,

$ 63.63 70.92

Экономика

Проблемы освоения инноваций в АПК и пути их решения

Введение

В статье рассматривается необходимость развития инновационного фактора экономики, которая уже признана на мировом уровне. Для России вопрос перехода к инновационной экономике стоит как никогда остро [1, 2].

Крайне важным сейчас являются дифференциация нашей экономики, переход от сырьевой модели к инновационной модели.Ответом на усиливающуюся конкуренцию со стороны национальных и зарубежных компаний во всем мире служит интенсификация инновационных процессов, способствующих повышению рентабельности производства, расширению ассортимента и повышению качества производимой продукции.

Материалы и методы

В России возможности обеспечения динамичного, устойчивого экономического роста ограничены крайне низкой восприимчивостью отечественного бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера [3]. Более того, анализ динамики инновационных процессов в промышленности и ряде отраслей сферы услуг свидетельствует о наметившихся здесь тенденциях к стагнации.

На практике не столько инновации влияют на развитие экономики, сколько макроэкономическая и институциональная среда сдерживают инновационную активность предприятий. Как свидетельствует анализ, кризисные явления в экономике повлекли за собой существенное падение уровня инновационной активности: с 60–70 (1980-е г.) до 5–20% в пореформенные годы.

Самые тяжелые в экономическом отношении 1990-е годы, особенно их вторая половина, сопровождались минимальными индикаторами инновационной активности, а их наиболее существенный рост приходился на период, когда уровень и динамика основных макроэкономических показателей стали наиболее успешными для России.

Это 1999–2005 гг., когда Россия оказалась в числе пяти стран с наиболее высокими темпами роста в мире (в 2000 г. темп роста экономики составил 10%, в 2003–2006 гг. он колебался в пределах 6–7%). Именно за период 1999–2000 гг. уровень инновационной активности вырос вдвое в результате краткосрочного импортозамещения, связанного с финансовым кризисом 1998 года.

В настоящее время в аграрном секторе страны происходят глубокие социально-экономические преобразования. Идет процесс трансформации форм собственности, организации и размеров производства, возникают разные правовые формы предприятий и объединений.

Складываются новые организационные механизмы функционирования сельского хозяйства [4]. Кардинальные изменения экономических отношений между товаропроизводителями, с одной стороны, разработчиками и потребителями нововведений – с другой, потребовали углубления теории и методологических подходов к оценке эффективности производства, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и селекционных работ и инновационных проектов.

От применяемых при этом методов во многом зависит реальная оценка научных достижений, уровень достоверности показателей эффективности их внедрения в производство [5].

Результаты и обсуждение

Сущность инновационных процессов связана с целями и задачами их развития, которые заключаются в непрерывном организованном, экономическом, техническом и технологическом обновлении агропромышленного производства, направленном на его совершенствование с учетом достижений техники, науки и мирового опыта. Аграрная реформа, поставившая сельскохозяйственных товаропроизводителей в тяжелейшее положение, не только остановила инновационный процесс, но и привела всю научно-инновационную сферу АПК в критическое состояние с резким падением инновационной активности на всех уровнях. Развитие научно-технического прогресса в рамках активного проведения инновационной политики должно стать действенным барьером затянувшемуся аграрному кризису [6, 7]. Более того, это необходимо и в связи с предстоящим вступлением России в ВТО.

Главная проблема инновационной сферы экономики страны, в том числе АПК, – противоречие между возросшей ролью и потребностью в инновациях как факторе развития, с одной стороны, и существующими организационно-экономическими отношениями – с другой.
 
Так, экономические отношения, основанные на коммерциализации результатов научных исследований и разработок, ускорили процесс реализации экономически выгодных новшеств, но в то же время усложнили внедрение в производство принципиально новых научно-технических достижений, экономический эффект которых на данный момент не столь очевиден.

Тенденция увеличения затрат, обусловленная усложнением научно-технических проблем, определяет в качестве главного направления развития экономических отношений в инновационной сфере АПК прямую государственную поддержку инновационной деятельности.

Основной формой помощи должны стать федеральные и региональные целевые программы, стимулирующие производство всех тех видов сельскохозяйственной продукции и средств производства для АПК, которые наиболее конкурентоспособны на рынке. Возможно, часть рисков должна также покрыть комплексная система страхования рисков агропромышленного комплекса [8, 13].

Выводы

На федеральном уровне необходимо прямое финансирование радикальных инноваций технологического базиса аграрного производства, разрабатываемых НИИ, научно-инновационными центрами, научно-производственными объединениями, учебно-научными комплексами при участии организаций инновационной инфраструктуры.

На уровне субъектов Федерации это должно быть прямое финансирование начальных стадий региональных инновационных проектов – это фазы особого риска и сверхзатрат [9, 10]. В последующем, когда уже обозначены контуры реального коммерческого приложения капитала, целесообразно привлечение в инновационную сферу инвестиционных ресурсов специальных фондов и других инвесторов [11, 12].

При этом специалисты едины в том, что для всестороннего и эффективного развития материального производства, в том числе в аграрном секторе экономики, техника и технология должны развиваться быстрее, чем производство, а наука – опережать развитие техники и технологии  [14].