,

$ 92.51 98.91

Сельское хозяйство

Повышение конкурентоспособности меда как фактор развития его производства в условиях импортозамещения

Введение

Повышение конкурентоспособности меда — важнейшее направление развития пчеловодства, так как мед – основная товарная продукция данной отрасли. В свою очередь от развития пчеловодства непосредственно зависит урожайность практически всех сельскохозяйственных культур, так как пчелы основные их опылители. Поскольку пчеловодство в основном сосредоточено в хозяйствах населения, оно обеспечивает занятость на селе и развитие сельских территорий.

В статье на примере рынка меда показана актуальность и возможность повышения конкурентоспособности меда за счет совершенствования основных параметров конкурентоспособности. Обобщены результаты исследований ценовой эластичности спроса на мед и социологического исследования предпочтений покупателей меда.

 

Материалы и методы

 

Цель исследования – выяснить, по каким характеристикам конкурентоспособности мед проигрывает основному товару-конкуренту, и обозначить перспективы их усиления. С учетом названной цели поставлены и решены следующие задачи:

— изучена литература по теме исследования;

— проведен опрос респондентов;

— выполнен анализ результатов опроса;

— обозначены перспективы повышения конкурентоспособности меда.

         В качестве методов исследования использованы при изучении литературных источников абстрактно-логический метод, при рассмотрении статистических данных экономико-статистический метод и для выявления потребительских предпочтений социологический метод.

         Объектом проведенного исследования является конкурентоспособность меда. Предмет исследования – параметры конкурентоспособности меда, их оценка и перспективы совершенствования. Гипотеза исследования – совершенствуя параметры конкурентоспособности меда можно добиться усиления положительного восприятия продукта покупателями, увеличения объема продаж, роста доходов пчеловодов и укрепления их позиций, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

 

Результаты и обсуждение

Обзор статей по теме работы показал, что повышение конкурентоспособности меда актуальная задача для пчеловодов [5]. Не менее актуально это и для потребителя, так как мед – это и полезная сладость [12], и функциональный продукт питания [3], и добавка к питанию для укрепления здоровья [13]. Показатели конкурентоспособности товара «определяют его успех на рынке» [7]. Благодаря конкурентоспособности обеспечивается возможность «превзойти конкурентов в заданных условиях» [17], достигается «повышение эффективности производства продукции пчеловодства» [18]. По результатам исследования мирового рынка меда [14], выявлено, что российский мед имеет большой экспортный потенциал. Однако «в большинстве регионов обострились проблемы с реализацией меда из-за отсутствия регулируемого рынка сбыта… Подобное обстоятельство сдерживает расширение существующих пасек и создание новых» [11]. В качестве мер по повышению конкурентоспособности меда предлагаются: повышение качества [14], «для расширения ассортимента — мед с различными натуральными добавками» [16]. Ряд предложений касаются маркировки: «маркировка продукции пчеловодства должна быть понятной, легко читаемой, достоверной. При этом, надписи должны быть контрастными фону. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения» [4]. Важны также заинтересованность в «снижении себестоимости, повышение инвестиционной привлекательности региона для иностранных инвесторов, а также повышение эффективности функционирования, перерабатывающего сектора экономики региона» [7]. В настоящее время требуется продолжение изучения параметров конкурентоспособности меда, влияющих на предпочтения потребителей, чтобы конкретизировать предложения по повышению конкурентоспособности меда. На это и направлено исследование, проведенное автором и отраженное в данной статье.

Производство меда в России изменяется по годам с выраженной тенденцией неустойчивого роста (таблица 1). По объему производства всего и на душу населения мед значительно уступает своему основному конкуренту – сахару (таблица 2).

Таблица 1- Производство меда в России [15].

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2015 г. в % к 2011 г.

Производство меда-всего, тыс. т

60,0

64,9

68,4

74.9

67,7

112,8

на душу населения, кг

0,420

0,453

0,476

0,512

0,462

110,0

 

«Задача местных производителей меда и других продуктов пчеловодства заключается в том, чтобы сохранить спрос на местный мед и выглядеть более достойно на фоне конкурентов»[21].

Таблица 2- Производство сахара в России [2].

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2015 г. в % к 2011 г.

