,

$ 93.44 99.58

Сельское хозяйство

Определение путей регулирования развития туризма в зоне Прибайкальского национального парка

Введение

Последнее десятилетие ознаменовалось особенно бурным развитием туристического бизнеса на Байкале. Ежегодно десятки тысяч туристов посещают Иркутскую область и республику Бурятия с целью увидеть уникальный природный объект – озеро Байкал  и прилегающие к нему территории. Значительный рост числа туристов путешествующих на автомобилях в этих регионах не мог не сказаться на интенсификации сети автодорог, ведущих к Байкалу, расширению существующих и строительству множества парковок, кемпингов и других мест, обслуживающих отдыхающих. Все вышеперечисленные факторы оказывают негативное влияние на экологическую обстановку озера Байкал, его природы и обитателей флоры и фауны этих мест. Как пишет в своей статье «Влияние автотранспорта на придорожные территории Прибайкальского национального парка» И. В. Юркова, «возрастающая интенсивность автомобильного движения и рост числа отдыхающих может привести к деградации первозданного почвенного покрова, в первую очередь степных рекреационных зон» [1].

Материал и методы

Объектом исследования являются факторы антропогенного пресса, оказывающие повреждающее влияние на биоту уникального природного объекта озера Байкал признанного ЮНЭСКО – всемирным наследием. Изучение антропогенной нагрузки проводили в натурных наблюдениях по методике И.Н. Бейдеман [2] в Прибайкальском национальном парке и о. Ольхон.

Материалами для обсуждения вопроса регулирования развития туризма в природной зоне оз. Байкал послужили аналитические данные многолетней динамики изменения экологического состояния байкальской природной территории и статьи ученых Иркутских ВУЗов и Сибирского отделения РАН. В методологическую основу работы положены общенаучные методы исследования: анализ, синтез и дедукция.

Результаты и обсуждение

К числу антропогенных факторов неблагоприятного воздействия на природные объекты (участки леса, водотоки, почву и т.п.) относятся: загрязнение атмосферы, поверхностных грунтовых вод, почвы промышленными, бытовыми, рекреационными и транспортными отходами. Влияние антропогенной нагрузки ухудшает состояние биоты, что может представлять угрозу для здоровья человека. Анализ литературных источников показывает, что неконтролируемый въезд автомобилей на остров Ольхон и на территорию Прибайкальского национального парка не дают возможности поддерживать экологическую обстановку на приемлемом уровне [3, 4]. Многочисленные стихийные свалки, оставляемые как отдыхающими, так и местными жителями, так же негативно сказываются на окружающей среде Приольхонья [5, 6].

При оценке качества окружающей среды особое внимание принято уделять содержанию наиболее токсичных веществ, представляющих наибольшую опасность для уязвимой сибирской биоты. К ним относятся, в первую очередь, тяжелые металлы – свинец, ртуть, кадмий и никель, стойкие органические загрязнители (СОЗ). По данным многолетних наблюдений ученых Сибирского отделения РАН за физиолого-биохимическими особенностями хвойных лесов в зоне увеличения рекреационной нагрузки, установлено, что происходит ослабление древостоя и усиление активности вторичных поражающих факторов (насекомые-вредители и болезни леса) под действием бытовых токсикантов [7-11]. Опасность стихийных свалок в неустановленных местах природопользования туристов также велика. Концентрация химических элементов там многократно превышает допустимый уровень. Как пишет в статье «Геохимическое влияние малых свалок окружающую среду» И. В. Юркова: «таким  образом, поверхностный слой почв и растительность на территории свалки обогащены многими химическими элементами  и, прежде всего тяжёлыми металлами (Pb. Zn, Sn, Mo, Ag, Cd и др.), многие из которых относятся к категории токсичных или супертоксичных, например Pd и Cd», описывая последствия загрязнений от бытовой свалки пригородного посёлка Пивовариха [12]. К тому же, свалки портят эстетический вид ландшафта и забирают пространство у животных и насекомых.

К факторам загрязнения окружающей среды Приольхонья относятся моющие средства с содержанием фосфатов, которые используют туристы, «дикарём» приезжающие на отдых. Не особо беспокоясь о последствиях, они зачастую моют посуду с применением поверхностно-активных веществ прямо в Байкале. Особенно опасны моющие средства класса «Ferry», 1 грамм которых стимулирует развитие 5-10 кг водорослей, загрязняющих прибрежную зону озера [13-15]. Инвазивные водоросли рода Elodea, опасны тем, что делают воду непригодной для питья и отрицательно влияют на размножение и жизнь рыбы в Байкале [16-18].

Однако, полностью запрещать туризм на Байкале – нецелесообразно! Являясь мировым наследием ЮНЕСКО, Байкал всегда будет привлекать к себе множество туристов со всех уголков России и других стран. Вопрос стоит в том, что государству не хватает средств на поддержание порядка и восстановления первозданной природы озера. Одним из решений этой проблемы может быть учреждение платного въезда на территорию Прибайкальского национального парка с ограничением общего количества въезжающих туристов. В России уже есть положительный пример регулирования потока отдыхающих и введение платы за въезд на территорию национальных парков [19]. Как представляется, на Байкале можно использовать опыт национального парка «Куршская коса», который расположен в Калининградской области на узкой полоске суши между Балтийским морем и Куршским заливом, на российско-литовской границе.  Плата на Куршской косе взимается и с каждого автотранспортного средства, пересекающего контрольно-пропускные пункты парка и с каждого туриста, определенным категориям граждан предусмотрены льготы и освобождения. «Собранные средства тратятся на природоохранные мероприятия и обеспечение деятельности парка: проведение работ по укреплению береговой полосы, вывоз мусора и обслуживание биотуалетов, поддержание туристско-экскурсионных маршрутов в надлежащем состоянии, обустройство новых маршрутов, очистку леса от захламленности, подготовку и обслуживание техники к пожароопасному периоду, охрану лесов от пожаров, научные исследования, эколого-просветительские мероприятия», сообщает директор национального парка. Как представляется, когда туристы будут видеть чистоту и порядок на острове Ольхон, то возможно они будут приобретать билеты с удовольствием, понимая необходимость проводимых мероприятий.

