 4,96 раз [15, 16].

В Российской Федерации существует специальная организация, представляющая интересы сельскохозяйственных кооперативов — Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) [17, 18].

Одним из актуальных решений АККОР стало выделение денежных средств для малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве. Объем средств на 2015 год составил 73 млрд рублей. Одновременно АККОР сформировал рекомендации по необходимой корректировке государственной программы по развитию сельского хозяйства в России, рассчитанной до 2020 года [19, 20].

Выводы

Корректировочные рекомендации касаются изменения приоритетов по направлению к кооперации на селе, а также обеспечение доступности к кредитным ресурсам на 2015 год.

Сельскохозяйственные кооперативы в общей массе составляют самую большую группу предприятий сельскохозяйственного назначения. Соответственно роль сельскохозяйственных кооперативов должна быть определена как лоббирование собственных интересов.

При правовой защите интересов сельскохозяйственных кооперативов можно добиться частных положительных экономических результатов. Из частных результатов складывается общая экономическая эффективность, получаемая в результате деятельности кооперативов. Эффект объединения в достижении ряда задач позволит отдельным фермерским хозяйствам решить собственные производственные проблемы и улучшить материальное состояние.