Производство сахара-всего, тыс. т

7124

5322

4959

5249

5743

80,6

на душу населения, кг

49,8

37,1

34,5

35,9

39,2

78,7

 

Показатели, параметры или характеристики конкурентоспособности продукции можно объединить в три группы. Первую группу представляют показатели качества. Качество меда регулирует ГОСТ Р 54644–2011 «Мед натуральный. Технические условия», который действует с 1 января 2017 г. [1] Ответственность за качество меда несет изготовитель. Он обязан декларировать свою продукцию. Каждая партия меда должна проходить анализ в компетентной лаборатории по метрологически аттестованной методике и сопровождаться удостоверением качества и безопасности. В удостоверении качества и безопасности продукта должен отражаться номер протокола испытаний компетентной лаборатории. Физико-химические показатели меда определяются лабораторным путем и сложны для оценки покупателем. «В настоящее время существует множество способов определения фальсифицированной медовой продукции» [9]. Однако все они требуют специальных знаний, которых нет у основной массы покупателей. В связи с этим, для повышения конкурентоспособности меда необходим комплекс мероприятий по формированию доверия покупателя к изготовителю и повышению ответственности производителя.

Учитывая сложность определения качественных характеристик меда покупателями, проведено исследование потребительских предпочтений с использованием социологического метода. Прием исследования опрос. Цель исследования – выявить, какие характеристики меда принимаются во внимание при его покупке. Важнейшая характеристика для покупателя – консистенция меда. Выявлено, что основная масса покупателей предпочитает жидкий мед. Это 70 % опрошенных. Исследование позволило выявить недостатки полностью закристаллизованного (севшего) меда. По мнению 37 % опрошенных севший мед трудно накладывать, 22 % отметили, что много меда липнет к посуде, в результате много потерь. Девятнадцать процентов респондентов считают, что севший мед трудно размазывается. Анализ ответов респондентов показал, что отмеченные недостатки севшего меда непосредственно связаны с его упаковкой. К традиционным упаковочным материалам относятся стеклянная банка и пластиковые контейнеры. Более предпочтительна стеклянная банка для упаковки меда. Ее выбирают 74 % опрошенных. В пластиковом контейнере мед покупают 19 % респондентов. Оба вида традиционной упаковки меда имеют с точки зрения покупателей недостатки. То, что стеклянная банка может разбиться отметили 41 % опрошенных. Сорок один процент респондентов считают, что трудно вынимать остатки меда. Для 30 % опрошенных стеклянная банка тяжелая. Не меньше недостатков у пластиковых контейнеров. То, что они ломаются, отметили 52 % респондентов. Двадцать два процента опрошенных посетовали, что с трудом открывается крышка. Не доверяют с экологической точки зрения пластиковой таре 15 % опрошенных [26].

Важнейшее значение при продвижении продукции имеет оформление упаковки, маркировка продукции. Требования ГОСТа к маркировке предусматривают, что вместе с наименованием продукта следует указывать вид меда (падевый, смешанный, цветочный). Цветочный мед может быть монофлорным и полифлорным. Ботаническое происхождение цветочного монофлорного меда определяется по доминирующему медоносу. Традиционные виды упаковки: пластиковый контейнер и стеклянная банка,сопровождаются как правило этикетками небольшого размера и содержат минимум информации, важной для потребителя.

Вторая группа характеристик конкурентоспособности продукции – это экономические характеристики: цена, ценность и себестоимость. Цена важнейший показатель, влияющий на решение покупателя. Цена меда на порядок выше цены сахара. Исследование ценовой эластичности спроса на мед показало, что спрос на мед не эластичен по цене [27]. Снижение цены при неэластичном спросе не приводит к существенному повышению объема продаж. В результате выручка снижается, и риск снижения прибыли при снижении цены значителен. При такой особенности спроса отрасль пчеловодства в стране может существенно пострадать в случае демпинга со стороны иностранных поставщиков. Для повышения конкурентоспособности меда необходим инновационный подход к его продвижению на рынке.

Третья группа характеристик конкурентоспособности – это маркетинговые характеристики. К ним относятся реклама, ярмарки, выставки, акции, мероприятия, место продажи и сервисное обслуживание покупателей. На рынке меда традиционным можно назвать празднование Медового Спаса. В рамках данного праздника организуются ярмарки меда. Сахаросодержащая продукция продвигается более активно и масштабно. Кульминация продаж конфет приходится на Новогодние праздники.

Предложения по повышению конкурентоспособности меда

Для повышения конкурентоспособности меда необходимы не традиционные, инновационные подходы [23]. Чтобы покупатель был уверен в качестве меда и доверял продавцу, необходимы меры по формированию доверия покупателя к изготовителю и повышению ответственности производителя. Доверительные отношения формируются в случае, когда покупатель не однократно обращается к продавцу, интересуется организацией производства продукции, вплоть до посещения пасеки или имеет возможность познакомится с видеоматериалами на сайте продавца. «Эффективное управление продвижением инноваций сегодня опирается на разработку и использование информационно-коммуникационных технологий и систем, составной частью которых является веб-сайт, социальные сети. Например, конкурсы, игры, объявляемые на сайтах производителей сельскохозяйственной продукции с целью привлечения своих потребителей для улучшения качества своей продукции, поиска и внедрения креативных идей» [10].

