,

$ 100.68 106.08

Сельское хозяйство

Новые данные о самшитовой огневке Cydalima perspectalis (Walker, 1859) на Центральном Кавказе

Введение

Огневка самшитовая (Cydalima perspectalis Walker) – бабочка надсемейства Pyraloidea, семейства Crambidae, подсемейства Pyraustinae, восточно-азиатский вид. В условиях Кавказа – злостный вредитель самшитовых насаждений.  В Краснодарском крае развивается в 3-х поколениях, но при благоприятных условиях может развиться и 4-я генерация [1]. По литературным данным [2, 3], в Европе бабочки впервые были отмечены в 2006 году, в южной Германии и далее произошло стремительное распространение вида по континенту [3-6]: Швейцария, Нидерланды – 2007 г., Австрия, Франция, Великобритания – 2008 г., Лихтенштейн – 2009 г., Бельгия, Италия, Турция, Словения, Чехия, Венгрия – 2011 г., Хорватия – 2012 г. [21], Черноморское побережье России, Чеченская Республика [7] (Проклов, Караева, 2013) – 2013 г., равнинная часть Краснодарского края, Республика Абхазия, Республика Грузия – 2014 г. Появление самшитовой огневки на Черноморском побережье России и в г. Грозном объясняется завозом бабочек с посадочным материалом самшита вечнозеленого (предположительно из Италии), применяемого для озеленения  парков, скверов, бульваров, улиц, пляжей [2, 8-17]. В Северной Осетии этот вид был отмечен нами впервые [18].   

 

Материал и методы 

Целью настоящего исследования являлся анализ динамики распространения самшитовой огневки на Кавказе на основании опубликованных, предоставленных другими исследователями и собранных автором данных.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: 1) проведена работа с литературой по теме исследования; 2) произведен полевой сбор  и фото фиксация биоматериала; 2) проведена камеральная обработка собранного материала; 3) составлена карта-схема находок бабочек на Кавказе; 3) проведен анализ динамики распространения вида на Кавказе.

Нами использовались стандартные общепринятые методики сбора и оформления энтомологического материала (ловля воздушным сачком, замаривание хлороформом, сушка на энтомологических расправилках), визуальных наблюдений и фото фиксации (Samsung ES28) насекомых. Отснятый фотоматериал хранится в личном архиве автора.

Наши исследования проводились в 2015-2017 г. в лесо-лугостепном и нижнегорном лесном высотных поясах Республики Северная Осетия-Алания (РСО-А), среднегорном лесном поясе Республики Южная Осетия-Алания (РЮО-А).

Материал. Имаго: В. Доброносов, РСО-А, г. Владикавказ, 10.09.2015, 2 экз., 24.08.2016, 1 экз.; В. Берозов, РСО-А, г. Владикавказ, 08.07.2017, 1 экз. (Рис. 1a); Ю. Комаров, РСО-А, г. Алагир, 27.08.2017, 1 экз. (Рис. 1b); 

Рис. 1. Имаго самшитовой огневки, отмеченные в новых местообитаниях в 2017 г.

К. Лотиев, РЮО-А, Знаурский р-он, с. Нагутни, 29.09.2017, 1 экз. (Рис. 1c); Повреждения: Р. Тавасиев, РСО-А, г. Владикавказ, 02.10.2017 (Рис. 2a); А. Комжа, РСО-А, г. Владикавказ, 04.10.2017 (Рис. 2b).   

Рис. 2. Повреждения самшита огневкой, отмеченные в г. Владикавказ в 2017 г.   

Автор выражает искреннюю благодарность Ю.В. Гукаеву, В.Ш. Березову, Р.А. Тавасиеву, К.Ю. Лотиеву, Ю.Е. Комарову, А.Л. Комже за предоставленные материалы и информацию, оказанную, в ходе проведения исследований, практическую помощь.

