,

$ 92.59 100.27

ТЭК

Благодаря поправкам «Роснефти» закон о МТП завис в правительстве

Как пишут СМИ, Роснефти удалось внести в давно обсуждаемый законопроект «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов» такие правки, что встал вопрос о смысле принятия закона. На совещании у Дмитрия Козака 12 декабря было принято решение «в принципе рассмотреть целесообразность принятия данного законопроекта», рассказал РБК источник, близкий к одному из участников совещания. Документ в нынешнем виде не поддержали ключевые правительственные ведомства.

Ранее «Роснефть» захотела закрепить за нефтепроводом компании «Ванкорское месторождение — нефтеперекачивающая станция Пурпе» налоговые льготы, полагающиеся по закону магистральным трубопроводам «Газпрома» и «Транснефти». Попытка недоплатить налог на имущество на эту трубу привела «Роснефть» к конфликту с налоговой службой. В июне 2018 года «Роснефть» проиграла в суде спор с ФНС, которая доначислила ей 2,46 млрд руб. налогов и пеней за 2012–2013 годы за необоснованное применение льготы. Однако по итогам мирового соглашения компания получила право применять льготу к этой трубе постфактум, начиная с 2014 года.

В новом варианте законопроекта с подачи «Роснефти» появилось положение, что магистральные трубопроводы разбиваются на две категории − общего и необщего пользования. Нефтепроводами общего пользования сможет владеть государство или «Транснефть», а необщего пользования — лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации, включая нефтяные компании. Чем частный магистральный трубопровод необщего пользования, к которому применяются налоговые льготы, отличается от технологического трубопровода нефтяной компании под общим налоговым режимом, в документе не поясняется.

В законопроекте предлагается ввести запрет для «Транснефти» прокачивать по магистральным нефтепроводам общего пользования нефть и нефтепродукты в качестве грузоотправителя, пишет РБК. В случае одобрения этого предложения «Транснефть» сможет транспортировать по трубопроводам только сырье нефтяников, а свою нефть и нефтепродукты, которые ей нужны для технических нужд, — нет. Также предлагается лишить «Транснефть» права отказывать в заключении договора транспортировки из-за нефти низкого качества и обязать ее возмещать убытки нефтяникам в случае отсутствия технической возможности прокачивать нефть. Эффективное функционирование магистральной системы будет невозможно, прокомментировал эти пункты документа представитель «Транснефти» Игорь Демин.

Из новой редакции законопроекта исчезли положения об оплате нефтяными компаниями стоимости строительства трубопроводов в их интересах, расходы предлагается распределить среди всех нефтяников через общее повышение тарифов. Исчез и пункт о соглашениях «качай или плати», то есть в случае отказа нефтяников поставлять сырье в нефтепровод в соответствии с договором расходы по его строительству и обслуживанию полностью ложатся на государственного оператора, как это случилось с незагруженными нефтепроводами «Куюмба-Тайшет» и «Заполярье-Пурпе». Исключен также пункт о включении в расчет тарифа инвестиций оператора, их опять же предлагается оплачивать государству.

Все стратегические системы жизнеобеспечения государства к настоящему моменту получили свои базовые законы, кроме трубопроводного транспорта. Указание правительству РФ о разработке закона было дано Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 июля 2015 года. «К сожалению, несмотря на прямое поручение президента, продолжаются попытки, в первую очередь со стороны «Роснефти», «снести» этот закон», — заявил президент «Транснефти» Николай Токарев 6 декабря. По словам Токарева, документ до такой степени видоизменили, что компания будет против его внесения в Госдуму.