Повысить привлекательность меда в глазах потребителя можно за счет расширения разнообразия его подачи за счет инновационного оформления. Так оформляя севший мед в вафельные листы из пресного теста, размещая мед между вафельными листами, можно добиться фасовки меда в минимальном объеме около 5 грамм. Такую медовую конфету можно получить, разрезав промазанные медом вафельные коржи. Придавая меду форму конфет с помощью съедобной вафельной упаковки, можно сделать его их достойным конкурентом [24]. Севший мед идеально слепляет тонкие пресные вафельные листы, при этом не требуется никаких мер по изменению его консистенции или состава, что идеально, так как важно, чтобы мед сохранил свои полезные свойства натурального продукта. Медово-вафельные изделия можно сделать различной формы: торты, батончики, конфеты. Еще большее разнообразие можно обеспечить, если использовать вафельные изделия в виде розеток, рожков, трубочек, стаканчиков и других форм. Дополнительное разнообразие может обеспечить упаковка. Оформленный в вафельные изделия севший мед можно паковать в полиэтиленовые пакеты и пакеты из пищевой пленки. Можно применять двойную упаковку: пленка плюс бумажный пакет или картонная коробка. Бумажная и пленочная упаковка обеспечивает больше возможностей для совершенствования маркировки. «Разработка критериев оценки качества маркировки, касающихся не только содержания, но и четко определяющих само ее исполнение, является актуальной задачей, решение которой позволит наиболее полно удовлетворить информационные потребности покупателя в отношении товара, покупателю-изготовителю – повысить конкурентоспособность товара, а предприятиям торговли – избежать повышения издержек обращения» [20]. Для обеспечения разнообразия предложения меда также важно активнее использовать фактор уникальности каждой партии данной продукции [25]. Например, «хорватские ученые заметили, что антимикробная активность меда в основном зависит от его ботанического происхождения, хотя наблюдаются и значительные различия  среди образцов одного происхождения» [6]. Потребительские характеристики меда зависят от того, с каких растений мед собран. Так «сложный комплекс физиологических активных веществ содержится в меде более или менее постоянно, независимо от места сбора и вида растений, с которых он получен. Однако растения в какой-то степени передают продукту свои лечебные свойства. Например, липовый мед, как и цветки липы, обладает потогонным действием, он полезен при простудных заболеваниях» [19]. Каждая партия продукции должна сопровождаться информацией о местонахождении пасеки, фамилии пчеловода, стаже его деятельности и достижениях в области пчеловодства, основных растениях с которых пчелы собрали нектар, составе и полезных свойствах меда. О меде есть, что рассказать и доведение этой информации до покупателей в различных формах, в том числе и на упаковке продукции повысит популярность меда.

Минимизация фасовки позволит снизить цену за единицу медовой продукции до уровня конкурентоспособной. Кроме того такая мера позволит покупателю расширить свободу выбора меда. Приобретение меда в традиционной таре сужает такую возможность. Так трехлитровая банка весит 4 кг 200 граммов и приобретается мед в такой таре, как правило, один раз в год. В результате покупатель лишается возможности знакомится с разнообразными видами меда.

В целях совершенствования маркетинговых характеристик конкурентоспособности пчеловодам важно налаживать взаимодействие друг с другом, представителями власти и населением в том населенном пункте, где размещается пасека. Мед в силу своей уникальности может и должен стать визитной карточкой сельских населенных пунктов, одной из достопримечательностей, привлекающей к себе не только местное население, но и туристов. При рыночных отношениях для стимулирования развития туризма необходимо применение инноваций [8].Так заслуживают внимания «предложения по продвижению продукции пчеловодства на региональном рынке и формированию бренда «Вятский мед» [22].Действуя в рамках государственных программ развития сельских территорий, регионального туризма и других, можно получить финансовую поддержку на развитие бизнеса [24].

Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что предлагаемые меры по повышению конкурентоспособности меда в первую очередь направлены на усиление популяризации меда и повышение престижности его потребления. Они будут способствовать увеличению емкости внутреннего рынка меда и позволят отечественным пчеловодам выходить на мировые рынки меда с престижной, а не с сырьевой продукцией. А это в свою очередь залог повышения доходов и укрепления позиций отечественных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках.