,

$ 93.29 99.56

Сельское хозяйство

Развитие автоматизации управления в сфере сельскохозяйственной мелиорации

Введение

Автоматизация  управленческого  труда в сельском хозяйстве на базе  цифровых систем управления связана с развитием  оборудования и программного обеспечения компьютеров, обусловленном исследованиями состава и структуры функций управления, стандартизации информации и экономических процедур управления [1-5].

Первые системы автоматизации управленческих решений (DSS) были системами управления информацией (MIS), ориентированными на формирование  периодических отчетов , структурированных в соответствии с  потребностями менеджмента [6]. С конца 1960 г получает развитие следующий класс — модель-ориентированных управленческих систем поддержки решений.

В 1970-1980 гг. разработчики сосредоточены: на формировании тезауруса управленческих информационных систем [7], обосновании критериев эффективности проектирования DSS [8], аспектах создания и теории проектирования DSS [9], разработке информации для базы данных классификации DSS [10], анализе их отличительных особенностей  и подходах к их практическому использованию [11].

Создаются форматы коммерческих цифровых технологий: для оперативного обеспечения управленческих решений администрации  хозяйствующей единицы  релевантной информацией (Executive Information System (EIS); поддержки коллектива пользователей, выполняющих однозначную задачу (групповая DSS — GDDS); решения интегральных междисциплинарных задач, которые требуют знания и опыта работы в нескольких  областях управления (организационная DSS — ODDS).

90 годы прошлого столетия отличаются  появлением специализированных DSS оперативно выполняющих анализ и трансфомацию данных в режиме Online для принятия ответственных  решений (Online Analytical Processing — OLAP). В  таблице 1 представлена краткая история разработки DSS [3].

Таблица 1. Краткая история разработки DSS [3]

1950 г.

Теоретические исследования операций принятия решений

Технические события, свя-занные с созданием интер-активного компьютера

1960 г.

1970 г.

DSS

1980 г.

EIS, GDSS, ODSS

1990 г.

OLAP, Data Mining

2000 г.

DSS

 

Идеология содействия  принятию решений основана на исследованиях, связанных с теорией управления  и опыта в разработке интерактивных компьютерных систем [12,13]. Согласно методам  преобразования входной информации при содействии  управленческим решениям, цифровые системы автоматизации процесса управления делятся на следующие категории:

1)    Автоматизированные системы обработки данных (ADPS), ориентированные на решение проблем с помощью алгоритмов  и математических моделей [12];

2)    Системы поддержки принятия решений (DSS), использующиеся для содействия решению сложных неформализованных проблем [11], [14];

3)    Экспертные системы (ЭС), имитирующие психологическое восприятие повторяющейся проблемы,  присущее профессионалам и управленцам в конкретных областях деятельности [15].

Анализ последних тенденций в области автоматизация управления и оценка перспективы развития цифровых технологий в сфере сельскохозяйственных мелиораций показал приоритет DSS, как системы полностью  соответствующей  требованиям, связанным с оперативным и стратегическим управлением в области информационно-экономического производства [16-20].

Учитывая  нынешние социально-экономические условия развития страны  и предпочтения внутренних экономических субъектов сферы мелиорации коллективом специалистов ФГБНУ «ВНИИГиМ им. А. Н. Костякова», включающий авторов, разработана модель — ориентированная DSS для планирования мероприятий технической эксплуатации оросительных систем федеральной формы собственности  в условиях ограниченных инвестиций службы эксплуатации [21]. В основу методических, технологических и технических решений по созданию указанной DSS положены теоретические исследования и практические результаты использования цифровых технологий в передовых  отраслях экономики нашей страны и за ее рубежом, полученные в составе настоящей работы [22-25].

Методология и методика исследований

Методология создания цифровых технологий автоматизации управления мелиоративной деятельностью  базируется на информационно-аналитических исследованиях принципов системного подхода,  учитывающих  эмерджентность  явлений и обеспечивающих  оценку далеких по своей действенности  альтернативы.

Основной показатель качества  технологии —  минимум искажений и  потерь информации в процедурах  ее обобщения и и обработки. Основной показатель качества  технологии —  минимум искажений и  потерь информации в процедурах  ее обобщения и и обработки. Основополагающим свойством разработанной технологии считается  не помощь в расчетах, а технологическая  реализация предпочтений специалистов,принимающих  решени, а также процедур  поэтапной трииансформации информации под контролем аналитика.