Результаты и обсуждение 

Отмеченные в ходе наших исследований 2015 года в Комсомольском лесопарке 2 экз. имаго Cydalima perspectalis Walker сидели на нижней стороне листовых пластинок низкорослого дерева ясеня (Fraxinus sp.). Отмеченный в 2016 г. возле настенного светильника в подъезде жилого дома 1 экз. имаго самшитовой огневки, по всей видимости, развился на близлежащей древесной растительности, которая также представлена деревьями ясеня обыкновенного и зеленого (Fraxinus excelsior L., Fraxinus viridis Michx).

На самшите вечнозеленом (Buxus sempervirens L.) в незначительном количестве, традиционно используемом в озеленении г. Владикавказ, за период 2015-16 гг. ни вспышек массового размножения самшитовой огневки, ни единичных находок, зафиксировано не было. По всей видимости, особи этого вида подстраивались под конкретные природно-антропогенные условия г. Владикавказ. Эту особенность отмечал в своей публикации В.И. Щуров [10]. По данным К.Ю. Синельникова [1] в условиях Кавказского государственного природного биосферного заповедника в качестве кормовых растений самшитовой огневки выступали: лавровишня, клен полевой, ясень, мушмула японская, иглица колхидская, иглица колючая, дуб каменный, так что, ясень в наших условиях не являлся исключением.

В ходе полевого сезона 2017 года в 3-х новых местообитаниях были отмечены имаго самшитовой огневки и обнаружены значительные повреждения самшита вечнозеленого на южной окраине г. Владикавказ. 

Пути проникновения бабочек на территорию РСО-А  вызывают массу вопросов. По опубликованным данным [3, 7-17] самшитовая огневка на Кавказе была отмечена в следующих пунктах: Краснодарский край — гг. Сочи, Новороссийск, Туапсе, Анапа, Геленджик (мыс Идокопас), Краснодар, долина Абрау; Чеченская Республика – г. Грозный; Республика Абхазия – разные районы, в т.ч. места произрастания самшита колхидского; Республика Грузия – гг. Кобулети, Чакви, Батуми. По устному сообщению Ю.В. Гукаева в 2016 г. бабочки были отмечены в г. Армавир. Данные наших исследований позволили дополнить список точек находок вида, как на северном, так и на южном макросклонах Большого Кавказа (серия точек по РСО-А и точка в РЮО-А).

Проанализировав ситуацию с современным распространением Cydalima perspectalis Walker на Кавказе на основании опубликованных данных и данных, полученных в результате наших исследований (Рис. 3), мы пришли к заключению, что наиболее вероятными являются два варианта проникновения на территорию РСО-А: естественное расселение с территории Республики Чечня или непосредственный занос с каким-либо посадочным материалом, возможно транзитом по Военно-Грузинской дороге и (или) Транскавказской автомагистрали. Естественное расселение из Краснодарского края или из Республики Грузия представляется нам крайне маловероятным из-за большого расстояния и множества естественных и искусственных  препятствий   на  пути  возможных миграций.  Возможность естественного  расселения из Чеченской республики также вызывает сомнения ввиду отсутствия сведений о находках бабочек в Республике Ингушетия (возможно, сказывается недостаток данных), но все же более вероятна.

Выводы

Таким образом, в РСО-А в 2015-16 гг. нами были впервые обнаружены единичные экземпляры имаго самшитовой огневки Cydalima perspectalis Walker. Пути проникновения вида в республику, особенности биологии и экологии в местных условиях пока не изучены. В 2017 г. помимо новых находок взрослых бабочек, были отмечены и первые повреждения самшита на территории г. Владикавказ. Одновременная находка бабочек на южном макросклоне Главного Кавказского хребта свидетельствует о расширении общекавказского ареала. Все вышеизложенное в комплексе является весьма тревожным симптомом. По нашему мнению, необходимо уже сейчас начинать разработку и внедрение комплекса защитных мер [19, 20, 22] по защите самшитовых насаждений РСО-А, одновременно налаживая систему мониторинга и оперативного реагирования по всему Кавказскому региону.