Положительно использовать опыт мер запретительного характера. На Куршской косе запрещено парковать автомобили вне установленных для этого мест, за нарушение взимается достаточно большой штраф – 1,5 тыс. рублей. Также, запрещается разжигать костры и мангалы [20]. Несмотря на всю кажущуюся строгость, эти меры позволили Куршской косе войти в рейтинг лучших национальных парков мира [21]. Каждый год Куршскую косу посещают сотни тысяч туристов, и руководству парка удаётся поддерживать чистоту, не портить первозданную природу этого места и при этом развить базы отдыха, музеи, рестораны и другие места для посещения туристов.

Для эффективного регулирования развития туризма на малом море, необходимо будет установить пропускной пункт на трассе на въезде в территорию Прибайкальского национального парка. При въезде или входе каждому посетителю будет даваться билет, который он будет обязан отдать на выходе из зоны или предъявлять сотрудникам парка в необходимых случаях. Также, необходимо поставить стелы на самых популярных местах отдыха, где в краткой форме будут изложены правила посещения национального парка и штрафы, следующие за их нарушение. Чтобы у туристов не было желания выбрасывать мусор в неположенных местах, необходимо установить достаточное количество контейнеров для мусора и урн. Лучшим способом будет установка контейнеров в следующих местах: въезд или выезд в Прибайкальский национальный парк; на развилках, ведущих в посёлки и базы отдыха; у парома на остров Ольхон. Целесообразно устанавливать контейнеры именно вдоль основной трассы, чтобы мусоровозу было удобно добираться к ним, и вывозить  мусор своевременно. Собранный мусор будет вывозиться в специально оборудованную свалку, которая уже существует. Что касается урн, то они должны быть установлены: на популярных пеших маршрутах; на базах отдыха и парковках; кемпингах. Вдоль пеших маршрутов раз в неделю из урн надо будет забирать мусор, устанавливать мусорные пакеты. Естественно, во времена сезонного спада туристического потока, например зимой, уборка будет производится лишь по мере необходимости. Однако, администрация парка не сможет убирать мусор со всей территории парка. Необходимо будет также ввести законы и правила, обязывающие владельцев туристических баз, парковок, кафе и других мест устанавливать урны, убирать мусор на подконтрольных им территориях и возить его до ближайшей свалки.

Актуальной остаётся проблема добровольного сбора отходов. Проведенные наблюдения и опросы выявили, что не все туристы будут выбрасывать мусор в урны и контейнеры, даже при достаточном их количестве. Кучи малых стихийных свалок могут быть где угодно. Для решения этого вопроса можно использовать практику, уже проводимую, к примеру, на острове Ольхон [22]. Раз в месяц устраивать день, когда посетители парка могут сдавать мусор за деньги. Это поможет в максимальной степени поддерживать чистоту в Приольхонье.

Отрицательное влияние на экосистему Прибайкальского национального парка оказывает использование моющих средств, и последующий их слив в Байкал, что являются одной из главной причин размножения водорослей, появившихся на озере в последнее время. Невозможность проконтролировать этот процесс, ставит вопрос: как с этим бороться? Возможно, что подавляющее большинство туристов, моющих посуду в Байкале, не подозревают о вреде, который они наносят. Положительным шагом может быть установка информационных стендов, где будет приведена информация о том, как моющие средства негативно влияют на экосистему озера. Всё это должно сопровождаться фотографиями, чтобы туристы могли видеть, к чему может привести несоблюдение правил.

Самым большим источником загрязнения является автотранспорт. Выхлопы от него портят воздух и почвенный покров Приольхонья.  Для решения этой проблемы предлагается следующий путь. Запрещение нахождения более определённого числа личных автомобилей на территории национального парка. Эта мера может показаться строгой, но иных способов не перегружать экосистему Приольхонья, нет. Для автомобилей, не успевших заехать, будет организованна парковка на въезде в парк. Например, подобные меры уже использованы в Национальном парке Йеллоустоун, США [23, 24, 25].

Выводы

Идеи о необходимости регулирования антропогенной нагрузки на уникальные и уязвимые объекты байкальской биоты существуют уже не первый год. Для продвижения рассмотренных нами инициатив, необходимо их поэтапное внедрение. Возможно, что резкое введение подобных правил вызовет неразбериху и непринятие их со стороны туристов и организаторов туристического бизнеса. Для этого необходимо последовательное внедрение правил природопользования, их освещение и популяризация в СМИ и контроль экологической ситуации надлежащими органами.

Опыт предыдущих лет показал, что не в цельном виде, но отдельными фрагментами эти способы решения проблем с экологической обстановкой пытались внедрить в работу Прибайкальского национального парка. Но попытки их внедрения часто проваливались ввиду непринятия их со стороны некоторых категорий граждан, а также ввиду сложности доведения этих идеи до властей и трудностей с их правильным бюрократическим оформлением. Очевидно, что только последовательная, жёстко направленная работа на регулирование туристического потока поможет спасти экологию уникального природного объекта – Приольхонья и при этом оставить возможность для её посещения и соответственно, экономического развития региона.