Результаты и обсуждение

Выполненные исследования показали, что помимо возможностей поддержки принятия решений в сложной неформализованной среде, современная  DSS имеет следующие особенности [15, 25, 27]:

— наличие цели, которая предполагает повышение действенности принятия решений;

— оказание поддержки менеджерам в принятия решений, не заменяя их в разработке процедуры;

— применение информации и моделирования.

Однако, уровень подготовки менеджеров, финансовые возможности и корпоративная культура производства агропромышленных предприятий России определяет «социальный заказ», связанный, в большей степени, с бухгалтерским программным обеспечением. Компьютеры в основном используются для обеспечения автоматизации рутинной работы [16, 22].

В то же время, успешные области экономики все чаще используют передовые веб-технологии связанные с облачными вычислениями [27]. Их основные отличительные возможности — предоставление вычислений в Интернете — сервер, минуя абонентскую станцию. Преимущества «облачных» технологий включают: доступность и мобильность; эффективность и гибкость; возможность аренды; высокая технологичность и надежность. Основными недостатками являются: зависимость от разработчиков программного обеспечения, владельцев «облачных» услуг, наличия, устойчивости и производительности Интернета; проблемы, связанные с взаимодействием «облачных» вычислений с иными персональными данными и данными полученные через «облачные» услуги других поставщики; недоступность управления данными [22, 28].

В России доля «облачных» технологий в бизнес-структурах, не говоря уже о государственных предприятиях, практически не заметна. Это в значительной степени объясняется отсутствием: доступного,  с высокой скоростью, стабильного и повсеместного  покрытия территории страны интернетом; требующихся правовых актов, регламентирующих  обязанности поставщиков «облачных» услуг с точки зрения конфиденциальности и безопасности сохранения информации; недостаточным пониманием «облачных» преимуществ руководством предприятий.

Отсутствие и / или недостаточность требующейся информация является основополагающей причиной низкого качества управленческих решений. В то же время, увеличение объема информации, необходимой для лиц, принимающих решения, значительно усложняет их работу, что также не способствует эффективности управленческой деятельности.

Вышеупомянутое определяет актуальность исследований, направленных на повышение  уровня информационно-технологической поддержки принятия решений на основе автоматизации управления. Автоматизация управления требует решения следующих первоочередных задач:

— Анализ текущих тенденций, связанных с совершенствованием автоматизации и оценка дальнейшей разработки цифровых технологий в области управления.

— Формирование диагностических параметров, характеризующих объект управления.

— Определение структуры и содержимого базы данных моделей цифровых технологий управления.

— Разработка моделей, алгоритмов и процедур с целью обеспечения мониторинга оценки состояния объекта управления и определения необходимости осуществлять управляющие воздействия.

— Разработка программного обеспечения.

Решение задач, связанных с информатизацией процессов планирования производства, управления в службе эксплуатации мелиоративного водохозяйственного комплекса  [24] было проведено с должным учетом опыта стран, лидирующих в области  цифровых технологий. К ним относятся Канада, страны Северной и Западной Европы, Японии, Австралии, Новая Зеландия, Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Израиль [3,  22, 24].

В процессе исследований изучены, проанализированы и  отобраны для использования в сфере мелиорации лучшие практики, обеспечивающие:

— адаптацию информационных ресурсов к требованиям рыночной экономики в отношении поддержки экономической деятельности путем предоставления систематических, надежных, доступных и удобных для пользователя знаний в формате информационных систем [29-32];

— формирование методической, технологической и информационной поддержки автоматизированного управления системы;

— выбор технического инструментария информационной системы;
— оценку экономической эффективности и социально-психологических аспектов использования DSS.

Выводы

Апробация разработанных теоретических направлений в составе методического, технологического и информационного обеспечения цифровой системы поддержки управленческих решений по выбору мероприятий технической эксплуатации, выполненной по материалам Южного региона, выявила совпадение результатов  исследований авторов выводам теории и достижениям, как мировой, так и отечественной практики разработки, внедрения и использования цифровых технологий в части совершенствования управления производством.
Очевидно, что по мере расширения практического применения DSS и преодоления руководителями барьера недоверия к новациям в такой чрезвычайно ответственной, сложной и достаточно закрытой сфере деятельности, как управление, потребуются следующие шаги к обеспечению соответствия информационных систем управления сферы мелиорации требованиям к информатизации управления лидеров отечественной экономики и совместимости с мировым процессом информатизации. В частности, ими может стать увеличивающийся объем разработки программного обеспечения на основе «облачных» технологий.