,

$ 68 76.76

Экономика

Утром – деньги, вечером – стулья или…ничего

Согласно открытой и кулуарной информации, крупнейший грузоперевозчик с 20-летней историей – РАТЭК — может покинуть рынок.

Транспортно-логистический оператор РАТЭК, имеющий 120 филиалов и работающий на рынке с 1998 года, испытывает серьезные трудности, с которыми, по всей вероятности, он уже не справится.

Сейчас ситуацию внутри и вокруг РАТЭК можно оценить благодаря открытой информации. Например, перебои в работе филиалов, невыплаты зарплат сотрудникам, ворох судебных исков и убыточность в отчетности. Если не случится чуда, то РАТЭК повторит судьбу “Автотрейдинга” – компании, прекратившей своё существование в 2015-м году.

Если верить цифрам официальной отчетности РАТЭК, разница между выручкой и себестоимостью услуг в 2016-м и 2017-м годах составляла по 20 миллионов рублей. Это нормально для ИП или микробизнеса, но не для крупного бизнеса. Так, например, при выручке в 2016 году в 3,4 миллиарда рублей чистая прибыль составила всего 385 тысяч (0,01% от выручки), а в 2017 году при выручке 3,3 миллиарда финансовым результатом и вовсе стал чистый убыток в 11,8 миллиона рублей, пишет «МК-Хабаровск». По расчету СПАРК, рентабельность бизнеса РАТЭК по валовой прибыли в 2017 и 2016-м годах составила всего 0,61%.

Вероятно, налоговики скрежетали зубами, получив от РАТЭК издевку в виде 77 тысяч рублей налога на прибыль в 2016 году и ноль – в 2017-м. А так дразнить фискалов весьма чревато в наше время.

Помимо налоговиков, недовольны и сотрудники, которым не платят зарплату. Роструд в 2017-2018 годах провел в компании 12 внеплановых проверок, а выплатить сотрудникам зарплату в ряде случаев перевозчика вынуждала и прокуратура. По данным на август, по месту регистрации головного офиса перевозчик задолжал зарплату почти 1,5 тысячам своих сотрудников в размере более 40 млн рублей.

Что касается арбитражных судов, то на сегодняшний день в их базе числится порядка 400 дел, в которых РАТЭК фигурирует в качестве ответчика. Сейчас компания завалена исками от субподрядчиков на суммы от 1 до 3 миллионов рублей, пишет «ИА REGNUM». А также испытывает проблемы с арендной платой – иначе сложно объяснить массовые закрытия филиалов «по техническим причинам».

Всего компания должна несколько сотен миллионов рублей, если сложить сумму кредиторской задолженности в отчетности и сумму судебных исков.

По информации из банковских кругов, собственники пытаются занять денег – но банки не готовы кредитовать ввиду значительного объема обязательств и отсутствия ликвидных залогов.

Между тем, опасаясь блокировки счета за неуплату налогов, зарплат, реализации судебных исков, менеджеры пытаются увести текущие поступления на другие юрлица, ссылаясь на «агентские договоры» (информационное письмо об оплате услуг по другим реквизитам размещена на сайте компании). Однако эксперты рынка уже не верят в то, что РАТЭК выплывет со дна.

Напомним, по данным ЦБ, грузоперевозки входят в ТОП-3 наиболее проблемных отраслей с точки зрения уклонения от уплаты налогов. Представители ФНС также относят транспортную логистику к зоне повышенного внимания. Текущий год уже ознаменовался скандалами с транспортными компаниями «ЛидерТранс», «Глобал Логистик Транспорт». А «первой ласточкой» стала компания «Автотрейдинг» еще в 2015 году.

Уход с рынка одного из крупнейших игроков будет выгоден, к примеру, компаниям ПЭК, «Деловые линии», КИТ, ТК Энергия, которые уже делят бегущих клиентов РАТЭКа.

Но больше всего от ситуации вокруг РАТЭКа пострадают не грузоотправители, а перевозчики, которые оказывали услуги на субподряде у РАТЭКа. Велика вероятность, что с ними так и не рассчитаются, а конкурсной массы не хватит для выплат всем кредиторам – особенно учитывая, что в первую очередь платятся налоги и зарплаты.

С учетом скорости развития ситуации, финал станет ясен уже довольно скоро.